Ab ovo

Делимся впечатлениями о прочитанном

Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 10:53

Хоть рассказ о Троянской войне был начат и не от яйца, я всё же предлагаю в конце концов поставить вопрос о яйце, курице, начале начал и проч.!

(Вот ссылка на пост с цитатой из Пригова, сподвигшей меня на открытие данной темы:

viewtopic.php?p=369149#p369149 )
Последний раз редактировалось mirage 25 июл 2016, 13:04, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 11:20

Начну с юмора, который, полагаю, тоже вполне может начать расползаться по форуму.

Ниже приведена "Курочка Ряба" в семи изложениях. Автор — Владимир Андреевич Успенский (просьба не путать со всеми другими Успенскими). Математик, лингвист, один из организаторов Отделения структурной лингвистики (ныне — Отделение теоретической и прикладной лингвистики) филологического факультета МГУ.


1. В изложении Козьмы Пруткова

Пахом, держа яйцо в руках,
Сказал: «Его разбить должно!»
И тут же сдуру впопыхах
Взамен яйца разбил окно.

Мораль же басни сей, читатель, улови:
Коль надобно яйцо разбить – ты мышь зови.

Июнь 1945


2. В изложении Гомера (в переводе Жуковского)

Песнь первая

Муза, скажи мне о той многоопытной куре, носящей
Имя славнейшее Рябы, которая как-то в мученьях
Ночью, в курятнике сидя, снесла золотое яичко.

(Песни вторая – семнадцатая содержат описание того, как курица кудахчет над золотым яйцом.)


Песнь восемнадцатая

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул старик, и покинула ложе старуха;
Вышли из дома, к курятнику путь направляя свой близкий.


Песнь девятнадцатая

Входят в курятник и видят яйцо золотое лежащим;
Круглое, твёрдое, гладкое, ковано словно Гефестом,
Это яйцо всё кругом озаряло чудесным сияньем.


Песнь двадцатая

Тут, ослеплённые светом, поспешно к яйцу подбежали;
Стали усердно долбить, но напрасен был труд их нелёгкий:
Тщетно пытались они разломать скорлупу золотую.

(Песни двадцать первая – сорок пятая содержат описание того, как они долбят золотое яйцо.)


Песнь сорок шестая

Мышка веленьем судеб пробегала вблизи в это время,
Волей всевышних богов зацепила хвостом за яичко;
На пол упавши, яйцо на мельчайшие части разбилось.

________

Плачь же, старуха несчастная! Слёзы, старик, лей обильно!

Июнь 1945


3. В изложении Бальмонта

О воздушнобезбрежности златогладкой яичности,
Золотые аккорды скорлуп!
Ты лежишь безглагольное, порождение птичности,
И зефир обдувает твой труп.

Мчитесь к ясному солнышку и к зеркальной небесности
Гармоничности звучные слов!
Я клянусь окончательно мир лишить его пресности,
Я взволную его до краёв!

Та яичность волшебная – порождение курицы,
Чей могуч рябокрылый полёт.
Старец вещий и старица от сверкания жмурятся,
Но мышонок яйцо разобьёт.

И скорлупность яичная, там незримо лежащая,
Отражаясь в безмерности вод,
Подтверждает таинственность того звёздно-блестящего,
Что придёт, непременно придёт!

Июнь 1945


4. В изложении Маяковского

Смотрите –
вот курица.
Фамилия –
Ряба.
Перья нафабрив
Села,
натужилась,
глядит сконфуженно:
видит:
под нею,
солнца золотее,
– не отвертишься:
факт налицо –
лежит
золотое
яйцо!
Дед –
борода снега белей –
зовёт свою бабу
и мчится с ней.
Бегут,
шаги саженями считая.
Влетают –
стоят, глаза продирая.
Схватили яйцо
и об стену
давай долбить его в две смены.
Долбят неделю –
нету толку,
положили яйцо на полку.
Но тут,
узнав о яйце понаслышке,
с портфелем под мышкой
бежала мышка.
Бежала,
бежала
и
выкинула фортель:
махнула хвостом –
яйцо – к чёрту!

Июнь 1945


5. В изложении Вертинского

В этом старом курятнике, где Вы жили цыплёнком,
Вы яйцо золотое мимоходом снесли.
То яичко схвативши, стала бить старушонка;
Вместе с дедом долбили, но разбить не смогли.

В ту минуту печальную пробегал там мышонок,
Он яичко раскокал и в нору убежал.
Плач старухи несчастной был надрывен и звонок,
И слезу утирая, дед её утешал.

