Театр уж полон, ложи блещут...

Делимся впечатлениями о прочитанном

Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение zyablik » 28 мар 2015, 03:31

Вчера был Международный день Театра. Сама уже к вечеру вспомнила.
А почему бы нам позитивненько не поговорить о театре? (В этой теме, как мне кажется, даже негатив может быть вполне позитивен). Я не припомню такой ветки, хотя посты периодически какие-то появлялись.
Я очень люблю театр, даже работать там бы мечтала - все равно кем.

А ведь есть, есть у вас и воспоминания интересные о театре, и фото, и стихи. Поэтому в Литуголок и воткнула.

А от меня - любимая пародия Леонида Филатова.

Роберту Рождественскому
(из цикла пародий "Таганка-75")

Может, это прозвучит
Резко,
Может, это прозвучит
Дерзко.
Но в театры я хожу
Редко.
А Таганку не люблю
С детства.

Вспоминается такой
Казус,
Вспоминается такой
Случай:
Подхожу я как-то раз
К кассе,
Эдак скромно, как простой
Слуцкий.

Говорю, преодолев
Робость, -
А народищу кругом -
Пропасть! -
Мол, поскольку это я,
Роберт,
То нельзя ли получить
Пропуск?..

А кассир у них точь-в-точь
Робот,
Смотрит так, что прямо дрожь
Сводит:
"Ну и что с того, что ты -
Роберт?
Тут до черта таких
Ходит!"

Вот же, думаю себе,
Дурни! -
А в толпе уже глухой
Ропот! -
Да сейчас любой олень
В тундре
Объяснит вам, кто такой Роберт!

В мире нет еще такой
Стройки,
В мире нет еще такой
Плавки,
Чтоб я не посвятил
Строчки,
Чтоб я ей не уделил
Главки!

Можно Лермонтова знать
Плохо,
Можно Фета пролистать
Вкратце,
Можно вовсе не читать
Блока,
Но... Всему же есть предел,
Братцы!

...Но меня, чтоб я не стал
Драться,
Проводили до дверей
Группой...
Я Таганку не люблю,
Братцы.
Нехороший там народ,
Грубый.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5177
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Крапива » 28 мар 2015, 06:12

Из той же серии :)

Евгений Евтушенко
Мне говорил портовый грузчик Джо,
Подпольный лидер левого движенья:
«Я плохо понимайт по-русски, Женья,
Но знаю, что Таганка—хорошо!»
Потягивая свой аперитив,
Мне говорил знакомый мафиозо:
«Таганка, Женя, это грандиозно!
Мадонна, мне бы этот коллектив!..»
Душою ощущая ход времен,
Забитая испанская крестьянка
Сказала мне по-русски: «О, Таганка!
Проклятый Франко, если бы не он...»
Звезда стриптиза, рыжая Эдит,
Сказала, деловито сняв рейтузы:
«Ты знаешь, Женя, наши профсоюзы
Считают, что Таганка победит!..»
О том же, сохраняя должный пыл,
Мне говорили косвенно и прямо—
Рабиндранат Тагор и далай-лама,
И шахиншах... фамилию забыл...
Поскольку это шло от естества,
И делалось, отнюдь не для блезира,—
Спасибо вам, простые люди мира,
За ваши безыскусные слова!
Меня пытал главарь одной из хунт,
Он бил меня под дых и улыбался:
«Ну что, таганский выкормыш, попался?
А ну положь блокнот и стань во фрунт!..»
Таганка, ты подумай, каково
Мне в сорок лет играть со смертью в прятки!.
Но я смолчал. Я сдюжил. Все в порядке.
Они про вас не знают НИ-ЧЕ-ГО!

Белла Ахмадулина
О, вряд ли кто-нибудь предполагал,
Что я, бродя в окрестностях Таганки,
Однажды с праздным видом чужестранки
Рискну войти в тот сирый балаган!..
Надменно и взыскующе шурша
Программкой предстоящего миракля,
Я села. Все затихло. И обмякла
Моя высокомерная душа...
...Как заново рожденная на свет,
Я шла к дверям. И тут явился некто,
Чей лоб, на редкость чуждый интеллекта,
Являл намек, что он – искусствовед.
Он закричал: «Должно быть, это сон!»
(Когда б мы с ним вот так столкнулись лбами
Не здесь, а раздевалке N-ской бани,
Он, верно, был бы меньше потрясен.)
Он продолжал: «В Москве полным-полно
И даже свыше нужного, пожалуй!
Иных театров. Есть Большой и Малый.
Есть МХАТ. Качели. Шашки. Домино».
Я улыбнулась: «Вам не по плечу
Представить жизнь вне покера и дерби,
А мне, мой друг, за собственные деньги
Угодно видеть все, что я хочу...»
Он пригрозил: «От взрослых до детей
Любой поклонник данного театра
Закончит век в приемной психиатра,
Страдая от навязчивых идей!..»
Я рассмеялась: «Уж скорее вы—
Находка для Канатчиковой дачи,
А впрочем, я желаю вам удачи,
Которой вы не стоите, увы!..»
...Я шла домой, и бедное чело
Точила мысль, похожая на ранку:
Сойти с ума! Примчаться на Таганку!
Пробиться в зал, где шумно светло!..
Во тьме кулис, ликуя скорбя,
Узреть простых чудес чередованье!
Прийти в восторг! Прийти в негодованье!
Прийти домой! И там прийти в себя.
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Марго » 28 мар 2015, 09:15

Без Пастернака тут, я думаю, уж точно не обойдется. Потому сразу.

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак но́чи
Тысячью биноклей на оси́.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

<1946>

Превентивно: да, здесь больше о жизни, чем о театре. Но ведь и "Вся жизнь -- театр..." :)
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 28 мар 2015, 10:22

Владимир Маслаков, актер Молодежного театра на Фонтанке.

