"Но я себя смирял, ..."

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 21 апр 2010, 10:56

Уточню: "хотел продолжать верить", но ему уже было трудно. Он уже усомнился.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

на все времена

Сообщение mirage » 21 апр 2010, 23:38

Блок:
... З.Н.Гиппиус

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, -
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!

8 сентября 1914

Высоцкий

Я никогда не верил в миражи,
В грядущий рай не ладил чемодана, -
Учителей сожрало море лжи -
И выплюнуло возле Магадана.

И я не отличался от невежд,
А если отличался - очень мало, -
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.

А мы шумели в жизни и на сцене :
Мы путаники, мальчики пока, -
Но скоро нас заметят и оценят.
Эй! Против кто? Намнем ему бока!

Но мы умели чувствовать опасность
Задолго до начала холодов,
С бесстыдством шлюхи приходила ясность -
И души запирала на засов.

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.

1979 или 1980
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

... впрочем не как Я хочу, но как Ты

Сообщение mirage » 21 апр 2010, 23:52

СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ

У меня гитара есть - расступитесь, стены!
Век свободы не видать из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне, перережьте вены,
Только не порвите серебряные струны!

Я зароюсь в землю, сгину в одночасье.
Кто бы заступился за мой возраст юный?
Влезли ко мне в душу, рвут ее на части,
Только не порвите серебряные струны!

Но гитару унесли - с нею и свободу.
Упирался я, кричал: - Сволочи! Паскуды!
Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду,
Только не порвите серебряные струны!

Что же это, братцы? Не видать мне, что ли,
Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?
Загубили душу мне, отобрали волю,
А теперь порвали серебряные струны!

1963



Мне судьба - до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты, а за ней - немота,
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это все, не тот и не та...

Что лобазники врут про ошибки Христа,
Что пока еще в грунт не влежалась плита,
Что под властью татар жил Иван Калита
И что был не один против ста.

Триста лет под татарами - жизнь еще та,
Маета трехсотлетняя и нищета.
И намерений добрых, и бунтов тщета,
Пугачевщина, кровь, и опять - нищета.

Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта,
Повторю, даже в образе злого шута...
Но не стоит предмет, да и тема не та:
"Суета всех сует - все равно суета".

Только чашу испить - не успеть на бегу,
Даже если разлить - все равно не смогу.
Или выплеснуть в наглую рожу врагу?
Не ломаюсь, не лгу - не могу. Не могу!

На вертящемся гладком и скользком кругу
Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с ношею делать - разбить? Не могу!
Потерплю и достойного подстерегу.

Передам, и не надо держаться в кругу -
И в кромешную тьму, и в неясную згу,
Другу передоверивши чашу, сбегу...
Смог ли он ее выпить - узнать не смогу.

Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу,
Никому не скажу, при себе сберегу.
А сказать - и затопчут меня на лугу.

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу.
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
За веселый манер, на котором шучу.

Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить - не хочу!
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!

Лучше я загуляю, запью, заторчу!
Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу!
Лучше голову песне своей откручу,
Чем скользить и вихлять, словно пыль по лучу.

Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,-
Я уйду и скажу, что не все суета!

Мне он дороже всей русской поэзии вместе взятой. До сих пор.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 22 апр 2010, 00:08

mirage, i love you more than words can say...
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение zyablik » 24 апр 2010, 01:35

...Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом!
Ведьмы вас не пугают шабашем?
Но... не правда ли, зло называется злом
Даже там - в добром будущем вашем?

И вовеки веков, и во все времена
Трус, предатель всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война.
И темница темна, и свобода одна -
И всегда на нее уповаем.

Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт -
И дымящейся кровью из горла
Чувства вечные хлынут на нас.

Ныне, присно, во веки веков, старина, -
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки - из прошлого тащим, -
Поому что добро остается добром -
В прошлом, будущем и настоящем!
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 24 апр 2010, 17:21

БОГ

Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.