Июнь 1945


6. В изложении Андрея Белого

Язык, запрядай тайным сном! <…>

Я вижу: дующие зовы,
Я вижу: дующие тьмы <…>

Меня пленяет Гольбер Гент,
И я – не гимназист, студент... <…>

Вдыхая запах «poudre Simon» <…>

Так звуки слова «дар Валдая»
Балды, над партою болтая, –
Переболтают в «дарвалдая»... <…>

Стекло пенснэйное проснётся <…>

У той: –
– Над златокарей згой
Град Гелиополь: дева Отис <…>

О, эти розовые феи!..
О, эти голубые!.. Ишь: –

Красножилетые лакеи
Играют веером афиш.

Графиня толстая, Толстая,
Уж загляделась в свой лорнет... <…>

Я смыт вздыхающей волною
В неутихающий покой.

Андрей Белый. Первое свидание.
[Поэма в 4 частях, с предисловием и эпилогом]


Предисловие

Над бледнопалевою згою,
Обрамапутрив индный Ганг*),
Летя эонною*) дугою,
Я впитывал иланг-иланг*).

1.

Я гимназист: живу в деревне –
Луна, лазурные луга...
И был: старик, философ древний;
Была: жена его, карга.

Я помню чудное мгновенье:
И «куд-куда?» и «куд-кудах!», –

– Витая в выспренних мечтах,
Меж мараморохов*) сомненья –

Меж перламутровых яиц –
Яйцо родилось золотое:
Так Шлиман шлем находит в Трое,
И Каллисто и Каллироя*)
Вдруг восстают из небылиц;
Так сонмы мифов сонным роем
Внезапно хлынут из гробниц;
Так пред прославленным героем
Падут народа толпы ниц;
Так на вопрос глупейший «Кто я?»
Дурак ответит: «Белый шпиц»*);
Так в анекдоте в слово шиц*)
Сыча балды переболтают;
Так не худеющий Лифшиц*)
От полноты своей страдает.
Но вот:
– Яйцом привлечена,
Своим нутром озарена,
Шурша, надушенная шипром*),
В шафранном шарфе, шитом шифром*),
Шеренгой шествует она –

Та, кто прекрасна и ужасна,
Та, кто опасна и безгласна,

(Как Эльдорадо, всем опасна;
Как Эльдорадо, всем прекрасна) –

Старуха, чёрт б её побрал,
Идёт к курятнику.
За нею,
Простёршись фраком к Пиренеям,
Как Лазарь средь лазурных зал,
Идёт по липовой аллее,
Меланхолически алея,
Её насупленный старик –

– И скок-скок-скок, и прыг-прыг-прыг,
Как некий столп*) за Лилей Брик.

Войдут!..

2.

Оплёван, как Плевако,
Плюясь, как Плеве, к ним бежит,
Идиотически визжит
Индюк, восстав Анупадакой*).

И – там червонное оно
Лежит, подобно летней грёзе...

Так в бледнопалевом навозе
Лежит жемчужное зерно.

В яйцо вцепившись с нервным тиком,
Кликушу-душу*) спёрши криком,
Карга визгливо прокричит,
Яйцом об стенку постучит. –
– Но тут мышонок подвернётся,
Красноволосый краснобай,
Летя бугаем*) на Валдай;
Яйцо тотчас же разобьётся,
Желточность яйцная проснётся,
Переплеснётся через край.


Эпилог

О, экзотические бури,
Мифологические сны!..
В светомерцаниях лазури,
В искромолениях весны –
Мои мистические хмури,
Мои гностические дури –
Лишь голос лопнувшей струны
Среди бескрайней тишины.

1946


7. В изложении Пастернака

Провидица! Ты, верно, знала,
Когда пускалась на дебют
У режиссёра-сеновала,
Что при успехе яйца бьют.

Сквозь окна полночь бьёт в ладоши.
Ты смущена. Ты вся горишь.
Но с вездесущестью святоши
В амбар проскальзывает мышь.

Продравшись, путаясь в мякине,
С насестами заподлицо,
Она углы обшаря скинет,
Как тяжесть с плеч, с гнезда яйцо.

Скорее бы аккорд финала!
Ты взгромоздишься на насест.
О, сколько раз ты наблюдала
Невольных зрителей разъезд.

О, сколько раз тебе придётся
Всё перепробовать потом,
Подменивая позолотцу
Простым колумбовым яйцом.