«Весь мир – театр, а люди в нём актёры…» –
Выходит так, что мы с тобою – в кубе,
И неприятность вырастает в форму горя,
И под улыбкою просвечивают зубы.

Не заступи лишь за кулисы правды
И не оглохни от аплодисментов.
О, сколько в оркестровой яме яда
Скрипичного от недостатка света!

А этот вечный ужас монолога…
И одиночество на публике – край смерти.
Не верьте в жизни, но на сцене – верьте
В счастливую усмешку эпилога.

И вот уже двухсотый раз на сцене,
И кажется, что всё одно и то же:
Слова, боль, интонации, движенья –
Всё так знакомо, но так непохоже.

Спектакль заполняет нишу «время»
И с ним уходит, следующий снова
Не повторяется – идёт с другой ступени,
И главное, чтоб прозвучало слово

Живое. Даже если ты усталый,
Больной, с похмелья и не в настроении,
Ты должен выйти, взять пространство зала
И увести его в другое измеренье.


Валентин Гафт

Всем известно, Жизнь - Театр.
Этот - раб, тот - император,
Кто - мудрец, кто - идиот,
Тот - молчун, а тот - оратор,
Честный или провокатор,
Людям роли Бог дает.
Для него мы все - игрушки,
Расставляет нас с небес...
Александр Сергеич Пушкин,
А напротив - Жорж Дантес!
Последний раз редактировалось fililog 28 мар 2015, 10:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 28 мар 2015, 10:29

Валентин Гафт

Театр

О, Театр! Чем он так прельщает,
В нем умереть иной готов,
Как милосердно Бог прощает
Артистов, клоунов, шутов.

Зачем в святое мы играем,
На душу принимая грех,
Зачем мы сердце разрываем
За деньги, радость, за успех?

Зачем кричим, зачем мы плачем,
Устраивая карнавал,
Кому-то говорим - удача,
Кому-то говорим - провал.

Что за профессия такая,
Уйдя со сцены, бывший маг,
Домой едва приковыляя,
Живет совсем, совсем не так.

Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую,
Нам представлять в своем лице.
Я мертв, но видно, что дышу я,
Убит и кланяюсь в конце.

Но вымысел нас погружает
Туда, где прячутся мечты,
Илюзия опережает
Все то, во что не веришь ты.

Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
А театр - сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить.

Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Марго » 28 мар 2015, 14:14

***
В час, когда пьянеют нарциссы
И театр в закатном огне,
В полутень последней кулисы
Кто-то ходит вздыхать обо мне...

Арлекин, забывший о роли?
Ты, моя тихоокая лань?
Ветерок, приносящий с поля
Дуновений легкую дань?

Я, паяц, у блестящей рампы
Возникаю в открытый люк.
Это — бездна смотрит сквозь лампы,
Ненасытно-жадный паук.

И, пока пьянеют нарциссы,
Я кривляюсь, крутясь и звеня...
Но в тени последней кулисы
Кто-то плачет, жалея меня.

Нежный друг с голубым туманом,
Убаюкан качелью снов.
Сиротливо приникший к ранам
Легкоперстный запах цветов.

(Александр Блок, 1904)
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 28 мар 2015, 15:12

Давид Самойлов

С эстрады

Вот я перед вами стою. Я один.
Вы ждете какого-то слова и знанья,
А может- забавы. Мол, мы поглядим,
Здесь львиная мощь или прыть обезьянья.

А я перед вами гол, как сокол.
И нет у меня ни ключа, ни отмычки.
И нету рецепта от бед и от зол.
Стою пред вами, как в анатомичке.

Учитесь на мне. Изучайте на мне
Свои неудачи, удачи, тревоги.
Ведь мы же не клоуны,
но мы и не боги.
И редко случается быть на коне!

Вот я пред вами стою. Я один.
Не жду одобрения или награды.
Стою у опасного края эстрады,
У края, который непереходим.



Финал

Любить, терзать, впадать в отчаянье.
Страдать от признака бесчестья
И принимать за окончание
Начала тайное предвестье.

Утратить волю, падать, каяться,
Решаться на самоубийство,
Играть ва-банк, как полагается
При одаренности артиста.

Но, перекраивая наново
Все театральные каноны,
Вдруг дать перед финалом занавес
И пасть в объятья Дездемоны.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение zyablik » 30 мар 2015, 02:50

Спасибо за стихи!
А что вы думаете по поводу скандала с постановкой оперы "Тангейзер" в Новосибирске"? Я предлагаю обсудить не возможное оскорбление религиозных чувств или это молитвенное стояние во главе с Валуевым.
А вот как вы относитесь к подобным интерпретациям оперы?
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5177
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 30 мар 2015, 10:24

zyablik писал(а):А вот как вы относитесь к подобным интерпретациям оперы?

Zyablik, мы же не видели этой постановки — как же нам судить?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение adada » 30 мар 2015, 10:32

"Вагнер! Это бог — в нем воссоединилась музыка всех веков! Его творения — огромный ковчег, в котором соединены все искусства, отразившие, наконец, истинную вселенную; оркестр живет вне драмы, опрокидывая все установленные правила, все нелепые ограничения! Какое революционное раскрепощение, рвущееся в бесконечность!.. Увертюра к Тангейзеру — разве это не возвышенная хвала новому веку: сперва хор пилигримов — спокойный, глубокий, религиозный мотив звучит медленным трепетным биением; голоса сирен мало-помалу его заглушают, и тут вступает страстная песнь Венеры, полная обессиливающей, сладострастной неги, усыпляющей истомы, постепенно она все повышается и владычествует надо всем; но мало-помалу возвращается религиозная тема, подобная дыханию необозримых пространств, и, овладевая всеми другими мотивами, сливая их в высшей гармонии, уносит на крыльях торжествующего гимна!"
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 41264
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Марго » 30 мар 2015, 12:04

А про балет можно? Тоже ведь театральное... В общем, два фрагмента.

