О несклонении брендов

Актуальная тема – ваше мнение

О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 22 апр 2019, 11:40

В общем-то, история давняя. Я и на форуме несколько раз этой ситуацией интересовалась, и в Справку обращалась, и дома меня постоянно мучают вопросом, почему у нас сегодня настолько спокойно мирятся с тем, что повсеместно перестали (вопреки русскому языку) склонять названия брендов. Все молчат - и своим домашним ответить мне нечего.
То есть на закондательном уровне - под предлогом защиты языка - бороться, чтобы никто, не приведи господь, не написал латиницей WiFi (условно), - это да! А "я доволен своим Тойота Камри" - пиши и говори запросто.
В общем, почти смирилась, что этим вопросом задаваться бессмысленно.

Теперь вторая часть. С большим интересом читаю работы московского лингвиста Н. В. Николенковой.
И вот в одной из них уважаемая Наталья Владимировна пишет в сноске:
Телевизионная реклама, демонстрируемая в наши дни, предлагает “насладиться новым Форд Фокус”.

Статья, собственно, не совсем об этом. Точнее, совсем не об этом, но эта строчка опять всколыхнула во мне постоянное недоумение.
Я прекрасно понимаю истоки явления, но при этом никак не пойму, почему лингисты с ним смирились. Почему не отстаивают чистоту русского языка?

Между прочим, с несклонением топонимов они не смиряются, несмотря на расползающуюся практику.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 49182
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение adada » 22 апр 2019, 12:28

Вопрос № 218436
Прошу вас научить, в каких случаях происходит склонение названий торговых марок. По телевидению в рекламе довольно часто слышишь "новый тариф от "МЕГАФОН" или "новая крем-краска от "ЛИНДА". Оправдано ли такое правописание "совместно с "ЕВРОСЕТЬ" и слева от аптеки "РИГЛА" и почему?

Ответ справочной службы русского языка
Не следует склонять собственные наименования, если они предваряются нарицательными (родовыми терминами): слева от аптеки "Ригла", в салоне "Евросеть" и т. п. При отсутствии нарицательных родовых наименований склонение требуется: работать в "Ригле", в "Евросети", в "Мегафоне" и т. п.


Но народ, даже прислушиваясь в мнению Справки, будет говорить так, как ему удобнее. И если смысл высказываний от этого не меняется, уже Справке надлежит прислушиваться к частотно значимому мнению народа. Да здравствует лабильность и вариабельность!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 41812
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: О несклонении брендов

Сообщение Е.О. » 22 апр 2019, 13:07

Народ-то как раз склоняет, потому что ему удобнее склонять.

Это рекламщики и журналисты не склоняют, но не потому, что им так удобнее, а потому что следуют служебным инструкциям, основанным на иностранных учебниках по рекламному делу.

И если заставить народ говорить "правильно", а не так как ему естественно, невозможно, то запретить противоестественное несклонение в рекламе можно было бы одной маленькой поправкой в законах о рекламе.
Е.О.
 
Сообщений: 5779
Зарегистрирован:
18 апр 2010, 00:55
Откуда: москва

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 22 апр 2019, 13:15

Е. О., так конечно.
Кто, кроме рекламщиков, говорит "я купил новый тойота"?
А рекламщики так пишут/говорят, потому что им продажники руки выкручивают.
Учебники-то - у манагеров пиар-служб в представительствах автоконцернов (и не только). Склонять наш бренд низзя!
И появляются уродливые "наслаждайтесь вкусом кока-кола". Не доходит, что для русского уха это означает не напитком наслаждаться, а ароматизатором со вкусом "кока-кола".

Кстати, знаете, почему тойота - "новый"? Потому что автопродажники везде "автомашину/машину" меняют на "автомобиль". И неважно, сколько раз это слово повторяется в тексте. Только "автомобиль" - и точка.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 49182
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Е.О. » 22 апр 2019, 13:35

Судя по Вики, венгры склоняют Тойоту. Интересно, как они этого добились.
https://hu.wikipedia.org/wiki/Toyota
Е.О.
 
Сообщений: 5779
Зарегистрирован:
18 апр 2010, 00:55
Откуда: москва

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 23 апр 2019, 06:14

Хелена писал(а):...почему лингвисты с ним смирились. Почему не отстаивают чистоту русского языка?
Между прочим, с несклонением топонимов они не смиряются, несмотря на расползающуюся практику.


