Конечно, век экспериментов
Над нами - интересный век...
Но от щекочущих моментов
Устал культурный человек.
Мы извращеньем обуяны,
Как там, читатель, ни грози.
И духу вечному Татьяны
Мы предпочтем "душок" Зизи!...
Я попыталась поискать в сети, кто такая эта Зизи. Не знала, чесслово. И отыскала замечательную статью Н.С. Валгиной из серии "Теория текста", она называется "Текст и его восприятие". Вот ссылка:
http://evartist.narod.ru/text14/04.htm
В статье речь идет о различных аспектах восприятия текста, в том числе и о т.н. "фоновых знаниях". Именно их подчас не хватает, это мешает его восприятию, или, по крайней мере, затрудняет таковое.
Индивидуальные фоновые знания часто служат средством создания подтекста. Понятие подтекста прежде всего связано с художественной литературой, оно полностью сориентировано на предварительное знание. В ряде случаев автор, используя те или другие высказывания, упоминая какие-либо факты, прямо рассчитывает на понимание посвященных, т.е. на индивидуальное знание. Например, Ю.М. Лотман, комментируя роман А. Пушкина «Евгений Онегин», обращает внимание на строку поэта «Зизи, кристалл души моей...», которая могла быть понятна лишь тем, кто знал, что «Зизи – детское и домашнее имя Евпраксии Николаевны Вульф».
Вот строчки из Онегина, посвященные Зизи:
Да вот в бутылке засмоленной
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобных талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!
(гл. 5. XXXII)
И, наконец, более подробную инфу о Зизи отыскала я в статье доктора фил. наук, профессора Нины Забабуровой. Статья так и называется <<"Зизи, кристалл души моей..." Евпраксия Николаевна Вульф (Вревская) (1809-1883)>>
http://www.relga.rsu.ru/n37/cult37.htm
...Пушкин назвал ее "полувоздушной девой". В "Онегине" он воспел ее тонкую, в рюмочку, талию. Она была удивительно женственна, отличалась лебединой плавностью движений и походки, при этом, в противоположность своей серьезной и мечтательной сестре, была кокетлива и шаловлива. Летом 1826 года она царила в Тригорском. Приехавший погостить поэт Н. Языков с восторгом воспевал ее красоту:
Я верно, живо помню вас,
И взгляд радушный и огнистый
Победоносных ваших глаз,
И ваши кудри золотисты
На пышных склонах белых плеч,
И вашу сладостную речь,
И ваше сладостное пенье,
Там, у окна, в виду пруда...
P.S. Но всё же интересно, как из Евпраксии могла получиться "Зизи"? Кроме того, статья Забабуровой дарит достаточно "фоновых знаний", чтобы понять слова Северянина о "душкЕ" Зизи.