10 февраля 1972


Помнится, о курочке Рябе мы на форуме говорили, даже помню свой пост, в котором я пересказывала вам когда-то понравившуюся мне трактовку: золотое яичко — это любовь, а серая мышь — это сплетня.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 11:35

Некоторые подробности о колумбовом яйце (из Вики):

Колумбово яйцо — крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения.

По преданию, когда Колумб во время обеда у кардинала Мендосы рассказывал о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто. Увидев это, все запротестовали, сказав, что так смогли бы и они. На что Колумб ответил: «Разница в том, господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле».

Однако возможно, что этот эпизод, впервые описанный в книге «История Нового Света» итальянского путешественника Джироламо Бенцони, всего лишь легенда, так как подобная история была известна в Италии и Испании задолго до Колумба. В Испании аналогичный «яйцу Колумба» фразеологизм — «яйцо Хуанело» (исп. huevo de Juanelo), означающий простое решение сложной задачи. Подобный эпизод имеется в комедии «Дама-невидимка» («La Dama duende») испанского драматурга Кальдерона и в книге итальянского историка искусства Джордже Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Вазари пишет, что около 1421 г. во Флоренцию съехались из разных стран зодчие, которые должны были решить, как возвести купол на соборе Санта Мария дель Фиоре. Архитектор Филиппе Брунелески (1377—1446) не стал показывать свой проект высокому собранию, а выдвинул идею: пусть купол делает тот мастер, который сможет поставить яйцо на стол. И только он сам сумел это сделать — известным способом. Поэтому купол, который возвел Брунелески над флорентийским собором, так похож на яйцо со срезанным острым концом.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение ИЛ-86 » 25 июл 2016, 11:56

Миша Ефремов, начало.
https://youtu.be/NocdCXufyFY
Иван Литневский. Как новенький полтинник!
ИЛ-86
 
Сообщений: 432
Зарегистрирован:
23 июн 2016, 22:35
Откуда: Россия

Re: Ab ovo

Сообщение Loriel » 25 июл 2016, 11:56

mirage писал(а):золотое яичко — это любовь, а серая мышь — это сплетня.

Это очень красивая версия (метафорическая). Я как-нибудь сюда, может быть, подпишу свою конкретную версию, если никто не будет возражать. (Сначала почитаю ту ветку, вдруг там уже всё перечислили).
Спасибо за интересные стихи!:)
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4978
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Ab ovo

Сообщение Тигра » 25 июл 2016, 12:11

А Бова-королевич...

Ab ova королевич?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64410
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Курочка ряба и десять утят

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 12:12

Поскольку ссылку на предыдущее обсуждение на форуме не дали, то я не знаю, были ли там стихи Маршака.


Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?

Если ты ее знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.

Жили-были другие дед и баба,
И была них другая курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное —
Сырое.

Мышка бежала,
Хвостиком махнула —
Яичко упало
И разбилось.

Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,

Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине — яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.
— Высиживай, ряба, утяток!

А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело —
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролет.
Редко-редко поест и попьет.

Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки —
Целый десяток
Желтых утяток.
Запищали один за другим:
— Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!

На цыплят они не похожи:
На ногах — перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.

Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят —
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,
По зеленой спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде — и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга...
А наседка кричит с перепугу:
— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,
Так и режут студеную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,
Да не плавает курочка ряба!

Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца — и нырнул.
А наседка кричит: — Караул!
Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,
Да ушли остальные утята —
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу — усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землею стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка —
Вдогонку
За ней —
Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая курочка ряба!
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 12:12

Ну и непосредственно о "Яйце".


Курицу яйцо учило:
Ты меня не так снесла,
Слишком криво положила,
Слишком мало берегла:
Недогрела и ушла, —
Как тебе не стыдно было?

1924
О. Мандельштам
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Duomo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 12:34

Фото купола Брунелески я уже выставляла как-то в профильной теме (о куполах), но всё-таки он стоит того, чтобы рассмотреть его поподробнее.

Сначала издали, из садов Боболи:

Изображение
И постепенно приближаясь:
из палаццо Веккьо:

Изображение
С колокольни Джотто:
Изображение
Изнутри:
Изображение
Совсем близко (зря я что ли туда поднималась!):
Изображение

И наконец, вид на Флоренцию с самого купола:
Изображение

Надеюсь, не сочтёте за спам!:)

Уже два года минуло с тех пор, как я сновала по куполам Флоренции, а сейчас вот прочла у Вазари и не смогла удержаться, так захотелось показать эту красоту невероятную, жаль только, что мои фото и десятой доли этой гармонии передать не могут.