Вопрос в том, где и как они должны это делать? На уроках РЯ и парах по РЯиКР отстаивают. Статьи пишут. В программах о РЯ говорят. На страничках СМИ выступают.
Но:
- редакторы и корректоры отсутствуют в подавляющем большинстве печатных и уж тем более говорильных СМИ - просто нет таких должностей;
- рекламный бизнес с 90-х гг. четко встал на позицию "никаких филологов в рекламе - они слишком много знают"; у нас рекламные конторы гордятся тем, что работают без редакторов;
- про продажников Вы сами сказали.

Так что филологам остается лишь фиксировать явление и отслеживать корни его.
У меня ровно через неделю лекция о борьбе с разными языковыми уродствами в 20-е гг 20 века. Вполне и книги филологи издавали. Но Наркомпрос никуда не делся, вполне стал Росгосстрахом. И другие явления тоже расползлись. Приходите - расскажу.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 13732
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 23 апр 2019, 07:10

Эмилия, вопрос не о Вас лично. Хотя на лекцию интересно было бы попасть.

Но ведь есть закон о русском языке. Там, между прочим, записано:
. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка

Помнится, Жириновский им размахивал - и кричал, что надо все иноязычные слова истребить. : )

Надо бы мобилизовать наших озабоченных законодателей на очередной виток борьбы - теперь с искажениями русского языка. ; )
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 49182
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 23 апр 2019, 07:20

Хелена. на этот закон нахлебников от филологии - пруд пруди. Вот в прошлый четверг встречалась с дамой, которая преподает в одном юридическом месте. Они сейчас создают специальный "орфографический справочник" для юристов. Есть "словарь гостерминологии", есть "реестр госноменклатуры". За это плОтют бабки. Ушлые находят ниши.
Закон о рекламе тоже есть. Не сомневаюсь, что кто-то создал специальный подзаконный акт о нормах РЯ в СМИ. И получил деньги.
Для этого ведь не обязательно быть крупным филологом. Надо просто иметь правильные связи.

У большинства таких связей нет. Меня лично вполне можно пригласить на радио на 20 минут (да я и не пойду еще), кто-то на часок сходит. А кому-то заплатят за публичную лекцию о том, что нормы постепенно меняются и даже склонение в РЯ исчезает. Фамилию назвать? Или сами?
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 13732
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 23 апр 2019, 08:34

Знаю я эту фамилию. : )
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 49182
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 21 июн 2019, 03:25

Хелена писал(а):А "я доволен своим Тойота Камри" - пиши и говори запросто.

СВОЕЙ "Тойота Камри", Хелена.

Причем я бы сказал: своей Тойотой Камри.
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 21 июн 2019, 03:31

Хелена писал(а):И вот в одной из них уважаемая Наталья Владимировна пишет в сноске:
Телевизионная реклама, демонстрируемая в наши дни, предлагает “насладиться новым Форд Фокус”.

Статья, собственно, не совсем об этом. Точнее, совсем не об этом, но эта строчка опять всколыхнула во мне постоянное недоумение.
Я прекрасно понимаю истоки явления, но при этом никак не пойму, почему лингисты с ним смирились. Почему не отстаивают чистоту русского языка?

Какую, епть? Насладиться "Фордом Фокусом"?
В данном случае лучше реально не склонять. Звучит, по крайней мере, так лучше.
А на правила...
А забейте!
Лопатин вон до хрена чего в свой словарь вставляет, на которое все забивают - и ничего...

И еще!

"насладиться новым Ford Focus"

Тут даже по правилам ВАШЕГО русского языка никак нельзя прочитать иначе, как "насладиться новым Форд Фокус".

В общем, в итоге, херь вы какую-то, Хелена, спороли, извините.
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 21 июн 2019, 03:41

Хелена писал(а):Между прочим, с несклонением топонимов они не смиряются, несмотря на расползающуюся практику.

А можно поинтересоваться, с какими несклонениями топонимов кто-то там не смиряется?
Или это только существует в вашем виртуальном воображении?
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 21 июн 2019, 03:53

adada писал(а):
Вопрос № 218436
Прошу вас научить, в каких случаях происходит склонение названий торговых марок. По телевидению в рекламе довольно часто слышишь "новый тариф от "МЕГАФОН" или "новая крем-краска от "ЛИНДА". Оправдано ли такое правописание "совместно с "ЕВРОСЕТЬ" и слева от аптеки "РИГЛА" и почему?

"...слева от аптеки "РИГЛА" и почему?

А теперь: слева от аптеки "РИГЛЫ". Да здец же...

Мудаки задают мудацкие вопросы. Другие мудаки с мудацким видом дают на них мудацкие ответы.