***
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

(Александр Пушкин. Евгений Онегин)


***
Ангельской арфы струна порвалась, и мне слышится звук.
Вижу два белые стебля высоко закинутых рук.

Губы ночные, подобные бархатным красным цветам…
Значит, танцуете все-таки вы, отказавшая там!

В синей тунике из неба ночного затянутый стан
Вдруг разрывает стремительно залитый светом туман.

Быстро змеистые молнии легкая чертит нога —
Видит, наверно, такие виденья блаженный Дега,

Если за горькое счастье и сладкую муку свою
Принят он в сине-хрустальном высоком господнем раю.

(Николай Гумилев. Т. П. Карсавиной)
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение maggie » 30 мар 2015, 17:30

Уж если РПЦ вот таких директоров театра имеет право и способна увольнять, то она вскоре способна будет в союзе с Кремлём вообще всю непонятную её культуру в стране разогнать к чёртовой матери...

О директоре Новосибирской оперы Борисе Мездриче:

2002 год — «Маска» за лучший спектакль в балете ушла новосибирской «Коппелии» (реконструкция спектакля Петипа 1894 года выполнена Сергеем Вихоревым). 2004 год — четыре «Золотые маски» у оперы «Жизнь с идиотом». 2005 год — четыре «Золотые маски» у новосибирской «Аиды» Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса (и грандиозные гастроли в Москве, в Кремлевском Дворце съездов — на иные сцены циклопические декорации не вставали). 2007 год — две «Маски» у новосибирского балета «Золушка» Кирилла Симонова и Теодора Курентзиса. 2009 год — две «Маски» у сибирской «Баядерки»… А уж номинаций — без счета.
<...>
Это Мездрич в 2004 году пригласил молодого Теодора Курентзиса стать главным дирижером театра (Курентзис работал в Новосибирске до 2010-го) — и тем помог блестящему греческому дирижеру на десятилетия «врасти в Россию». Так мудро приглашали в Петербург в XVIII веке.

Это Мездрич позвал на постановку грозной, спорной, трагически современной «Аиды» молодого Дмитрия Чернякова — и отстоял спектакль, в котором Египет размещался в зимнем, бетонном советском городе, а сцены встречи израненного войска кричали об Афгане и Чечне.

В эпоху Мездрича на премьеры в Новосибирск стали приезжать европейские оперные менеджеры (включая, сколь помню, легендарного интенданта Парижской оперы Жерара Мортье). Он первым показал, что «губернский» театр может стать соперником Мариинского и Большого. В известном смысле, создал модель: и уж за Новосибирском в прорыв пошла Пермская опера.

Мездрич совершил и другой подвиг: отреставрировал колоссальное здание театра, «Сибирский колизей». О необходимости капремонта Оперы заговорили уже в 1948-м (через три года после сдачи здания!). К началу «нулевых» положение было отчаянным. (Говорят: сибирской зимой, за час до балетного спектакля на подмостки выходили капельдинерши с паяльными лампами — и, жмурясь от ужаса, согревали пространство вручную от +2 по Цельсию до + 12. Тогда уж на сцену вылетали лебеди в пачках, с голыми плечами…). После реконструкции 2004-2005 гг. Новосибирская опера сохранила весь старый декор, но получила лучшее в России сценическое, акустическое, световое оборудование — и впредь приглашала солистов из лучших театров мира.

Курентзис. Черняков. Реконструкция. Новая жизнь театра. Гастроли от Лондона до Шанхая.

И, после всего, — увольнение настоящего культурного героя Сибири по щелчку пальца…
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22734
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Salieri » 30 мар 2015, 23:30

Тигра писал(а):
zyablik писал(а):А вот как вы относитесь к подобным интерпретациям оперы?

Zyablik, мы же не видели этой постановки — как же нам судить?

:lol:
Те, кто выходил на митинг против этой постановки, её тоже не видели! А вам это, видите ли, мешает!

(maggie, дайте линк, пожалуйста!)
Salieri
 

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение maggie » 30 мар 2015, 23:36

Ой, точно, забыла линк вставить.
Вот:

http://www.novayagazeta.ru/arts/67855.html
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22734
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия


Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Salieri » 31 мар 2015, 00:49

Вот чёрт!..