Он жил не в небесной дали,
Его иногда видали
Живого. На Мавзолее.
Он был умнее и злее
Того - иного, другого,
По имени Иегова...

Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.

Однажды я шел Арбатом,
Бог ехал в пяти машинах.
От страха почти горбата
В своих пальтишках мышиных
Рядом дрожала охрана.
Было поздно и рано.
Серело. Брезжило утро.
Он глянул жестоко и мудро
Своим всевидящим
оком,
Всепроницающим взглядом.

Мы все ходили под богом.
С богом почти что рядом.


Б. Слуцкий
1955

В другой версии этого стихотворения последние строки звучали так:
Мы все ходили под богом,
И даже стояли с ним рядом.

А строка "своим всевидящим оком" - ""всепроницающим оком".
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 27 апр 2010, 16:53

Подумала тут, что ветку эту при желании можно счесть за попытку найти компромат, обесчестить талантливых людей.

Я начинала эту тему совсем с другой целью, мне хотелось доказать, что свобода для творца действительно важна как воздух. Сейчас ведь всё чаще воздают хвалу цензуре. Можно услышать, что, мол, цензура невольно развивала вкус публики, а как стало всё разрешено, так и читать стали всякое дерьмо. Вот, к примеру, цитата:

На мой взгляд, формированию утонченного литературного вкуса массового советского читателя вольно или невольно способствовала цензура. Цербер, бдительно стороживший идеологические догмы советского строя, не только лишал возможности ознакомиться с тем пластом мировой литературы, который выходил за рамки кодекса строителя коммунизма, но и ограждал от низкопробной бульварной литературы, коей был перенасыщен книжный рынок за «железным занавесом». При этом действительно талантливые произведения авторов–диссидентов все равно прорывались к своему читателю, будоража умы и души.

Ураган абсолютной свободы, грянувший в 90–х, начисто смел все цензурные барьеры, и читающая публика бросилась утолять голод запретным. Внезапно легкодоступными стали книги, одно упоминание о которых раньше могло сломать человеческую жизнь. Самиздатовские листки можно было безбоязненно заменить на солидно изданные тома и поставить их на самое почетное место в домашней библиотеке.

Предрыночное поколение действительно избавилось от пропахших нафталином классиков соцреализма и материалов очередного партийного съезда. Однако их место занял тот самый массовый ширпотреб, от которого ранее нас ограждал «санитарный кордон» цензуры. Эта литературная «жвачка» заполонила умы и души, вытесняя умение думать и сопереживать. Убивая веру, разрушая моральные устои, агрессивно вытесняя из сознания то «разумное, доброе, вечное», что еще гнездилось в его уголках. Книга перестала быть советчиком, другом и собеседником, превратившись всего лишь в оружие, убивающее время. Читатель, однажды очнувшийся от летаргии сознания, с ужасом обнаружил, что отказаться от наркотического дурмана бульварного чтива очень тяжело. Как итог, вслед за классиками соцреализма на свалку либо в букинистические магазины отправилась классика, читать которую вдруг стало нудно и скучно.

Статейка так и называется: "Капкан литературной свободы" http://pda.sb.by/post/46931/
И вроде бы мысли отчасти здравые. Но я глубоко убеждена, что цензура - зло. Хотя бы уже потому, что она может выхолостить, раздавить, да просто убить художника.

Практически каждый из нас встречается в жизни с искушениями.
Чем круче взлёт, тем серьезнее искушение, тем сложнее ему противостоять.
Совершенно не изменить самому себе, выстоять удается единицам.
У всех остальных всегда есть право на ошибку. Ведь слаб человек.
И судить других мы не вправе.
Но мы судим себя сами.
А талантливый человек ешё острее чувствует фальшь. И не может себе её простить.
Я об этом хотела говорить в этой теме.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение самый главный енот » 27 апр 2010, 18:31

Мне кажется, что диссидентов только потому и читали, что они были запрещены (запретный плод, как известно, — сладок). Сейчас же, когда они открыто публикуются, то мало кто их читает, нет уже в таком чтении ореола лёгкой опасности.

