О несклонении брендов

Актуальная тема – ваше мнение

О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 22 апр 2019, 11:40

В общем-то, история давняя. Я и на форуме несколько раз этой ситуацией интересовалась, и в Справку обращалась, и дома меня постоянно мучают вопросом, почему у нас сегодня настолько спокойно мирятся с тем, что повсеместно перестали (вопреки русскому языку) склонять названия брендов. Все молчат - и своим домашним ответить мне нечего.
То есть на закондательном уровне - под предлогом защиты языка - бороться, чтобы никто, не приведи господь, не написал латиницей WiFi (условно), - это да! А "я доволен своим Тойота Камри" - пиши и говори запросто.
В общем, почти смирилась, что этим вопросом задаваться бессмысленно.

Теперь вторая часть. С большим интересом читаю работы московского лингвиста Н. В. Николенковой.
И вот в одной из них уважаемая Наталья Владимировна пишет в сноске:
Телевизионная реклама, демонстрируемая в наши дни, предлагает “насладиться новым Форд Фокус”.

Статья, собственно, не совсем об этом. Точнее, совсем не об этом, но эта строчка опять всколыхнула во мне постоянное недоумение.
Я прекрасно понимаю истоки явления, но при этом никак не пойму, почему лингисты с ним смирились. Почему не отстаивают чистоту русского языка?

Между прочим, с несклонением топонимов они не смиряются, несмотря на расползающуюся практику.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 46468
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение adada » 22 апр 2019, 12:28

Вопрос № 218436
Прошу вас научить, в каких случаях происходит склонение названий торговых марок. По телевидению в рекламе довольно часто слышишь "новый тариф от "МЕГАФОН" или "новая крем-краска от "ЛИНДА". Оправдано ли такое правописание "совместно с "ЕВРОСЕТЬ" и слева от аптеки "РИГЛА" и почему?

Ответ справочной службы русского языка
Не следует склонять собственные наименования, если они предваряются нарицательными (родовыми терминами): слева от аптеки "Ригла", в салоне "Евросеть" и т. п. При отсутствии нарицательных родовых наименований склонение требуется: работать в "Ригле", в "Евросети", в "Мегафоне" и т. п.


Но народ, даже прислушиваясь в мнению Справки, будет говорить так, как ему удобнее. И если смысл высказываний от этого не меняется, уже Справке надлежит прислушиваться к частотно значимому мнению народа. Да здравствует лабильность и вариабельность!
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 40980
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: О несклонении брендов

Сообщение Е.О. » 22 апр 2019, 13:07

Народ-то как раз склоняет, потому что ему удобнее склонять.

Это рекламщики и журналисты не склоняют, но не потому, что им так удобнее, а потому что следуют служебным инструкциям, основанным на иностранных учебниках по рекламному делу.

И если заставить народ говорить "правильно", а не так как ему естественно, невозможно, то запретить противоестественное несклонение в рекламе можно было бы одной маленькой поправкой в законах о рекламе.
Е.О.
 
Сообщений: 5401
Зарегистрирован:
18 апр 2010, 00:55
Откуда: москва

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 22 апр 2019, 13:15

Е. О., так конечно.
Кто, кроме рекламщиков, говорит "я купил новый тойота"?
А рекламщики так пишут/говорят, потому что им продажники руки выкручивают.
Учебники-то - у манагеров пиар-служб в представительствах автоконцернов (и не только). Склонять наш бренд низзя!
И появляются уродливые "наслаждайтесь вкусом кока-кола". Не доходит, что для русского уха это означает не напитком наслаждаться, а ароматизатором со вкусом "кока-кола".

Кстати, знаете, почему тойота - "новый"? Потому что автопродажники везде "автомашину/машину" меняют на "автомобиль". И неважно, сколько раз это слово повторяется в тексте. Только "автомобиль" - и точка.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 46468
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Е.О. » 22 апр 2019, 13:35

Судя по Вики, венгры склоняют Тойоту. Интересно, как они этого добились.
https://hu.wikipedia.org/wiki/Toyota
Е.О.
 
Сообщений: 5401
Зарегистрирован:
18 апр 2010, 00:55
Откуда: москва

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 23 апр 2019, 06:14

Хелена писал(а):...почему лингвисты с ним смирились. Почему не отстаивают чистоту русского языка?
Между прочим, с несклонением топонимов они не смиряются, несмотря на расползающуюся практику.


Вопрос в том, где и как они должны это делать? На уроках РЯ и парах по РЯиКР отстаивают. Статьи пишут. В программах о РЯ говорят. На страничках СМИ выступают.
Но:
- редакторы и корректоры отсутствуют в подавляющем большинстве печатных и уж тем более говорильных СМИ - просто нет таких должностей;
- рекламный бизнес с 90-х гг. четко встал на позицию "никаких филологов в рекламе - они слишком много знают"; у нас рекламные конторы гордятся тем, что работают без редакторов;
- про продажников Вы сами сказали.

Так что филологам остается лишь фиксировать явление и отслеживать корни его.
У меня ровно через неделю лекция о борьбе с разными языковыми уродствами в 20-е гг 20 века. Вполне и книги филологи издавали. Но Наркомпрос никуда не делся, вполне стал Росгосстрахом. И другие явления тоже расползлись. Приходите - расскажу.
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 12592
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 23 апр 2019, 07:10

Эмилия, вопрос не о Вас лично. Хотя на лекцию интересно было бы попасть.

Но ведь есть закон о русском языке. Там, между прочим, записано:
. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка

Помнится, Жириновский им размахивал - и кричал, что надо все иноязычные слова истребить. : )

Надо бы мобилизовать наших озабоченных законодателей на очередной виток борьбы - теперь с искажениями русского языка. ; )
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 46468
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: О несклонении брендов

Сообщение Эмилия » 23 апр 2019, 07:20

Хелена. на этот закон нахлебников от филологии - пруд пруди. Вот в прошлый четверг встречалась с дамой, которая преподает в одном юридическом месте. Они сейчас создают специальный "орфографический справочник" для юристов. Есть "словарь гостерминологии", есть "реестр госноменклатуры". За это плОтют бабки. Ушлые находят ниши.
Закон о рекламе тоже есть. Не сомневаюсь, что кто-то создал специальный подзаконный акт о нормах РЯ в СМИ. И получил деньги.
Для этого ведь не обязательно быть крупным филологом. Надо просто иметь правильные связи.

У большинства таких связей нет. Меня лично вполне можно пригласить на радио на 20 минут (да я и не пойду еще), кто-то на часок сходит. А кому-то заплатят за публичную лекцию о том, что нормы постепенно меняются и даже склонение в РЯ исчезает. Фамилию назвать? Или сами?
Аватар пользователя
Эмилия
 
Сообщений: 12592
Зарегистрирован:
29 дек 2009, 00:44

Re: О несклонении брендов

Сообщение Хелена » 23 апр 2019, 08:34

Знаю я эту фамилию. : )
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 46468
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия


Вернуться в Вече

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5