Я в Новой газете нашёл ещё одну статью про то же, и она даже лучше. Если только это слово уместно в таком приложении... http://www.novayagazeta.ru/arts/67841.html
Скандал вокруг постановки режиссером Тимофеем Кулябиным оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета важен не столько сам по себе, сколько как новый эпизод в широком наступлении на свободу творчества в России. Он выявил вовсе не конфликт верующих с неверующими или РПЦ с либеральной интеллигенцией, а гораздо более фундаментальный спор о пределах свободы в России. В этой истории мы имеем дело с очередным демонстративным и циничным тестированием государства на его светскость и общества на его подверженность тоталитаризму, и от результатов этого тестирования будет во многом зависеть поведение власти по отношению к нам в дальнейшем.
(...)
Архиерей сразу же занял максимально жесткую позицию, пытаясь нащупать границы своих возможностей. Он требовал уголовно наказать «кощунников», жаловался на них во всевозможные инстанции: от губернатора и ФСБ до Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, настаивал на исключении оперы «Тангейзер» из репертуара местного театра, поставил на уши не только местную, но и всю российскую общественность. В итоге дело «Тангейзера» вмиг стало резонансным и символичным, а его значение вышло далеко за рамки отдельного региона.
(...)
Светская же власть посчитала, что для нее в нынешних условиях будет полезно посеять дополнительные страх и неуверенность среди творческой интеллигенции и усилить контроль за деятелями культуры, известными своей всегдашней тягой к свободомыслию и космополитизму. В отсутствие четкой государственной идеологии функцию сдерживания и подавления «излишней» свободы в обществе выполняют всевозможные табу, нарушение которых влечет за собой уголовное преследование и общественное порицание с причислением к «врагам народа», «национал-предателям», «пятой колонне», гражданам второго сорта. Эти табу, хотя и оправдываются защитой пресловутых «традиционных ценностей» и «духовных скреп», на самом деле не имеют для власти никакого ценностного значения, кроме одного — использования их в нужный момент в качестве эффективного инструмента для манипуляции общественными настроениями и наказания любого инакомыслящего, который почему-то стал ее раздражать или представлять потенциальную опасность.
(...)
Подобных ловушек за последние годы кремлевскими политтехнологами было создано немало, и очень трудно, занимаясь активной общественной деятельностью, не угодить ни в одну из них, никого и ни на что не спровоцировать, учитывая повышенную обидчивость определенных групп населения. Ограничения эти известны: запрет на «пропаганду» суицида, нетрадиционных сексуальных отношений, недопустимость сообщения детям «вредной» для них информации, ответственность за оскорбления ветеранов Великой Отечественной войны или их военного подвига и многое другое, включая уголовное наказание за «оскорбление чувств верующих». Размытость формулировок того, что следует считать «пропагандой» и «оскорблением чувств», создает почву для самых немыслимых злоупотреблений в судебных инстанциях и раскручивания невиданной истерии по этому поводу в обществе, умело создаваемой государственными СМИ. А именно для этого подобные табу и внедрялись в массовое сознание — чтобы граждане заранее чувствовали себя кругом виноватыми и постоянно усиливали свою бдительность и самоцензуру. Разумеется, речь пока не идет о тотальном преследовании всех, кто нарушил определенный запрет, но избирательно власть может покарать абсолютно любого, если это ей зачем-то нужно.
(...)
18 марта на сайте Минкультуры был опубликован поистине исторический документ — «Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер». Чего стоит, к примеру, вот эта грозная фраза: «Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением». Как можно считать недопустимым «невольное выражение неуважения к традиционным ценностям»? Что это вообще такое?!

Или вот еще один замечательный фрагмент из «Позиции Минкультуры…»: «К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным». Всем, кто видел фотографии протестующей «православной общественности» Новосибирска, вышедшей на улицу с лозунгами «Позор предателям Родины!», «Кулябин, Мездрич, Терешкова и Кузин рвут духовные скрепы!», «Прогони кощунника, и удалится раздор!» — сразу же вспоминается знаменитое: «Это — не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!» То есть ведомство Владимира Мединского недвусмысленно дало понять, что «общественность» для него— это вовсе не те представители интеллигенции, которые выступили в защиту «Тангейзера», а среди них были и Александр Сокуров, и Олег Табаков, и Евгений Миронов, и Галина Волчек, и Марк Захаров, и Борис Гребенщиков, и Владимир Юровский, и многие другие известные люди (к слову сказать, интернет-петиция в защиту режиссера собрала к настоящему времени в общей сложности почти 50 тысяч подписей), а те «оскорбленные верующие», кого так легко согнать на митинг под оскорбительными лозунгами для травли инакомыслящих...
(...)
В этой же логике выдержано и заявление депутата Госдумы Иосифа Кобзона, сделанное им 16 марта в Чите: «Я человек не православный, но в данном случае считаю, что постановщики спектакля должны извиниться перед православной церковью... Суд их не наказал, к сожалению. Я бы наказал». То есть речь идет не о волеизъявлении «православных верующих», а о спекулировании конкретных церковных и светских функционеров и политиков.

Одним из первых на абсурдность предъявляемых к «Тангейзеру» претензий обратил внимание в своем блоге протодиакон Андрей Кураев, справедливо заметивший, что «Иисус появляется в фантазиях персонажа оперы. Причем либретто называет этого персонажа и его фильм скандальными». Иными словами, речь идет не о непосредственном мнении режиссера, а о художественном вымысле. Как поясняет очевидные вещи Кураев: «Нельзя Гайдая, режиссера «Бриллиантовой руки», обвинять в пропаганде сатанизма за то, что его персонажи несколько раз кряду говорят «Черт побери»...» Позднее эксперты-религиоведы Владимир Винокуров и Борис Фаликов также не нашли оскорбления христианских символов в новосибирской постановке вагнеровской оперы. Оправдательный приговор Кулябину вынес и мировой суд Центрального района Новосибирска...

Однако доводы противников постановки «Тангейзера» опираются на совсем иную логику, которую принято называть религиозным фундаментализмом, или попросту — мракобесием. Ведь вспомним, что другому театральному режиссеру, Валерию Гришко, сыгравшему архиерея в фильме «Левиафан», самарская «православная общественность» предъявила обвинение в том, что эта его роль в кино стала «циничной и грязной пародией на русский православный епископат» и что она «оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым православием».

Травля Гришко во многом похожа на травлю Кулябина и Мездрича своей кажущейся абсурдностью, да и гневное письмо против него также подписал ряд настоятелей православных храмов и депутатов, причем все это происходило на фоне оголтелой информационной атаки на фильм Звягинцева. Возмущенные ролью Гришко консервативные деятели также апеллировали к Министерству культуры как к своему союзнику: «Нам непонятно такое двуличие: как можно жить за счет бюджетных средств, получать от власти все преференции и в то же самое время участвовать в изощренном поношении российской власти и православной церкви? Очень хочется, чтобы наш Минкульт разрешил эту странную и нездоровую ситуацию, которая вводит в недоумение абсолютное большинство наших земляков-самарцев, искренне любящих свою Родину и почитающих ее многовековые исторические традиции».