Что же касается отмены цензуры, то отменили ведь только предварительную цензуру, но после публикации любое произведение, не понравившееся властям, могут запретить, а авторов — посадить.
Сила конуса законом властно действует высотным
для поднятий горизонтом во полете стилем вносным
Аватар пользователя
самый главный енот
 
Сообщений: 2294
Зарегистрирован:
29 янв 2010, 15:59
Откуда: Магадан

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 27 апр 2010, 21:51

самый главный енот писал(а):Мне кажется, что диссидентов только потому и читали, что они были запрещены (запретный плод, как известно, — сладок).


Вы о публицистике или о художественной литературе?
Если о втором, то хоть какие-то имена бы услышать.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Марго » 27 апр 2010, 22:41

А мне вот это еще у СГЕ понравилось:
Сейчас же... мало кто их читает, нет уже в таком чтении ореола лёгкой опасности.

А что, раньше читали исключительно ради этого ореола? То есть только чтобы испытать дрожь от страха быть застигнутым?

самый главный енот писал(а):но после публикации любое произведение, не понравившееся властям, могут запретить, а авторов — посадить.

Есть реальные примеры такой "посадки"? Какого года?
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16148
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение самый главный енот » 28 апр 2010, 04:13

Марго, может быть я не совсем верно выразился, опаска — это не главное, просто, согласитесь, что прикосновение к Запретному (с большой буквы — sic!) вызывает у человека какие-то особые чувства. Раньше в среде интеллектуалов было принято почитывать запрещенных диссидентов, даже те, у кого произведения, Солженицина, например, не вызывали восторга, считали своим долгом хоть что-нибудь из него прочитать. Теперь такой моды нет.

Относительно "посадок", сейчас не скажу — надо порыться в Интернете, в данный момент нет времени, как нибудь попозже.
Сила конуса законом властно действует высотным
для поднятий горизонтом во полете стилем вносным
Аватар пользователя
самый главный енот
 
Сообщений: 2294
Зарегистрирован:
29 янв 2010, 15:59
Откуда: Магадан

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Марго » 28 апр 2010, 06:52

самый главный енот писал(а):...прикосновение к Запретному (с большой буквы — sic!) вызывает у человека какие-то особые чувства. Раньше в среде интеллектуалов было принято почитывать запрещенных диссидентов... Теперь такой моды нет.

Все же мне кажется, что "почитывали" не потому, что это "было принято", а хотя бы из любопытства, любознательности -- это те, кто не был горячим поклонником того же Солженицына. Потому и слово "мода" тут совсем уж ни при чем.
Последний раз редактировалось Марго 28 апр 2010, 10:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16148
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 28 апр 2010, 08:50

Тигра писал(а):
самый главный енот писал(а):Мне кажется, что диссидентов только потому и читали, что они были запрещены (запретный плод, как известно, — сладок).


Вы о публицистике или о художественной литературе?
Если о втором, то хоть какие-то имена бы услышать.

Тигра, мне кажется, в словах СГЕ есть рациональное зерно.

Давайте рассуждать так: какой процент ...эээ... образованного населения читает так называемую "серьезную", "духоподъемную" литературу в обычных условиях? Не беллетристику, не детективы, не военные приключения...современную, не классику даже? Помню, когда-то у нас на форуме делались грубые прикидки, оптимисты, кажется, считали, что порядка 5%, пессимисты - 1% или что-то около того.

А если эта "серьезная" литература, например, исторического свойства? оперирует множеством цифр и статистическими выкладками? философской направленности? и проч, и проч.
(хотя и не вся диссидентская лит-ра была такая, понятное дело).
Если в этих книгах нет колоссального количества фактов, которые цензура скрывает от обществeнности; или в ниx описывается что-то такое, на что наложен цензурный запрет - какой процент от первого процента будет их читать?