Поразил меня тогда не только тот факт, что собор сорок лет стоял без крыши и ждал своего архитектора, который наконец осмелится возвести такой небывалый купол, а то, что Брунелески изначально даже не был архитектором, он был ювелиром!
Вот уж где пригодилась ювелирная точность расчетов.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 12:49

Спасибо, что поддержали тему.

Вот ссылка на старое обсуждение, но там совсем немного (в середине):
http://forum.gramota.ru/forum/read.php? ... 981&t=9794
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 12:51

ИЛ-86 писал(а):Миша Ефремов, начало.
https://youtu.be/NocdCXufyFY


Действительно! Начало начал и Гражданина Поэта : )
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 12:53

Loriel, как видите, там совсем мало по ссылке, так что жду Вашу трактовку.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение adada » 25 июл 2016, 14:23

 
    К. Бессмертный тоже начинал с яйца (ab ovo), а закончил на игле (rem acu tetigisti).
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 44985
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 14:47

Краси-и-во!

И как обычно:

Изображение

Cherchez la femme!
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение Loriel » 25 июл 2016, 14:53

mirage, спасибо за небывалый купол!
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4978
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 15:27

Loriel : ).

Так, пока не удалось найти, кто позировал Васнецову для картины.

Зато выяснилось:

Картину он писал 9 лет, закончил в 1926 году, и чисто хронологически она стала его последней работой.

Тот оттенок красного, что у него на этой картине, нахывается ализариновый красный цвет (желтый, кстати, тоже бывает ализариновым).

Ализариновый кра́сный цвет — оттенок красного цвета, назван по сходству с органическим красителем ализарин.
Древние египтяне использовали для получения розово-красных текстильных красок измельчёный корень растения марена красильная (лат. Rubia Tinctorium). Позже этот краситель иногда использовался в живописи Ренессанса, но считался слабым. В 19-м веке протравной краситель из марены под названием крапп всё же получил очень широкое применение в текстильной промышленности, но уже к концу века, благодаря развитию органической химии, появилось несколько новых «анилиновых» красителей, быстро завоевавших рынок. В их числе химики синтезировали основное красящее вещество марены, названное Ализариновый красный. Синтетический краситель благодаря дешевизне, доступности и повышенной долговечности стал отличным заменителем полученного из растений красителя. На палитре художников он стал источником фиолетового (при смеси с синим) и чёрного при смеси с тёмно-зелёной зеленью Гинье.

Я, признаться, не знала про этот ализариновый красный. Хочу догнать японцев с их знанием оттенков красного и чукчей с их оттенками белого :).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

С какой стороны разбивать яйцо?

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 17:54

Итак, эти две могущественные державы ведут между собой ожесточеннейшую войну в продолжение тридцати шести лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что вареные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребенком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребенка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой — корону.


Дж. Свифт, "Путешествия Гулливера"
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Совсем другие птицы...

Сообщение mirage » 25 июл 2016, 18:59

Да, fililog, спасибо, очень люблю это место.

Кто-то еще в детстве мне объяснил, что это о тори и вигах, о бессмысленных политических разногласиях партий. И я так довольно долго думала, пока не узнала сама, что это всё-таки о католиках и протестантах, о жестокости и бессмысленности религиозных (т.н. священных) войн.

Сейчас, будучи погруженной в "Имя розы" и во все возможные ордена и европейские ереси средневековья, понимаю, насколько несоизмеримо большую роль играла вера, религия в то время. Насколько полнее и богаче была их духовная жизнь, если хотите.

С одной стороны, в общем-то мракобесие, с другой стороны, наука, серьезнейшие теософские споры с привлечением обширнейшей доказательной базы. И становится понятно, почему в основе всех университетов был именно теософский факультет.

Приведу несколько отрывков, заинтересовавших меня:


О Франциске:

"
В этом случае вся его деятельность свелась бы к бедному, бессильному состраданию… Он хотел большего. Тебе рассказывали о проповедывании среди птиц?»

«О да, я слышал эту трогательнейшую повесть и немало восхищался святым, умевшим скликать нежных певчих пташек», – горячо отвечал я.

«Так вот, тебе рассказывали все неправильно. Вернее, по тем правилам, которые приняты ныне в ордене… Франциск обратился к населению города и магистратам, но быстро увидел, что его никто не слушает. Тогда он ушел на кладбище и обратился к воронам и сорокам, стервятникам, трупоедам, к птицам, питавшимся падалью…»

«Какой ужас, – вскрикнул я. – Значит, это были совсем другие птицы!»

