Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Госдума приняла закон о Национальном словарном фонде

Законопроект был внесен на рассмотрение парламента в январе 2024 года. 9 апреля его приняли во втором и третьем чтениях.

Новый федеральный закон вносит дополнения в закон «О государственном языке РФ», а именно дополняет его статьей 4, регламентирующей работу новой государственной информационной системы «Национальный словарный фонд». В ней будут представлены данные о современных и исторических нормах русского литературного языка, а также сведения о русских народных говорах. Фонд будет включать в себя словари русского языка, созданные за последние три века.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что Национальный словарный фонд будет способствовать повышению уровня общей грамотности, защите и сохранению государственного языка Российской Федерации. Это будет бесплатный, общедоступный и верифицированный источник сведений о написании слов, постановке ударений, значениях слов в разных контекстах. Также в НСФ можно будет подобрать синонимы и антонимы к интересующему пользователя слову.

На создание НСФ с 2025 по 2027 годы из федерального бюджета планируется выделить 182 млн рублей. Работу ведет Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, а оператором и заказчиком выступает Министерство науки и высшего образования.

Пилотную версию словаря планируется представить к концу 2025 года.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Национальный словарный фонд обещают открыть для пользователей в конце 2025 года

На пресс-конференции в ТАСС речь шла в том числе о партнерстве Фонда и Грамоты

Законопроект о Национальном словарном фонде внесли в Госдуму

Презентация результатов проекта запланирована на 2027 год

Национальный словарный фонд даст пользователям больше, чем просто хорошую библиотеку словарей

Руководитель проекта Мария Каленчук — о принципах и возможностях новой информационной системы

все публикации

Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба