adada писал(а):Литературный критик Алексей Колобродов о мотивах романа Дмитрия Быкова «Июнь»:
"... к эпитетам, которыми нужно сопроводить роман «Июнь« — глубокий, недобрый, историософский, я бы обязательно добавил... ...да, еще один центростремительный мотив, может быть, даже более важный, нежели поэтический принцип. Авторская агрессия...
Агрессия идет не столько от журнализма, как бы постулирующего недоверие к любому информационному потоку, но именно от авторского отношения к объектам повествования. Быков вторым жанровым слоем щедро использует приемы пародии и памфлета, затевает большую игру в угадайку прототипов, устраивает целую систему шифров и кодов. Некоторые критики не без высокомерия заявляли, будто игра эта им неинтересна..."
А я, пожалуй, уклонюсь от этого искусственного литературизированного квеста по противоположной причине, по причине
низкомерия (термин А.К. Секацкого). И в силу неприятия агрессии.
Меня заинтересовала цитата, потому как она, на мой вкус, вполне положительно оценивает роман. Решила узнать, что там пропущено. И оказалась права - да, прочитав такую рецензию, я, скорее всего, подумала бы: интересно было бы прочитать.
Единственный якобы неположительный эпитет из приведенного Ададой отрывка - "недобрый". С другой стороны, если в большом количестве присутствуют элементы сатиры и памфлета, то откуда взяться доброте. Для меня недобрость - не порок, я ведь люблю Набокова, недобрый оценивающий взгляд - я к такому привыкла.
"Положительное" из рецензии:
Но принципиальнее, конечно, Москва, вернее, сама ее атмосфера, прописанная для «Июня» временами нежно, нервно и ностальгически; равно как общий предкатастрофный контекст. Все три части романа завершаются в ночь на 22 июня 1941 года...
Быков, в обличье Гвирцмана/Самойлова, судит не время, но то, «что оно делает с человеком» (Бродский)...
Вторая часть — психологический (и даже психоаналитический) и философский очерк о предательстве и его оправдании...
Заключительный фрагмент триптиха — мистико-конспирологическая новелла а-ля Борхес. Писал ее Быков, отбывая и заканчивая романный номер, и минировал шифрами и смыслами в обязательном уже порядке, как сапер на задании...
Поэтический принцип «Июня» — в превышенной прозаической скорости, редуцировании привычных речевых конструкций. (Так, психологические характеристики умещаются не в абзац даже, а в полторы фразы. Диалоги, особенно в первой части, сыплются со скоростью плевка, и напоминают не то панч-лайны рэпперов, не то словесные обрубки, выпавшие из сериальных сценариев. Мастерски сделано, надо сказать). Это вовсе не «мышление опущенными звеньями» (Мандельштам), это возгонка, ускоренная перемотка, позволяющая смешать и подать на едином градусе небогатые сюжетные движения и обильные историософские рассуждения (впрочем, тоже редуцированные). Работает; и сдается мне, вполне соответствует авторскому замыслу — дать реактивный гул первых тактов Армагеддона. Конечно, поэма
.
Интересная рецензия. Я, уже прочитав роман, хотела найти хоть что-то такого рода, но не получилось.
Кстати, об авторской агрессии. Неагрессивный автор мне обычно малоинтересен. А кто из современных неагрессивен? Даже не знаю. Пелевин, Сорокин, Лимонов - все агрессивны. Из тех, кого тут обсуждали - Прилепин, Толстая... А уж как агрессивен Бунин!
adada писал(а):А я, пожалуй, уклонюсь от этого искусственного литературизированного квеста <...>в силу неприятия агрессии.
Адада, Вы очнеь агрессивны. Для меня это совершенно не недостатоток, это нормально совершенно. Это обычно, т.е. в популяции преобладает, причем преобладает значительно. Из мужских ников постоянных посетителей форума сейчас есть только один неагрессивный = добрый. Это, конечно же, не Вы.