«Это были мерзкие птицы, отверженные птицы, подобные прокаженным. Конечно же, Франциск имел в виду при этом стих из Апокалипсиса: “И увидел я одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. Чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих”»

«Значит, Франциск хотел подтолкнуть отверженных к бунту?»

«Нет. Франциск – конечно, нет. Может быть, Дольчин и его люди, и то вряд ли. Франциск пытался всех отверженных, кто хотели бунтовать, воротить в круг народа Божия. Чтобы спасти стадо, надо было воротить отверженных. Должен сказать с огромным сожалением: Франциску это не удалось. Чтобы вернуть отверженных, надо было действовать изнутри главенствующей церкви; чтобы действовать изнутри главенствующей церкви, надо было быть признанным ею; признанное церковью, новое учение образовало новый монашеский орден, а новый монашеский орден составил собою новый замкнутый круг, за границами которого остались новые исключенные. Теперь тебе, надо думать, ясно откуда взялись сообщества полубратьев, сообщества иоахимитов и почему вокруг них снова, в свою очередь, роятся новые отверженные».


А я-то, я-то тоже, как бедняжка Адсон, вечно узнавала Франциска по певчим пташкам. Такая благостная картинка в стиле Перуджино... А тут на тебе, Апокалипсис...


"
И, как предписывает обычай при расстрижении любого иерея, ему острейшим ножом отрезали подушечки пальцев и отрезали волосы".


Как я понимаю, это связано с таинством священства. На Руси, насколько я знаю, подушечки пальцев всё же не отрезали. Или?

И ещё один отрывок:
(Речь идёт о казни как раз во Флоренции одного ересиарха)
И, прислушиваясь к нестройным крикам, тогда как сам я уж не знал что и помыслить, я вдруг столкнулся своим взглядом, лицо к лицу, с приговоренным, которого густая толпа перед тем от меня закрывала. И я увидел лицо человека, который смотрит на что-то уже вне этого мира, – такие бывают лица у изваяний, изображающих святых во власти виденья. И я понял, что сумасшедший ли он или провидец, но он просветленно жаждет смерти, ибо верит, что смертью победит своего врага, кем бы этот враг ни был. И я понял, что пример его смерти толкнет на смерть еще сотни и сотни. И пришел в смятение от неописуемого их упорства, ибо и тогда не понимал, и до сих пор не понимаю, что в них преобладает – высокомерная ли страсть к своей истине, вынуждающая к смерти, или высокомерная их страсть к смерти, вынуждающая оборонять свою истину, какова бы ни была эта истина. И я стоял в волнении и в испуге.


Для меня этот отрывок и многое ещё в этой книге явились очередным подтверждением того, что изуверская жестокость средневековых казней была обусловлена не дикостью человеческой натуры, а тем, что истовая вера, в том числе в загробную жизнь, освобождала приговорённых от страха смерти, для них смерть была лишь переходом к жизни вечной. Вот и пугали как могли прижизненными мучениями и адскими муками.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 21:45

ЯЙЦО

Всех породило яйцо,
Мы вышли из его пеленок —
Кто с человеческим лицом,
А кто-то с клювом, как цыпленок.
Так начинался маскарад,
Как ловко кто-то всё придумал!
И на скорлупочный наряд
Надел и маски, и костюмы.
Кто первым был, в конце концов,
Яйцо иль курица, — неважно,
И хрупким было то яйцо,
И курица была отважной.
И гладок был яйца овал
И силуэт безукоризнен,
О, смертников великий бал!
Под каждой маской — тайна жизни.

В. Гафт
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение Тигра » 25 июл 2016, 22:14

Ализарин те, кому пришлось "сдавать" Ленина (и не раз), помнят хорошо.
Ленин его приводил как пример в философском рассуждении о вещи в себе. Вот, дескать, пока о нём не знали, он был вещью в себе, а когда научились его добывать и им пользоваться, стал вещью для всех.

Купол Брунеллески я тоже очень люблю. Специально забиралась не на него, а на джоттову колокольню, чтобы его рассматривать. Мне ещё в нём нравится незаконченность: недооблицевали целый ряд по всей окружности. Интересно — не собираются?

Франциск и птицы: необязательно Эко-то верить так уж безоговорочно.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64410
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 22:33

mirage писал(а):
Так, пока не удалось найти, кто позировал Васнецову для картины.


Для многих персонажей художнику позировали члены его семьи и близкие ему люди. Его Василиса Премудрая на картине "Кощей" очень похожа, как мне кажется, на его дочь. Нет?