А другими словами, друзья, я не знаю, как эту хрень охарактеризовать.
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 21 июн 2019, 08:03

Во! Элси развязал, браво! Неясно, почему в четверг - наверное, переходит, по совету Медведа, на четырехдневную неделю... Чё хотел сказать - не поняла.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 13732
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 21 июн 2019, 10:10

Эмилия писал(а):Чё хотел сказать - не поняла.


Просто Вы столько не выпьете.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 49182
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 05 июл 2019, 08:14

Хелена, прям для Вас ответ справки. Я вчера наконец-то завершила самую нудную работу (в пособии проверяла, чтобы нумерочки упражнений подряд были - а то у меня в одной книжке два 64 задания было как-то :) причем в разных местах), теперь перешла к другому - и решила посмотреть, что там в Справке в ответах. Чего-то много выгребла.
Для Вас вот это:

Вопрос № 301386
Добрый день , "Поль Бейкери" - это какой род ? Пекарня "Поль Бейкери" - это точно она . А само название .как понять какой это род?
Ответ справочной службы русского языка
В таких случаях род определяется по родовому слову, то есть "Поль Бейкери" также женского рода: соседняя "Поль Бейкери".


То есть фактически предложен вариант Я покупаю хлеб в Поль Бейкери...
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 13732
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение volopo » 05 июл 2019, 09:01

Эмилия писал(а):То есть фактически предложен вариант Я покупаю хлеб в Поль Бейкери...

Или ... в Поли Бейкери.
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 9264
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: О несклонении брендов

Сообщение adada » 05 июл 2019, 09:12

По-русски нормально и вполне здорово покупать хлеб в (поль)бейкерне.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 41812
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 23 авг 2019, 10:41

Вот уже и не бренды в ход пошли:
Как сообщает The Daily Mail, герцога и герцогиню Кембриджских заметили в международном аэропорту «Норвич» в Абердин с тремя детьми, няней Мария Борралл и мамой герцогини Кэрол Миддлтон.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 49182
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Amadeo » 23 авг 2019, 10:56

Хелена писал(а):Вот уже и не бренды в ход пошли:
Как сообщает The Daily Mail, герцога и герцогиню Кембриджских заметили в международном аэропорту «Норвич» в Абердин с тремя детьми, няней Мария Борралл и мамой герцогини Кэрол Миддлтон.


Имена людей и географические названия? Если бы не Абердин (он же должен склоняться?), могла бы подумать, что у Марии просто опечатка. Герцогов-то все же просклоняли.
Аватар пользователя
Amadeo
 
Сообщений: 5570
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 11:10
Откуда: Беларусь

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 13 сен 2019, 06:20

Хелена писал(а):
Эмилия писал(а):Чё хотел сказать - не поняла.


Просто Вы столько не выпьете.

Зато вы можете запросто:

Хелена писал(а):
Между прочим, с несклонением топонимов они не смиряются, несмотря на расползающуюся практику.


Протрезвев, вы можете мне объяснить, кто с кем не смиряется? (второй раз спрашиваю)
Или вам опять помощь зала нужна?
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 13 сен 2019, 06:26

Что ж Вам, Элси, не спится-то? Вы точно выполнили предложение о переходе на четырехдневку....
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 13732
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 13 сен 2019, 06:27

Amadeo писал(а):Имена людей и географические названия? Если бы не Абердин (он же должен склоняться?), могла бы подумать, что у Марии просто опечатка. Герцогов-то все же просклоняли.

Не хотите вы по делу говорить...
И я тоже не буду.

Про герцогов.

"И если мы еще не герцоги - так не в титулах счастье, друзья" (с) Поль Маккартни отчасти

Изображение
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 13 сен 2019, 06:28

Эмилия писал(а):Что ж Вам, Элси, не спится-то? Вы точно выполнили предложение о переходе на четырехдневку....

Можно подумать, что вы мякотью своего лица подушку бороздите так-то...
Последний раз редактировалось Элси Р. 13 сен 2019, 06:35, всего редактировалось 2 раз(а).
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 13 сен 2019, 06:28

Я ночь целую спала, сейчас на работу собираюсь...
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 13732
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Элси Р. » 13 сен 2019, 06:35

Наша королева прямо хоть куда - и спесива и горда.
И не льет слез никогда!

Хоп-хеоп!


Из жалости к вашим ушам оригинал сэра Пола:

Изображение
Элси! Элси Ринген! Смешать, но не взвешивать!
Аватар пользователя
Элси Р.
 
Сообщений: 15466
Зарегистрирован:
09 дек 2010, 21:24


Вернуться в Вече

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2