maggie писал(а):Я думаю, такой подход правилен или по крайней мере адекватен. Хочешь, чтобы дети твоей страны изучали твой язык за рубежом, оплачивай работу преподавателей и создавай для них концепции, программы и планы. И интернет-порталы тоже, конечно и т.д. и т.п.
У нас так действуют общины национальных меньшинств. А русская община у нас существует, на мой взгляд, чисто номинально, во всяком случае, практических результатов её деятельности не видно. Кроме того, русские в большинстве своём отказываются признать себя "национальным меньшинством", что тоже логично: около 40% населения, причём не приезжие, а свои, коренные.
Так вот. Начинаю снова про школы. Немножко упрощённо, т.к. все эти процессы происходили не сразу, со множеством нюансов.
В советские времена у нас были государственные русские и латышские школы. С обретением независимости и признанием латышского языка как государственного встал вопрос о том, что государственные школы должны быть едины. Создавались школы национальных меньшинств, я уже их упоминала. А вот с русскими школами так не получилось по ряду причин, в первую очередь - из-за их большого количества. Появился термин "школа с русским языком обучения". Однако и это весьма условно, т. к. уже введено преподавание ряда предметов на латышском языке. Латышский:русский - 60:40. Причем если сначала школы сами выбирали, какие предметы на каком изучать, то теперь некоторые в обязательном порядке только на латышском, в том числе и математика, один из базовых предметов. Ещё хуже, что предполагается постепенный полный переход государственного образования на латышский язык.
Что касается "русской школы". В разных школах за счёт
внутренних резервов изыскиваются возможности для сохранения по возможности их "русскости". Существует также концепция русской школы, где русскость приравнивается к православности, но практической реализации она не получила - в силу невостребованности. Верней, востребованности кучкой энтузиастов. Есть, правда, один фанатик этой идеи (между прочим, Сергеем зовут). Так он считает что руская школа может быть только такой, а все другие пусть будут латышскими. К счастью, он один такой, всем уже надоел до чёртиков, его воспринимают по большей части как местного юродивого.
Вот такая петрушка...