Изображение
Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника
1897. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Попутно встретилась интересная статья о Кощее: Кем был Кощей Бессмертный на самом деле?
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение Тигра » 25 июл 2016, 22:39

Купол и яйцо часто рядом.
Я искала старое стихотворение Вознесенского (не нашла), но наткнулась на вот это, уже нынешнего века (опубликовано в "Знамени" в 2003):

Люблю Арбат, набитый, как трамвай,
Проспекта посиневшее яйцо.
Люблю, когда Ты дышишь горячо.
Мне, Господи, ещё лет десять дай!
Какой ты будешь через десять лет,
Россия, с отключённым светом край?
Кто победит — Господь или кастет?
Мне, Господи, ещё лет десять дай!
Вдруг пригодится мой никчёмный свет,
взвив к небу купол, где сейчас сарай...
Безумье мысли может нас спасти.
Меня от клятвы не освободи —
хотя бы десять лет дай, Господи.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64410
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ab ovo

Сообщение Тигра » 25 июл 2016, 22:44

И из "Декабря во Флоренции" Бродского:

Каменное гнездо оглашаемо громким визгом
тормозов; мостовую пересекаешь с риском
быть за{п/к}леванным насмерть. В декабрьском низком
небе громада яйца, снесенного Брунеллески,
вызывает слезу в зрачке, наторевшем в блеске
куполов. Полицейский на перекрестке
машет руками, как буква "ж", ни вниз, ни
вверх; репродукторы лают о дороговизне.
О, неизбежность "ы" в правописаньи "жизни"!
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64410
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 22:53

Дом-яйцо архитектора Ткаченко в Москве на улице Машкова:

Изображение

Изображение
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение Сергей » 25 июл 2016, 22:58

>>>>Тигра: Я искала старое стихотворение Вознесенского (не нашла)

На Арбат прошвырнусь, пока спишь ты.
К небесам запрокину лицо,
где нездешняя белая птица
положила на крышу яйцо.

Почему она выбрала этот
небоскреб? А не древний дворец?
Верю в диалектический метод.
Скоро вылупится птенец.

1972
Аватар пользователя
Сергей
 
Сообщений: 7686
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 21:46
Откуда: Севастополь

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 23:09

Эх, на синих, на глазурных да на огненных санях...
Купола горят глазуньями на распахнутых снегах.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение ИЛ-86 » 25 июл 2016, 23:14

Оригинал + пародия, из сети.

«Никогда

Я тебя разлюблю и забуду,
когда в пятницу будет среда,
когда вырастут розы повсюду,
голубые, как яйца дрозда.
(А.Вознесенский)

Страдания

Этой ночью я с Иркою не был
И палатка без Ирки пуста
Смотрит солнце сочувственно с неба
Голубого, как яйца дрозда.

Что- то видно неладно с палаткой
Ведь мужчина-то я - хоть куда!
Не рябой, как яйцо куропатки,
А блестящ, словно яйца кота.

Я ж извел на заразу такую
Дорогого портвейна-вина
И любовь ожидаю большую-
Пребольшую, как яйца слона.

Парень я из хорошей породы
(Не хватает чуток куража)
Почему ж ты простому народу
Недоступна, как яйца ежа?

Повезло мне сегодня не очень
Вот такая друзья хренота
Я останусь один этой ночью
Ночью черной, как яйца крота.

(с) Betty Tongen»
Иван Литневский. Как новенький полтинник!
ИЛ-86
 
Сообщений: 432
Зарегистрирован:
23 июн 2016, 22:35
Откуда: Россия

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 23:15

Никогда

Я тебя разлюблю и забуду,
когда в пятницу будет среда,
когда вырастут розы повсюду,
голубые, как яйца дрозда.
(А.Вознесенский)


Можно слушать и смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=Gln4twuYF8w
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение Loriel » 25 июл 2016, 23:24

Я напишу пару своих версий.
1) Бабка с дедом очень слегка постучали яйцом по столу, но совершенно не преследовали цели его разбить, отнюдь нет, целостность предмета была для них важна. Они просто проверяли физические свойства диковинного яйца. А постучали - это ведь тоже считается как били:) И тогда вполне закономерно, что они плачут из-за последствий поступка мыши. А почему курица им говорит, что снесёт не золотое, а простое, - потому что это очень добрый, но наивный и глуповатый домашний питомец (к тому же не знающий, что золото ценно), и он считает, что хозяева, увидев "внутренности" яйца, огорчились, что их курица всегда теперь будет нести такие золотые пустые внутри яйца, из которых нельзя приготовить омлет или яичницу.