Таким образом, ничего принципиально нового из истории вокруг «Тангейзера» мы не узнали, кроме того, что женская промежность, на фоне которой был изображен Христос на постере к фильму «Венерин грот» (по сценарию его снимал перенесенный в современность Тангейзер), сама по себе является немыслимым оскорблением для «истинных верующих». Сразу вспомнилась инициатива экспертов Роскомнадзора годичной давности о том, чтобы спрятать от детей находящиеся в музеях «обнаженные» скульптуры. Инициативу насчет музеев приостановили, а вот в Новосибирском театре авторы «Тангейзера» были вынуждены заменить «провокационный» постер на белый лист, как бы иллюстрируя старый советский анекдот: «А чего еще писать-то? И так все понятно!»

Вместе с тем «Тангейзер» важен для всех сторонников свободы творчества как еще одна линия обороны, сдав которую сейчас, мы вскоре окажемся в еще более плотном окружении «варваров духа», прикрывающихся узко понятыми ценностями религии как своим знаменем и оправдывающих любые злодейства ради торжества их идеологии. Недаром уже и гуманизм объявлен «религией антихриста», и светский характер государства, гарантированный Конституцией, поставлен под сомнение с видимого одобрения власти, и прокуроры начинают рассуждать в суде, как дипломированные искусствоведы, и Минкульт требует от художников извинений за оскорбление религиозных чувств. Тьма сгущается, а отступать дальше просто некуда.

И это ещё не всё.
В письме, отправленном 23 марта пресс-секретарем Новосибирской и Бердской епархии Красовым министру культуры Мединскому, уточняется еще раз, что именно требует от постановщиков «православное сообщество»: «Возможно, многие «не понимают» или не хотят понимать(!), что оскорбило религиозные чувства верующих, и пытаются «решение вопроса» свести к тому, что достаточно убрать постер, и все. На этом претензии будут исчерпаны. НЕТ! Не будут исчерпаны! Из «кулябинщины» должен быть полностью исключен образ Иисуса Христа либо это «творение» должно быть полностью, раз и навсегда, исключено из репертуара». Данное письмо автор «просит считать официальным обращением в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную службу безопасности».

Самое интересное в послании Красова — его скромная подпись: «Православный, офицер запаса ФСБ».

Возможно, пресс-секретарь епархии так подписался, чтобы дать понять «культурной общественности», какой «конфессии» она дерзнула противостоять.
(...)
Напомним, на стороне «Тангейзера» практически все российское «театральное небо». Вступились за него и новосибирские театралы, литераторы, журналисты, профессора (всего более 50 человек), направив письмо губернатору Владимиру Городецкому. 24 марта он им ответил призывом «уважать религиозные ценности».

25 марта фракция «Единой России» объявила, что будет требовать отставки директора Новосибирского оперного Бориса Мездрича, поскольку «недопустимо, чтобы в театре, построенном в 1945 году, ставились такие скабрезные спектакли». Лидер местных единороссов Андрей Панферов сообщил РБК, что в Новосибирск прибыла комиссия Министерства культуры для проверки использования бюджетных средств, израсходованных на эту постановку.

26 марта президент РФ наградил медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени протоиерея новосибирского собора Александра Невского Александра Новопашина, призывавшего православную общественность «объединиться, чтобы ударить единым кулаком по нечисти».
(...)
Что дальше? 29 марта в Новосибирске проведут очередную акцию РПЦ и православные активисты: в анонсе сказано, что это будет «молитвенное стояние в защиту святынь и религиозных чувств». Митрополит Тихон на сайте You Tube призвал «всех православных людей» принять участие в этом мероприятии, заметив, что те, кто на него не придет, окажутся «вместе с распинателями, хулителями и христопродавцами», такими, как «режиссер и директор театра», которые «решили унизить, оплевать христианские святыни, за 30 серебреников, поругаться над Христом».
(...)
3 и 6 апреля Центральный райсуд Новосибирска рассмотрит протест прокурора на решение мирового суда, оправдавшего Мездрича и Кулябина.


Там же.
Salieri
 

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение zyablik » 31 мар 2015, 01:24

Тигра, здесь не обязательно видеть спектакль. Я спрашивала исключительно об отношении к подобным трактовкам классики, в частности, оперы. (Речь вообще не о запретах, а о вкусовых предпочтениях.) Имеется в виду осовременивание, кардинальное изменение привычного сюжета и т.п.
Я, к примеру, предпочитаю оперу в классической постановке. Пришел на "Травиату" - Виолетта как Виолетта, Альфред как Альфред... Или тогда уж в концертном исполнении.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5177
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение zyablik » 31 мар 2015, 01:26

Что касается увольнения директора Новосибирской оперы - то это уже перебор. Человек с такими заслугами...
Видимо, там действительно далеко зашло.
(Иксанов вон сколько держался, непотопляемый.)
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5177
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение maggie » 31 мар 2015, 01:48

Госпадии!... и тут опять этот Кобзон (ладно уж, не стану его рифмовать :)
...16 марта в Чите: «Я человек не православный, но в данном случае считаю, что постановщики спектакля должны извиниться перед православной церковью... Суд их не наказал, к сожалению. Я бы наказал».

Но есть и другие. И я очень рада тому, что они - есть!...
То есть ведомство Владимира Мединского недвусмысленно дало понять, что «общественность» для него— это вовсе не те представители интеллигенции, которые выступили в защиту «Тангейзера», а среди них были и Александр Сокуров, и Олег Табаков, и Евгений Миронов, и Галина Волчек, и Марк Захаров, и Борис Гребенщиков, и Владимир Юровский, и многие другие известные люди (к слову сказать, интернет-петиция в защиту режиссера собрала к настоящему времени в общей сложности почти 50 тысяч подписей), а те «оскорбленные верующие», кого так легко согнать на митинг под оскорбительными лозунгами для травли инакомыслящих...