Cогласитесь, что процент читавших в 60-70 годы т. наз диссидентсkую литературу был значительно больше. Среди интеллигенции (что бы под ней не подразумевалось) большинство или читали что-то "этакое", или имели представление по рассказам читавших, или собирались читать; или НЕ собирались- по принципиальным соображения (клевета, типО), или из-за боязни, или соображений лояльности. Но так или иначе вовлечены в этот процесс диалога с такой литературой были очень многие. Не один процент и не пять.

И если не закрытость, цензура этому причиной, то что?

по посту СГЕ:
да, очень многие читали диссидентов потому, что последние были запрещены, но из этого никак не следует, что качество этой литературы было невысоким.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 28 апр 2010, 09:47

ne znatok писал(а):мне кажется, в словах СГЕ есть рациональное зерно.


Несомненно!

Меня тут заинтересовало другое: мне хочется увидеть имена этих диссидентов.
Солженицын — да, бесспорно.
О ком ещё речь?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение самый главный енот » 28 апр 2010, 12:50

Синявский, Даниэль.

Строго говоря, под запрет попадали книги не только диссидентов, в полном смысле слова, но и авторов, которые не посягая на советскую власть в принципе, пытались освещать некоторые скользкие моменты нашей истории, мне лично кажется, что таких авторов читать интересней, чем убеждённых борцов с режимом (того же Солженицина, например).
Сила конуса законом властно действует высотным
для поднятий горизонтом во полете стилем вносным
Аватар пользователя
самый главный енот
 
Сообщений: 2294
Зарегистрирован:
29 янв 2010, 15:59
Откуда: Магадан

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 28 апр 2010, 13:06

Ну я вот этого и опасалась: путаницы между диссидентством и искусством, неприемлемым для Советского режима.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Еще одни похороны солнца

Сообщение mirage » 28 апр 2010, 17:41

Есенин:

Славь, мой стих, кто ревет и бесится,
Кто хоронит тоску в плече,
Лошадиную морду месяца
Схватить за узду лучей.

Тысячи лет те же звезды славятся,
Тем же медом струится плоть.
Не молиться тебе, а лаяться
Научил ты меня, господь.

За седины твои кудрявые,
За копейки с златых осин
Я кричу тебе: "К черту старое!",
Непокорный, разбойный сын.

И за эти щедроты теплые,
Что сочишь ты дождями в муть,
О, какими, какими метлами
Это солнце с небес стряхнуть?



Клюев:

Сергею Есенину

В степи чумацкая зола —
Твой стих, гордынею остужен;
Из мыловарного котла
Тебе не выловить жемчужин.

И груз «Кобыльих кораблей» —
Обломки рифм, хромые стопы.
Не с Коловратовых полей
В твоем венке гелиотропы, —

Их поливал Мариенгоф
Кофейной гущей с никотином...
От оклеветанных голгоф —
Тропа к иудиным осинам.

Скорбит рязанская земля,
Седея просом и гречихой,
Что, соловьиный сад трепля,
Парит есенинское лихо.

Оно как стая воронят
С нечистым граем, с жадным зобом,
И опадает песни сад
Над материнским строгим гробом.

В гробу пречистые персты,
Лапотцы с посохом железным, —
Имажинистские цветы
Претят очам многоболезным.

Словесный брат, внемли, внемли
Стихам — берестяным оленям:
Олонецкие журавли
Христосуются с «Голубенем».

«Трерядница» и «Песнослов» —
Садко с зеленой водяницей,
Не счесть певучих жемчугов
На нашем детище — странице.

Супруги мы... В живых веках
Заколосится наше семя,
И вспомнит нас младое племя
На песнотворческих пирах.
1920

Есенин:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

1923
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 28 апр 2010, 21:53

Тигра писал(а):Ну я вот этого и опасалась: путаницы между диссидентством и искусством, неприемлемым для Советского режима.

