Новый министр образования Ольга Васильева заявила, что в сентябре 2016 года в российские школы поступят новые, «более взвешенные» учебники истории. По ее словам, в них будет использован «очень взвешенный» подход, а «сложные вопросы российской истории вынесены как бы вне» — для них подготовят дополнительные материалы. Что же именно окажется в учебниках истории, по которым предстоит учиться школьникам?
Итак, какие "трудные вопросы по истории" не войдут в базовый школьный учебник?
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ РОССИИ»
Перечень «трудных вопросов истории России» составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора.
1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. исторический выбор Александра Невского;
4. роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
6. присоединение Украины к России (причины и последствия);
7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации,
коллективизации и преобразований в сфере культуры;
11. характер национальной политики большевиков и ее оценка;
12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
15. оценка СССР в условиях «холодной войны»;
16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
https://meduza.io/feature/2016/08/23/ch ... ah-istorii
http://rushistory.org/images/documents/ ... afinal.pdf
Я совершенно не возражаю, да и что толку возражать?
У меня только один вопрос: ЧТО ВОЙДЕТ в учебник истории?
Впрочем, ответ в статье есть:
Проблемой учебников стали санитарные нормы, по которым ученику можно давать строго определенный объем информации. Но это количество информации радикально противоречит тому, что нужно вместить в [образовательный] стандарт. В итоге получается учебник, который как и раньше невозможно читать, который просто перечисляет события и факты, не имея под собой никакой концепции. Чтобы знать, какую информацию отбирать, нужно четко понимать цель написания учебника. А ее так и нет. Таким образом, учебник не дает никакого представления об историческом знании как таковом.