В ЕГЭ по РЯ нет указаний, что надо читать книжки. Чтобы хорошо написать. Что если человек ничего не читает, то разницу между "дружеский - дружественный - дружелюбный" может просто выучить по словарю. А ошибку в "романе "Отцах и детях" исправить как? Если сын не знает оригинальное название произведения? Ему не режет - "Отцах и детях" - вполне себе, чё такого-то? Можно же "Бошки дымятся" и "Как я провел этим летом". Да я приводила пример, как ребенок просто не понял, о чем фраза.
Огромное кол-во детей сегодня не знают слова. Просто слова разные. Вот сестра ведет в 5-7. Она, на мой взгляд, не самая лучшая учительница. Увы. Я пытаюсь ее возмущения как-то перевести в преподавательскую плоскость и подсказать, как надо.
Но вот ее рассказ о 6 классе. Литература. "Уроки французского", вполне себе понятная повесть для этого возраста. Можно ли ее прочитать без истории? Нет. Предполагается хоть небольшой ввод в историю послевоенного времени (в разных учебниках есть, учитель вполне может приготовить сам). Кстати, в хрестоматиях очень неплохо для школьников сделаны примечания: с объяснениями подробными. Вот один из первых абзацев:
Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна,овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.
ГлАзки и ангОрская водичка читают треть класса. К нему в ряде учебников ставится вопрос: вспомните, как герой боролся с чувством голода? Найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте его. Это вполне детско-школьный вопрос, который есть в учебниках по словесности во Франции, Германии, Китае, Танзании...
Находят не все. Но дальше при попытке объяснить! Сестра мне присылала такие вещи: издевался над сестрой и заставлял сестру глотать картошку, поливали поросли овса и ржи, получили слишком маленький урожай для насыщения, понимали, что нарушили технологии посадки...
То есть прочитать текст и понять его не могут! Не умеют! Нет образного мышления, нет представления о создании художественного текста.
Сейчас ЕО скажет, что это сложный текст для понимания в 12 лет. Ага. Курочку Рябу будем до пенсии читать. Почему-то еще 15 лет назад, когда я активно в школах работала, этот 6 класс плакал. А сейчас читать разучился - и плакать тоже не выходит.
Все, бесполезный разговор. КАК можно понять, если НЕ понимаешь сам текст. О ЧЕМ он. А если сегодня многие из предложения смысл не могут извлечь, то это результат реформ и оптимизаций.
И добавлю после правки. В 6 классе есть еще "Дети подземелья". У меня сейчас ребенок в эссе вступительном привел пример из этого текста на идею дружбы. Нашла цитату. Только не пугайтесь:
-
мальчик из обеспеченной семьи подружился с бедными детьми и первым делом отметил, что Маруся намного стройнее его сестры. Это ему понравилось.