самый главный енот писал(а):Строго говоря, под запрет попадали книги не только диссидентов, в полном смысле слова, но и авторов, которые не посягая на советскую власть в принципе, пытались освещать некоторые скользкие моменты нашей истории...

А "Колымские рассказы" Шаламова вы куда отнесете?
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 29 апр 2010, 09:14

Шаламовская проза, на мой взгляд, явление уникальное. Если уж говорить о предстоянии, то оно как раз есть в его рассказах.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 29 апр 2010, 10:38

Ахматова

Уже безумие крылом
Души закрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

Лиснянская вспоминает свой разговор с Тарковским:
"Бедная Анна Андреевна ради сына пишет и публикует стихи о Сталине, — и, немного помолчав, — и я, бедный, сделал такую грешную попытку, слава богу, пронесла нелегкая. Написал стихи о Сталине, отнес в “Знамя”. Не прощу себе. Одно дело, когда за сына стараешься . А я для себя. Чтоб печатать начали. Но и эти стихи — отвергли. Что-что, а нюх у них, Инна, даже не собачий — волчий нюх. Отвергли, словарь не тот, чересчур изысканно, мастеровито. Не задушевно".
Опубликовано в журнале:
«Знамя» 2005, №1
Инна Лиснянская
Отдельный
Воспоминательная повесть архив

И переводы Сосо не вышли в 1949. И ведь стали бы они с Пастернаком лауреатами...
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Риджемерирор » 29 апр 2010, 11:44

«История разных народов сложилась по-разному из-за разницы в их географических условиях, а не из-за биологической разницы между ними самими».
Последний раз редактировалось Риджемерирор 12 май 2010, 09:03, всего редактировалось 1 раз.
Всем спасибо
Риджемерирор
 
Сообщений: 100
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 00:05

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Марго » 29 апр 2010, 11:54

Не, Риджемерирор, настолько приземленно даже я стихи не воспринимаю. :(
Аватар пользователя
Марго
 
Сообщений: 16148
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:42
Откуда: Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 29 апр 2010, 11:56

К вопросу о том, что такое искусство и что такое диссидентство.

У Кушнера, написавшего "Времена не выбирают, в них живут и умирают", есть интересное эссе.
Называется оно так: «Это не литературный факт, а самоубийство».
http://www.folioverso.ru/misly/8/kushner01.htm

Вот отрывок:

"Выслушав антисталинское стихотворение (речь идёт о "Мы живём под собою не чуя страны..."- моё), Пастернак сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но акт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал, и прошу вас не читать их никому другому».

Согласиться с Пастернаком, что эти стихи не имеют отношения к литературе, — можно; согласиться, что не имеют отношения к поэзии — нельзя. Разумеется, это не литература, это — великие стихи. Не писать их? Не написать, наверное, было невозможно. Не читать тоже было невозможно: для того и были написаны, чтобы читать. Но читать, действительно, такие стихи нельзя".

И еще один отрывок уже о немного о другом. О страхе и о гипнозе.

Нет ничего проще, чем смяться над поведением людей, живущих в застенке. Но ведь точно так же можно, весело ужасаясь, рассказать о мандельштамовских стихах, например, таких: «И я хочу благодарить холмы, Что эту кость и эту кисть развили: Он родился в горах и горечь знал тюрьмы. Хочу его назвать — не Сталин, — Джугашвили…» А еще вспомнить «Горийскую симфонию» Заболоцкого или ахматовский цикл «Слава миру» (Впрочем, Пастернак в письме к Нине Табидзе высказывал радость по поводу этой «литературной сенсации». Относться к таким высказываниям следует крайне осторожно: не исключено, что они пишутся с расчетом на перлюстрацию писем). Булгаковскую пьесу о Сталине…

Избежать этой темы посчастливилось не многим. (Ведь даже Бухарин в сентябре 1936-го, в ожидании ареста, обратился к стихам, написал «Поэму о Сталине» и переслал ее вождю). Посмотрел бы я на нас, как бы мы вели себя и что писали, живи в 1936 году.