И, естественно, чтобы не происходило так пугающего Кремль раскола общества, это общество надо нагнуть, прижать к ногтю, назвать иностранным агентом, пятой колонной, нац.предателями... Его, это разноликое и разнообразное гражданское общество лучше, то есть, проще - запретить, уволить, разогнать, в конце концов просто прибить... где-нибудь на мосту напротив.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22734
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 31 мар 2015, 01:56

zyablik писал(а):Тигра, здесь не обязательно видеть спектакль. Я спрашивала исключительно об отношении к подобным трактовкам классики, в частности, оперы. (Речь вообще не о запретах, а о вкусовых предпочтениях.) Имеется в виду осовременивание, кардинальное изменение привычного сюжета и т.п.
Я, к примеру, предпочитаю оперу в классической постановке. Пришел на "Травиату" - Виолетта как Виолетта, Альфред как Альфред... Или тогда уж в концертном исполнении.

А, понятно. Про осовременивание.

Я отношусь совершенно спокойно — у меня никакого особенного отношения нет, предпочтения нет. Бывает ерундовая постановка, где все одеты "как надо", бывает прекрасная в современных декорациях. Бывают и подчёркнуто не относящиеся ни к какому конкретному времени.

Да и что это — классическая постановка?

"Альцина" Генделя была поставлена впервые в 1735 году. Она написана по либретто другой оперы, действие которой происходит в 1728 году в Риме. А то либретто написано по мотивам "Неистового Роланда" Ариосто (1516).
"Роланд" же написан о времени Карла Великого (8-9 вв.). При этом я убеждена, что во время Генделя костюмы исполнителей соответствовали его, Генделя, времени (даже оперы на древнегреческие сюжеты ставились в современных костюмах).
О первой постановке сведений немного.

Я слушала эту оперу в прекрасной минималистской постановке без признаков времени.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение zyablik » 31 мар 2015, 02:00

Запрет спектакля я обсуждать не хочу, потому что спектакля не видела. А вообще возможен ли запрет постановки, снятие спектакля в наше время? В Европе и Америке такое бывает, из любых соображений?
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5177
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 31 мар 2015, 02:20

В Америке в некоторых случаях практикуют предупреждения.
Например, в музее на фотовыставке Ричарда Аведона перед одним залом висел заметный плакатик, где было написано, что работы в этом зале могут быть для кого-то оскорбительны или могут задеть особо чувствительных зрителей.

Мы пошли, причём с ребёнком. Там было довольно много разных ню, в том числе одно фото представляло гермафродита. А на одном фото был голый человек снятый до пояса. На нём сидели пчёлы.
Когда мы вышли, я спросила у дочери, было ли для неё что-нибудь оскорбительным. Она горячо сказала: "Да, одно фото — с пчёлами".
Но и она не возражала против того, чтобы это фото там было.

Изображение
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 31 мар 2015, 02:29

Фу! Это не оскорбительно, это противно...
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 31 мар 2015, 02:33

fililog писал(а):Фу! Это не оскорбительно, это противно...

Ну... искусство не обязано быть не противным. Здесь противность сознательная.

Но моя история не про то, конечно.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 31 мар 2015, 02:34

Я согласна, что надо знать, на что идешь, и быть готовым либо воспринимать, либо спокойно пройти мимо.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 31 мар 2015, 02:39

Мы ходили в Большой театр на оперу "Руслан и Людмила". В современной постановке. Сказать, что не понравилось, - значит не сказать ничего. Не не понравилось, а вызвало отторжение настолько, что я в Большой уже больше года ни ногой... Не могу. Надо забыть основательно. Хотя я была готова к тому, что это будет не классическая постановка. Но... Если ты используешь классическую музыку, то надо ей как-то соответствовать. Если хочешь экспериментов - пожалуйста, но уже с новой музыкой, новым либретто, новыми декорациями...

P.S. Вчера про "Князя Игоря" это я не права, я на него не пошла после "Руслана и Людмилы", хотя очень хотела.
Последний раз редактировалось fililog 31 мар 2015, 07:30, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение ne znatok » 31 мар 2015, 02:58

fililog писал(а):Мы ходили в Большой театр на оперу "Князь Игорь". В современной постановке.

fililog, плиз - расскажите, как было, что и как. Ужасно интересно.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 42746
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение fililog » 31 мар 2015, 03:11

Не просите. Если почитаете отзывы в Интернете, то Вас удивит то, что люди говорят не об опере, а о буфете, интерьере и прочем...
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 12663
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 31 мар 2015, 03:26

fililog писал(а):Если хочешь экспериментов - пожалуйста, но уже с новой музыкой, новым либретто, новыми декорациями...

Понимаю, но не соглашаюсь. Кроме декораций — это ведь часть художественного решения именно постановки. В смысле — соглашаюсь, что в старых декорациях, оставшихся от другой постановки, вряд ли можно сделать что-то принципиально новое.
Последний раз редактировалось Тигра 31 мар 2015, 03:53, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение ne znatok » 31 мар 2015, 03:27

РАзмышления на тему. )

Опера- это пьеса. Думаю, посмотри мы сейчас пьесу, написанную и поставленную 180 лет назад в том виде, в каком она тогда игралась - наши впечатления были б весьма неоднозначны. Наверное, знатокам театра, литературоведам и прочим искусствоведам было бы любопытно - с исторической точки зрения, тсз - но вот всем прочим... сильно сомневаюсь.

Даже НЕ театральное исполнительское искусство подвержено устареванию, может казаться совершенно не соответствующим нашим представлениям, как это следует исполнять - суконным, неинтересным, или ложно-преувеличенным и т.д. Вот, например, чтецы, читающие классику - многое из того, что сохранилось в записи, сейчас просто слушать невозможно. А в музыке! Дикие темпы (как будто на скорость играли, одно время была такая тенденция), или преувеличенная чувствительность на грани пошлости - то, что сейчас однозначно воспринимается как дурной вкус.