2) (Это было долго моей основной версией, пока я не прочитала о метафорической про любовь:)
Бабка с дедом, получив золотое яйцо, начали думать, что с ним делать, кому продать и т. п. Думали несколько дней, а яйцо пока лежало. И за эти дни они неоднократно по этому яйцу непреднамеренно били: то бабка половником заденет, то дед локтём или кружкой с чаем
А дальше всё так же, как в первом варианте.
_________________________________

Вариант Друзя, который он высказал на ЧГК.
Бабка с дедом плакали потому, что у них не хватило сил разбить яйцо, а у маленького мышонка хватило.
Последний раз редактировалось Loriel 25 июл 2016, 23:27, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 4978
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Ab ovo

Сообщение Тигра » 25 июл 2016, 23:26

Сергей писал(а):>>>>Тигра: Я искала старое стихотворение Вознесенского (не нашла)

На Арбат прошвырнусь, пока спишь ты.
К небесам запрокину лицо,
где нездешняя белая птица
положила на крышу яйцо.

Почему она выбрала этот
небоскреб? А не древний дворец?
Верю в диалектический метод.
Скоро вылупится птенец.

1972

Спасибо! Именно это и искала, но плохо запомнила некоторые строки: искала по словам "Арбат — яйцо — снесла", а там "положила".

Я помню это яйцо. Да оно и сейчас там лежит, вроде. Не вылупилось пока никого.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64410
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 25 июл 2016, 23:27

Вспонила о яйцах Фаберже. Вот еще одно яйцо из мастерской знаменитого ювелира.

Изображение
«Пролетарский завтрак» создан в мастерской Карла Фаберже в 1905 году.

Стакан с водкой — из хрусталя,
кирпич — из яшмы,
желток — из янтаря,
рыба — серебряная,
окурок — из серебра и кварца.
Белок яйца покрыт эмалью.
Из серебра — муха и обрывок газеты. Это "Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства" от 18 октября 1905 года с текстом манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", подписанного императором Николаем II.

Оценочная стоимость — 1 100 000 долларов.

Это великолепие под названием «Пролетарский завтрак Фаберже» приобрел музей Фаберже в немецком Баден-Бадене. Таким образом, эта работа Фаберже стала, пожалуй, самым дорогим несъедобным завтраком в мире.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Ab ovo

Сообщение maggie » 26 июл 2016, 00:14

Сегодня утром открыла фейсбук, а там один продвинутый знакомый выставил цитату из Конфуция. На немецком. На русском она звучит так:
Только когда комар садится на твои яйца, ты понимаешь, что всегда есть путь решить проблемы без применения силы. (с). Конфуций

Потом открыла форум. Вижу новую тему в Литуголке. "AB OVO". ))
Дивлюсь... В это время слышу, из кухни муж спрашивает, буду я яичницу или омлет. Не хочу ни то, ни другое. За завтраком он в очередной раз вспоминает шутку, что услышал много-много лет назад, в СССР ещё. Это для него типа такой лингвистический анекдот одной строкой.)

- Знаешь русское слово, которое начинается с двух букв "и"?
- Иишница.


Я ему, конечно, уже сто раз объясняла, что нету там никаких двух "и". Бесполезно. Всё равно он так помнит, и его это забавляет.)))
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 24826
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Ab ovo

Сообщение Тигра » 26 июл 2016, 00:18

У меня есть друзья, муж и жена. Всю жизнь шутливо спорят как говорить: яишница или иишница.
Я-то за иишницу. И за ийтсо.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 64410
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Ab ovo

Сообщение maggie » 26 июл 2016, 00:21

Тигра писал(а):Я-то за иишницу. И за ийтсо.

+1)))))))
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 24826
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Ab ovo

Сообщение zyablik » 26 июл 2016, 01:05

Поразительно. Я этого никогда не видела. Спасибо!

И, Мираж, спасибо за купол! Я во Флоренции не была. Мечты, мечты...
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5900
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Ab ovo

Сообщение zyablik » 26 июл 2016, 01:09

А блестящ, словно яйца кота.


Интересно, а почему они, собственно, блестящие?... :?
Здесь, на Украине, говорят: "Блищать, як собач'ї яйця на морозі".
???
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 5900
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Ab ovo

Сообщение Е.О. » 26 июл 2016, 03:29

Сергей писал(а):>>>>Тигра: Я искала старое стихотворение Вознесенского (не нашла)

На Арбат прошвырнусь, пока спишь ты.
К небесам запрокину лицо,
где нездешняя белая птица
положила на крышу яйцо.

Почему она выбрала этот
небоскреб? А не древний дворец?
Верю в диалектический метод.
Скоро вылупится птенец.