Хорошо родиться в 1936 году, в разгар бесчеловечной эпохи: к твоей молодости она пойдет на спад. А страшное знание о тектонических сдвигах и разломах истории останется при тебе: будет с чем сравнивать другое время — и можно не впадать в отчаяние по неприятным, но не гибельным, по сравнению с прошлыми ужасами, пустякам. Нечто подобное выпало на долю Тацита, не заставшего ни Тиберия, ни Калигулы; детство его прошло при полубезумном Нероне, но дальше были и Веспасиан, и Тит, и другие более или менее сносные императоры, если не считать Домициана.

Но есть еще один аспект у этой трагической темы. Если бы только страх заставлял писать хвалебные стихи! Или если бы речь шла только о гипнозе власти — самом сильном из всех видов гипноза. «Он всё мне чудится в шинели, в картузе На чудной площади с счастливыми глазами» — писал Мандельштам. О том, как заворожённо смотрели на Сталина Пастернак и К.Чуковский, можно судить по кадрам кинохроники, где они сняты 22 апреля 1936 года на съезде комсомола. «…Ангел Рафаэля так созерцает Божество» — сказано у Пушкина. В своем дневнике Чуковский в тот же день записал: «Видеть его, просто видеть — для всех нас было счастьем… Каждый жест его воспринимали с благоговением. Никогда я даже не считал себя способным на такие чувства… Пастернак шептал мне все время восторженные слова… Домой мы шли вместе с Пастернаком и оба упивались нашей радостью».

Самый сильный гипноз? Нет, есть еще один его вид — и противостоять ему было воистину невозможно (те, кому все-таки это удалось, уехали из советской России еще в ленинскую пору): не устояли ни Блок, ни Андрей Белый, ни Хлебников, ни Маяковский, ни Бабель, ни Зощенко, ни Тынянов, ни Шкловский… Я говорю о гипнозе революции, революционных идей, завороживших русское общество еще с радищевских времен. И конечно же, мы ничего не поймем, если мерками сегодняшнего дня станем измерять первуюполовину ХХ века.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 29 апр 2010, 12:06

Риджемерирор, возможно, у каждого народа своя дорога к Богу...

И русская рубашка здесь совсем не ради рифмы, как мне кажется. Она - часть обряда. И не из-за суетности это.
Возможно, он представил себя мёртвого, лежащего в чёрном фраке под образами (я намеренно утрирую) и ему стало смешно. Или горько.
Кто знает? "Розу белую с черной жабой..."
И захотелось предстать пред Богом в русской рубашке. Имхо, вполне естественно. Достаточно Клюева перечесть.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 29 апр 2010, 12:16

Более того — не ответ ли тут самому себе:

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Риджемерирор » 29 апр 2010, 14:41

Как бы то ни было, у сегодняшних историков он не в чести: его либо считают ложным, в лучшем случае слишком упрощенным, либо представляют в карикатурном виде под именем географического детерминизма и отметают начисто; в ином случае само намерение понять глобальные различия не находит поддержки как слишком труднореализуемое. И все-таки никто не спорит, что какое-то воздействие география на историю оказывает.
Последний раз редактировалось Риджемерирор 12 май 2010, 09:04, всего редактировалось 1 раз.
Всем спасибо
Риджемерирор
 
Сообщений: 100
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 00:05

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Хелена » 29 апр 2010, 16:31

Риджемерирор писал(а):Выстраивал кадр: вон он я, такой красивый, такой рязанский, такой посконный, такой духовный и такой мёртвый.

А вот не надо бы так судить, снисходительно похлопывая поэта по плечу. Дескать, "чего, Серёга, рисуешься? Кадр выстраиваешь? Суета это, типа, сует... Не о смерти думал..." Ну, и что там еще...

Его уже нет, и ответить могут только его произведения.
Может, ему нужно было в смерти определить свою родовую принадлежность русской земле.