Конечно, было бы приятней, наверное, если б изменения происходили постепенно, эволюционно, а не революционно. Но, видимо, многим художникам (режиссерам, исполнителям) это неинтересно. Да и режиссеры, они ж тоже разные по таланту.

Так что вариантов у нас, у бублики (с) только два: или терпеть - или уходить после первого действия, оплакивая потерянное время, потраченные деньги и поруганную глассику.

Ах, да, забыла третий: пожаловаться Митрополиту/написать телегу в Министерство культуры/подать жалобу в суд. ))
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 42746
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 31 мар 2015, 04:57

В следующем сезоне у нас будет "Набукко", давно любимая опера в новой постановке совместно с Ла Скала, Королевской оперой Ковент Гарден и неизвестным мне Gran Teatre del Liceu.
Вавилонский тиран, иудейский лидер, борьба, война, плен. Политика, религия, любовный треугольник, отец и дочь.

Вот фото, которое показывают на сайте Lyric Opera:

Изображение
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Марго » 31 мар 2015, 07:20

fililog писал(а):Если ты используешь классическую музыку, то надо ей как-то соответствовать. Если хочешь экспериментов - пожалуйста, но уже с новой музыкой, новым либретто, новыми декорациями...

Полностью согласна. Именно по этой причине очень не люблю, когда вместо экранизации классики выдают нечто "по мотивам". Ну, как британскую "Анну Каренину", к примеру (но там они хотя бы это "по мотивам" прописали).

Вообще не понимаю, кому нужны эти перепевы классики и зачем? На свое собственное таланта не хватает или на чужом горбу выехать хотят, типа по приколу? (Последнее выражение, а точнее действо, им описываемое, выношу с трудом.)
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16261
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение zyablik » 01 апр 2015, 01:53

Об этом же говорила и Галина Вишневская в свое время. Думаю, что если на чей-то вкус и мнение в этой области и стоит ориентироваться, то на ее - не в последнюю очередь.
Тигра, рекламная фотография, которую Вы показали, больше напоминает концертное исполнение с некоей костюмированностью.

Когда речь зашла о предстоящем в октябре праздновании юбилея певицы, Галина Павловна извлекла из сумки письмо, адресованное генеральному директору Большого театра, в котором она решительно отказывается праздновать свою круглую дату на Новой сцене театра. Галина Вишневская так прокомментировала свою позицию:

- Я сходила на премьеру "Евгения Онегина" в Большом театре, и меня охватило отчаяние от происходящего на сцене. Я двое суток не спала и написала письмо директору. О том, что я отказываюсь от празднования юбилея в этом театре. Выходит, зря прожита жизнь и зачем дальше вообще учить, если Большой театр выпускает такое... Когда прозвучало: "Куда, куда вы удалились...", от унижения я просто заплакала...

Галина Вишневская:
Не имею к этому театру никакого отношения

Уважаемый Анатолий Геннадиевич!

Простите меня, но я не могу принять столь любезно предоставленную Вами возможность отметить мой юбилей на сцене Нового оперного театра, что напротив Большого.

Присутствуя на премьере "Евгения Онегина" 1 сентября этого года, я вдруг поняла, что не имею к этому театру никакого отношения. Мой театр закрыт на ремонт, но именно там я испытала священный трепет, выйдя в первом своем спектакле в 1953 году в партии Татьяны в опере двух наших гениев П.И. Чайковского и А.С. Пушкина, поставленной моим учителем и великим режиссером Б.А. Покровским. А через 30 лет вместе с моей Татьяной в парижской Гранд-опера я простилась с оперной сценой. Как видите, с "Евгением Онегиным" связана вся моя творческая жизнь. На этой постановке 1944 года публика нескольких поколений, обливаясь слезами, наслаждалась музыкой Чайковского и трепетала от каждого слова волшебных стихов Пушкина, произнесенных со знаменитой сцены великими певцами России.

То, что я увидела на премьере новой постановки "Евгения Онегина" 1 сентября, привело меня в ужас, от которого я никак не могу избавиться. Утешает лишь мысль, что это бесстыдство произошло не на сцене Большого театра, где я почти четверть века пела, отдавая всю себя театру без остатка, как и каждый артист, кто имел честь петь на прославленной сцене.

В театре через дорогу от Большого я никогда не пела, он не был моим, и в такой знаменательный для меня день, как мое восьмидесятилетие, я не хочу, выйдя на эту сцену, пережить еще раз чувство отчаяния и унижения, охватившее меня на премьере 1 сентября, и, наверное, до конца своих дней я не избавлюсь от стыда за свое присутствие при публичном осквернении наших национальных святынь.

Простите.
Ваша Галина Вишневская


Думаю, что если бы это была достойная новая постановка, то Вишневская оперировала бы другими понятиями: понравилось - не понравилось. Но "чувство отчаяния и унижения" - в ее устах это не пустые слова. И уж Вишневскую никто никогда не обвинит в верноподданничестве.
Еще она говорила что-то в таком роде, что если хотите экспериментировать, то создавайте что-то свое - и на здоровье, а не пачкайте классику. Тем более что опера - это элитарное искусство, и не надо ее популяризировать и нести в широкие массы, тем более такими способами.

Я как-то видела западную постановку "Евгений Онегина" (на видео), так там Онегин в финале всех перестрелял и застрелился сам. Кагбэ ничего отвратительного в этом нет, исполнители были прекрасные, но такая интерпретация мне тоже не нравится.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5177
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение maggie » 01 апр 2015, 04:14

zyablik писал(а):... не пачкайте классику. Тем более что опера - это элитарное искусство, и не надо ее популяризировать и нести в широкие массы, тем более такими способами-

Что значит "не пачкайте классику"?

Есть ли уже или должна ли быть создана комиссия, определяющая список классики и рекомендации режиссёрам-постановщикам, как ставить, чтобы "не пачкать"?