1972

А вот на этой крыше целый огромный выводок может вылупиться:
https://en.wikipedia.org/wiki/Dal%C3%AD ... utside.jpg
Е.О.
 
Сообщений: 6868
Зарегистрирован:
18 апр 2010, 00:55
Откуда: москва

Re: Ab ovo

Сообщение mirage » 26 июл 2016, 10:29

О, теперь-то мне наконец стали видны корни логотипа МТС (Комстар).

Е.О., спасибо за наводку. Я туда пока не добралась, меня всегда немного поп-угивало это сооружее на картинках, но теперь тема просто обязывает вглядеться.
Изображение


"Центр музейного комплекса составляет здание старого городского театра, где 1918 году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы. [...] Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. [...]

Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. Причиной подобной задержки была нескончаемая тяжба между Мэрией Фигероса и Главным управлением изящных искусств, не желавшим финансировать проект. Недоверие Мадрида было вызвано концепцией музея, которую отстаивал создатель: Дали не собирался выставлять ни одной оригинальной картины, только репродукции. «Музей никого не разочарует,- настаивал художник.- У фотографий есть одно преимущество: они лучше оригинальных работ. Люди еще успеют разочароваться, когда увидят оригиналы». В конце концов Дали пришлось уступить, и он согласился передать музею оригиналы картин. 13 октября 1970 года, после того как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.

Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера.

В течение 1984 года стены здания постепенно покрылись буханками крестьянского хлеба. Ритмическим повторением хлебов дом должен был вызывать эффект, аналогичный особняку с раковинами Касса де Лас Кончас в Саламанке или итальянскому Палаццо Деи Диаманти. Этот прием, уже опробованный Дали в середине 50-х годов на доме в Кадакесе, отражал преклонение художника перед хлебом. «Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен». Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Льигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах. Помимо того, что яйца символизируют пищу, ампурданские яйца, особенно желтые, славятся своим качеством и ценятся на рынках гораздо дороже, чем другие".
-----------

Так что если так меня поразивший (я даже решила сначала, что это первоапрельская шутка) натюрморт в камне Фаберже — это завтрак пролетарский, то у Дали — крестьянский.
-------

Как мне кажется (не проверяла), эта идея вмуровывать в стены раковины и проч. имеет те же корни, что и вмуровывание т.н. голосовиков. Совсем недавно как раз рассматривала фотографии удивительной древней Каложской церкви, что стоит на берегу Немана. Она вся просто утыкана этими голосовиками.
-------

Фуллерены меня тоже в своё время поразили. Впервые я их увидела в детстве в журнале "Америка". Был юбилейный год, США исполнялось 200 лет. Той старой фотографии я сейчас не нашла, так что вот другая.
Изображение
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Мировое яйцо

Сообщение mirage » 26 июл 2016, 11:02

Loriel, спасибо за Ваши версии : ).

Кстати, в статье о Кащее по ссылке fililog тоже упоминалось наше Золотое яйцо. Статья меня в целом не впечатлила, но пару направлений из неё хотелось бы развить.

Сначала об этом Золотом яйце aka Мировом яйце


Мировое яйцо — универсальный мифопоэтический символ; упоминания о вселенском яйце, из которого рождается мир (вариант: верховное божество либо бог-прародитель) встречаются в мифах и преданиях многих народов. В большинстве мифов яйцо, нередко — золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана; в некоторых легендах появлется также птица-мать (как, например, в египетском мифе). В индийской мифологии из Хираньягарбхи — «золотого плода», созревающего в сердцевине плавающего на водах Мирового яйца (Брахманды), рождается Брахма, из него же появляется Праджапати; имя Мартанды, предположительно, солярного божества, означает «рожденный из мертвого яйца». О рождении демиурга — божественного Фанеса — из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана (либо на колено девы Ильматар); в китайской легенде Вселенная прежде представляла собой нечто вроде куриного яйца, из которого родился прародитель Пань-гу.

Легенды о Мировом яйце встречаются у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии, Африки и пр.
----

Я всегда соотносила латынь в заглавии темы с вопросом о том, что первично, с чего начинать. Теперь буду соотносить ещё и с Мировым яйцом.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 42954
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Ab ovo

Сообщение fililog » 26 июл 2016, 12:10

В Кадакес прошвырнусь, пока спишь ты.
К небесам запрокину лицо,
где нездешняя белая птица
положила на крышу яйцо.


Немного изменив место действия и переиначив Вознесенского, получим дом-музей Дали в Кадакесе.

Изображение
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 18830
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8