Страница 1 из 1

Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 03 май 2010, 22:57
Риджемерирор
Результаты исторического развития предельно асимметричны: история не сложилась так, что американская, австралийская и африканская территория была на 5% покорена европейцами, а 49% европейской территории были покорены коренными американцами, австралийскими аборигенами или африканцами. Конфигурация всего современного мира есть следствие перекоса исторического развития, поэтому его неравнозначные результаты должны иметь неоспоримое объяснение, более фундаментальное, нежели детальный рассказ о том, кому посчастливилось победить в каком сражении или изобрести какое приспособление однажды несколько тысяч лет тому назад.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 03 май 2010, 23:05
ishlana
(контекст, на всякий случай)

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 03 май 2010, 23:17
ne znatok
Риджемерирор писал(а):Пару вопросов напомнили эти строки:

Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.


1) А значит ли? Всё ли здесь в порядке с логикой - даже художественной?

да, я тут тоже спотыкаюсь.
Сумятица, невнятица... что-то такое ощущается. Есть маленько... эээ... придуманности, согласна.
Стихотворение не относится к числу моих любимых.
Первая строфа хороша. :)

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 04 май 2010, 10:41
Хелена
Что-то вспоминается... Какая-то притча про монаха (?) , который настолько чисто вымел свою душу, что убил в ней всё живое. И там (в душе) свили гнездо черти.
Искать некогда. Может, кто найдет?

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 04 май 2010, 20:19
Саид
Не то, конечно, но всё же:
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого...
© Мат. 12

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 05 май 2010, 11:01
Хелена
Саид, спасибо.
Да, как же это я... Не вспомнила.

Просто недавно как раз наткнулась именно на притчу, поэтому она глаза застила.

Но всё же это не совсем то, что я имеля в виду.
Что-то вроде того, что Есенин мог иметь в виду: в душе человека много всего умещается. Если нашлось место для чертей, то уж точно есть место для ангелов.
Нет, не получается сформулировать... Но что-то типа этого.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 07 май 2010, 16:06
zyablik
А я думаю, что здесь борьба противоположностей. Если есть зло, то обязательно и добро. Хотя слово "значит" напрягает слегка.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 07 май 2010, 16:08
Хелена
А он так чувствовал.
И вспомним его богомольное детство. :)

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 11 май 2010, 08:07
mirage
Из жития преподобного Нифонта, епископа Кипрского.
"Молясь некогда в церкви и возведши очи на небо, преподобный Нифонт увидел отверстые небеса и множество Ангелов, из которых одни на землю нисходили, а другие на небо восходили, вознося туда человеческие души . Два Ангела несли в высоту какую-то душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, оттуда вышли бесы, с гневом говоря: "Это наша душа; как вы дерзаете нести ее мимо, когда она наша?". Ангелы отвечали: "Какое знамение на ней имеете, называя ее своей?". Бесы отвечали: "Она до смерти грешила, оскверняла себя, осуждала ближнего и, что еще хуже, умерла без покаяния; а вы что скажете на это?". Ангелы отвечали: "Поистине ни вам, ни отцу вашему, дьяволу, не верим, пока не расспросим Ангела, души сей хранителя". Ангел хранитель сказал: "Правда, много согрешила душа эта; но с того часа, с какого разболелась, она стала плакать и грехи свои исповедовать Богу. Если Бог ее простил, то Он знает, почему; Он имеет власть. Того праведному суду слава". И Ангелы пошли с душою в небесные врата.

