Часть речи

Изучаем русский язык в России и за рубежом

Часть речи

Сообщение Снежок » 15 ноя 2011, 16:10

Кто с чем, а я опять с вопросом.
Дана фраза: Лень лени за ложку взяться. Вопрос: какая часть речи слово "лень" в этом случае?
Аватар пользователя
Снежок
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован:
31 янв 2011, 18:19

Re: Часть речи

Сообщение Марго » 15 ноя 2011, 16:18

Предикатив.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16322
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Часть речи

Сообщение adada » 15 ноя 2011, 17:16

Вопрос № 180076
а что такое "предикатив"? спасибо

Ответ справочной службы русского языка
Предикативы -- особая группа слов, стоящих вне традиционной системы частей речи и обозначающих нединамическое состояние. Некоторые лингвисты считают предикативы самостоятельной частью речи, но «официального» статуса часть речи предикативы все же не имеют.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 43890
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Часть речи

Сообщение Amadeo » 15 ноя 2011, 17:19

По-моему, предикатив в школе не изучают. А если "по-школьному", что это будет? Наречие?
Аватар пользователя
Amadeo
 
Сообщений: 5706
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 11:10
Откуда: Беларусь

Re: Часть речи

Сообщение behemothus » 15 ноя 2011, 17:26

Уже изучают, вроде.
Только, имхо, никакая это не часть речи, а грамматическая функция. Фишка в том, что он не имеет собственных признаков и вне контектса в принцмпк не может быть квалиыицирован как предикатив. Только во фразе, т.е. контексте. Для русского языка эта контектсная или позиционная дифференциация частям речи не свойсвена. Не китайский, чай. И даже не английский.
Аватар пользователя
behemothus
 
Сообщений: 10360
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:18

Re: Часть речи

Сообщение Снежок » 15 ноя 2011, 18:28

Спасибо всем. Я не филолог, поэтому предположил, что в данном случае "лень" -- категория состояния. Учту свою ошибку.
Аватар пользователя
Снежок
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован:
31 янв 2011, 18:19

Re: Часть речи

Сообщение Марго » 15 ноя 2011, 19:46

Снежок, предикативы -- это и есть слова категории состояния.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16322
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: Часть речи

Сообщение Саид » 15 ноя 2011, 19:51

Ага, синонимы это:
Предикатив (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия) — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения.
© Вики

Насчёт школы:
Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 [только, плиз, не спрашивайте у меня, Снежок, что это такое ;). — С.] предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи — категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен.
© Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Часть 4. Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора

Там у неё имеется подраздел "Категория состояния" раздела "Наречие":
Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень).
Аватар пользователя
Саид
 
Сообщений: 4762
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:15
Откуда: Минск

комплексуя по поводу супплетивизизма

Сообщение adada » 15 ноя 2011, 20:09

Пособие Литневской, как мне кажется, весьма показано для скачивания.
Но не всем школьникам, а только тем, кто намерен разбираться в предикатах и "комплексах" филологов, о которых у Литневской рассказывается "страшное":

Комплекс 1 – это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5–7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.
Комплекс 2 – учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90 х годов.
Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.
<...>
К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.
<...>
Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.
<...>
Различают термины общепонятные и узкоспециальные. Значение общепонятных терминов известно и неспециалисту, что обычно связано с изучением основ разных наук в школе и с частым их употреблением в быту (например, медицинская терминология) и в СМИ (политическая, экономическая терминология). Узкоспециальные термины понятны только специалистам. Приведём примеры лингвистических терминов разного типа:
общепонятные термины: подлежащее, сказуемое, суффикс, глагол;
узкоспециальные термины: предикат, фонема, субморф, супплетивизизм.
Термины принадлежат литературному языку и фиксируются в специальных терминологических словарях и толковых словарях с пометой специальное.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 43890
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Часть речи

Сообщение sns » 15 ноя 2011, 21:18

Категорию состояния в школах проходят, насколько знаю. И отличают ее от наречий ("Мне плохо, потому что плохо работал") и существительных ("Мне лень побороть свою лень").
Аватар пользователя
sns
 
Сообщений: 941
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 21:54


Вернуться в Класс

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7