Почему параллельно с классической постановкой "Евгения Онегина", подобной той, что описывала Вишневская, вспоминая, как в 1944 года публика нескольких поколений, обливаясь слезами, наслаждалась музыкой Чайковского и трепетала от каждого слова волшебных стихов Пушкина, произнесенных со знаменитой сцены великими певцами России, не может существовать альтернативная, иная, даже если она кого-то повергает в отчаяние? Это ведь лишь мнение одного человека, пусть даже это сама Галина Вишневская. Возможно, высказывались и другие мнения. Люди могут сами составить мнение о прослушанном/увиденном, а не получать с разрешения комиссии Минкульта лишь то, незапачканное, что комиссия считает для людей правильным и адекватным... Уверена, что высказывались и иные мнения, которые также имеют право быть услышанными.

+
Насчёт того, что опера - элитарное искусство, и не надо ее популяризировать и нести в широкие массы. А кому можно на оперу в таком случае? Может быть, какой-то особый пропуск придумать? Выдавать после заполнения анкеты на "элитарность"? И если её не нести в широкие массы, то нет ли в этом риска, что артисты будут петь лишь для узкой массы в камерном зальчике?

+
И, наконец, о "Тангейзере".
В моём городе в позапрошлом году тоже произошёл скандал именно с этой оперой, её интерпретацией. Оперу отменили после нескольких дней показа. Я читала об этом в своё время, но сама на опере не была.

Дело в том, что в оперу Вагнера режиссёр Burkhard C. Kosminski внес сцены с нацистами и убийством евреев и газовыми камерами. Он интерпретировал сюжет, вплетя в либретто натуралистические сцены страшного прошлого Германии Третьего рейха. Несколько человек попали прямо из зрительного зала в больницу, многие вставали с мест и покидали зал, другие заглушали артистов громкими криками, звуками, топотом...

Спектакль, однако, в концертном варианте на сцене остался. Вот ссылка на интервью с исполнителем главной роли – трубадура Тангейзера – шведским певцом Даниэлем Франком и цитата, которой заканчивается текст:
Режиссер Буркхард Космински назвал действия дирекции оперного театра цензурой. Он отметил, что его целью было исследование "древней архаичной темы вины" во времена Третьего рейха и скорбь по жертвам Холокоста, а не высмеивание их. В поддержку Космински выступили влиятельные театральные деятели Германии. Глава ассоциации театральных работников назвал решение Дюссельдорфской оперы изменить постановку ошибочным. Президент Берлинской академии искусств Клаус Штек призвал театр восстановить первоначальную версию спектакля.

http://www.liveinternet.ru/users/4617174/post279858391/

И ещё цитата/слова режиссёра + более подробно об этом скандале тут:
«Я никоим образом не собирался использовать ужасные преступления национал-социализма в качестве дешевого средства провокации. Спорные сцены – доказательство невообразимой вины, которая в моей интерпретации лежит на «Тангейзере». Я не хочу высмеивать жертв, я хочу их оплакать. Основная тема – вина и освобождение», - заявил режиссер.

http://vkontakte.euromag.ru/germany/30653.html

А тут на немецком:
http://www.welt.de/kultur/buehne-konzer ... euser.html
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22734
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 01 апр 2015, 05:25

Помню, что я читала несколько очень ругательных рецензий на "Онегина" в Большом.
Возможно, это была плохая постановка. Мне это вовсе не говорит о том, что традиционная обязательно была бы лучше, или о том, что эта была плоха именно тем, что нетрадиционная.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение ne znatok » 01 апр 2015, 09:52

А для меня письмо Вишневской мало чем отличается от письма Жюрайтиса в "Правду". Стиль, лексика, месседж - те же.
Хотя и прошло тридцать лет, казалось бы...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 42746
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение adada » 01 апр 2015, 10:20

Хелена писал(а):
Конституция Российской Федерации
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду...


Отметим, что в российской Конституции содержание пропаганды и агитации бланкетно, оно не определено законом и предоставляет право на трактовку компетентным органам, например, судебным. Предполагаю, что не только в России, но и в большинстве других государств нет нормы, де-юре предоставляющей любому, кто назовет себя художником, право на возбуждение в обществе и государстве запрещенной вражды.

Война -- войной, искусство -- искусством, а правовой обет по расписанию.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 41264
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение maggie » 01 апр 2015, 20:33

Конституция Российской Федерации
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду...

Отметим, что...
С этим - прямиком к Киселеву. Чтобы, пожалуйста, объяснил, а) как он это САМ за бокалом вина в домашнем халате перед камином понимает; б) как он это с точки зрения контента своих воскресных часов ненависти перед миллионной массой тв-зрителей понимает.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 22734
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Хелена » 01 апр 2015, 23:22

Один из самый ужасных спектаклей, которые я видела, - поставленная прямо по тексту Шварца, костюмная "Золушка", на которую я водила ребенка. Большей халтуры я не встречала.

Один из лучших - "Борис Годунов" на Таганке, который уже давно сам стал классикой. Но точно ли он соответствует классической постановке? Я его дважды смотрела (так получилось), с перерывом в несколько лет, с разным составом.
Второй раз ожидала то, что увижу. В первый - нет... хотя много о нем читала.

А вот "Учитель танцев" в Ленкоме (вот в таких декорациях):

Изображение


Изображение

Сначала было непривычно, а потом картина захватывает.
____________
С другой стороны, "Ревизор" в Сатире, с Гаркалиным. Ужос-ужос. Аж вспоминать неохота. Зато весь в классических декорациях и костюмах.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 47775
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Театр уж полон, ложи блещут...

Сообщение Тигра » 01 апр 2015, 23:35

Хелена писал(а):Один из лучших - "Борис Годунов" на Таганке, который уже давно сам стал классикой. Но точно ли он соответствует классической постановке?

А какая у него может быть классическая, коли полтора века спорили о том, предназначен ли он вообще для сцены?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 58465
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7