Битва за душу может идти как снаружи, так и внутри.
Согласитесь, ангел-хранитель не смог бы кинуть душу на растерзание чертям. Раз уж черти залезли в душу, то и ангелу придётся за ними последовать и их из неё изгонять. Всё логично.
Если Вы с этим не согласитесь, Риджемерирор, то и я начну разделять сомнения Башмака.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2018, 23:15
maggie
Случайно на форуме "Русский Дюссельдорф" наткнулась на статью Georg Kosatschenko под названием "Aйседора Дункан и Сергей Есенин. Дюссельдорф, 1922. Sic transit gloria mundi".
Я понятия не имела, что Есенин бывал в этом городе. Однако, он не только в нём побывал, но и недовольство посещением выразил.)
А в 1922 году Дункан и Есенин, находясь на вершине своей славы, заключили брак, и в рамках гастролей (а заодно и свадебного путешествия) проехались по миру, посетив также и Дюссельдорф.
Именно отсюда, из Дюссельдорфа Есенин тогда писал «…Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно…»
<...>
Свадебное путешествие началось с Европы в 1922 году. Но совсем не оправдало ожиданий Есенина. Ни «мещанская» Европа, ни потом Америка не оценили его как поэта. После его дебошей и скандалов газеты писали о «недостойном поведении русского мужа знаменитой танцовщицы, несравненной Айседоры Дункан». Здесь он был никем, просто мужем знаменитой танцовщицы, что еще больше ввергало его в депрессию. Брак длиной в свадебное путешествие закончился в 1923 году. По возвращении в Россию Айседора сказала: “Вот я привезла этого ребенка на его родину, но у меня более нет ничего общего с ним”.

По-моему, автор пытается объяснить строки, написанные Есениным из Steigenberger Parkhotel Düsseldorf, болезнью поэта. То есть, целым букетом таковых.
Он был человеком с диагнозами: наследственный алкоголизм, психический инфантилизм, маниакально-депрессивный синдром. Если добавить к этому его манию величия, будет понятно, почему он эпатировал окружающих своими выходками: в пьяном угаре крушил мебель, бил посуду и своих женщин. Причем делал это «ради славы», потому что в момент просветлений сам писал:

«Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
для того, чтобы ярче гореть.»
Ну, а с Дункан у него были, видимо, особенные отношения. Как в том анекдоте: «В Лондоне толпа садистов избила толпу мазохистов. В результате все получили удовольствие»

Жаль, конечно, что Есенину ни один "приличный" человек тогда не встретился, но я могу понять его нежелание издавать книги в Дюссельдорфе в 1922 г. Он пишет, что "никому здесь это не нужно".
Мне было бы интересно знать число потенциальных читателей его книг, если бы он их решил издать. То есть, число владеющих русским + знакомых в то время с именем Есенина. Не думаю, что таких было много. Попробую выяснить.)

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 07 янв 2019, 21:25
adada
Несмотря на искреннее желание «быть настоящим», а не «сводным сыном - в великих штатах СССР», - мучительно переживал дуализм в своем сознании Сергей Есенин.
    Я человек не новый!
    Что скрывать?
    Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.


В Дюссельдорфе тоже полагалось бы кое-что знать про дуализм и не страшиться ни собственных чертей с ангелами, ни Есенина с Дункан.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 07 янв 2019, 21:34
Тигра
adada писал(а):В Дюссельдорфе тоже полагалось бы кое-что знать про дуализм и не страшиться ни собственных чертей с ангелами...

По-моему, уже поздновато давать советы Есенину.

Re: Черти-ангелы по Есенину

СообщениеДобавлено: 07 янв 2019, 21:37
Тигра
maggie писал(а):По-моему, автор пытается объяснить строки, написанные Есениным из Steigenberger Parkhotel Düsseldorf, болезнью поэта. То есть, целым букетом таковых.
Он был человеком с диагнозами: наследственный алкоголизм, психический инфантилизм, маниакально-депрессивный синдром. Если добавить к этому его манию величия, будет понятно, почему он эпатировал окружающих своими выходками: в пьяном угаре крушил мебель, бил посуду и своих женщин. Причем делал это «ради славы», потому что в момент просветлений сам писал:

«Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
для того, чтобы ярче гореть.»


Что-то тут автор выступил примитивно. "Ярче гореть" зачем-то перевёл как "добиться славы", причём любой. Скорее, даже известности, а не славы.