У Вас такого по отношению к родине не бывает? Что у Вас там, буш или сельва?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38792
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение zyablik » 30 апр 2010, 00:34

Как раз таки именно у Есенина - слух не режет.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 30 апр 2010, 11:04

У каждого своё восприятие, думаю, вряд ли нам удастся переубедить Риджемерирора. Если уж ему царапает, то царапает.

Я согласна с тем, что часть обряда - "чистая" рубашка (она же иногда "белая", синонимы в этом контексте)".
Но это ведь только одна из составляющих. Я совершенно согласна с Тигрой "про ответ самому себе".

Да, Есенин в косоворотке, подпоясанный шнурком, - это созданный им в юности образ. Имидж, если хотите. Но этот образ был ему тогда близок и созвучен.

Менялось время, менялся Есенин, менялись образы.

"Грешник", "бродяга и вор", "конокрад", "разбойник и хам".
"Я последний поэт деревни", "Я вам не кенар! Я поэт"!
"В своей стране я словно иностранец","пилигрим угрюмый","на затылке кепи, в лайковой перчатке смуглая рука".

Но перед ликом (образом) смерти - "А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев..."

Мотив смерти звучал у Есенина часто. Подсчитали, что само слово "смерть" встречается в его поэзии около 400 раз. И чем ближе было к концу, тем эта тема становилась неотвязней.

И я думаю, что ему захотелось вернуться к тому образу, что был в самом начале. А может, не к образу, им созданному, а к себе самому тогдашнему. Чтобы не было этого горького безверия. Но ведь невозможно это. И тогда -- хоть что-то, хоть рубашку эту вернуть...

_____________________________________________________________________________________________________________
Имажини́зм — литературное направление, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

___________________________________________________________________
"Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!"

P.S.
Понимаете, Риджемерирор, на родине любимой...
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Хелена » 30 апр 2010, 11:24

mirage, да ведь дело в том, с какой точки зрения рассматривать эту русскую рубашку.
Мы с Вами рассматриваем ее как русскую - принадлежность родине, а Риджемерирор, похоже, с точки зрения портного: какой там воротник.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38792
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 30 апр 2010, 11:41

эта оговорка начисто разрушает "смирение" автора.


До этого мы здесь говорили в основном о смирении ради долга и о смирении перед властью. Теперь зашёл разговор о смирении перед Богом. Спасибо, Риджемерирор, за этот разворот, для меня он важен.

И вроде получается, что перед властью из страха смирение позорно, а вот перед Богом -- другое дело.

Если экстраполировать "Великого инквизитора", то мы получим, что перед Богом смиряется не из страха наказания, а из боязни оскорбить его, продлить его мучения, смиряется из любви к нему, определённый процент верующих. Значительную же часть пугает и смиряет именно Страшный суд, геена и т.д, т.е. Божий гнев. Ох, как по-разному понимают люди страх Божий.

По сути дела человек либо способен себя смирять перед силой, либо нет. И есть разница между смирением перед силой и смирением перед любовью.
Мне кажется, что гений всегда осознаёт своё величие, и смирение перед чужеродной силой его разрушает. И он против неё восстаёт так или иначе. Даже смертью своей.

И ещё на тему смирения, гения, злодейства и искусства.
Существует легенда о том, что Микеланджело Буонаротти, писавший свою знаменитую картину, убил натурщика, чтобы точнее изобразить муки распятого Христа на кресте.
Все мы помним:
...Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?

Мне кажется, гений не смиряется ни перед властью, ни перед Богом, его бог - его Искусство, и измена ему равносильна для художника смерти - духовной или физической.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 30 апр 2010, 11:44

Helena, выделив "любимой" в той цитате, я как раз продолжала Вашу мысль о том, что Есенину его русскость, его любовь к русской земле были дороги и важны, в том числе и перед лицом смерти.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Хелена » 30 апр 2010, 11:47

mirage, Вас я поняла.

Это было риторическое высказывание.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38792
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Риджемерирор » 30 апр 2010, 11:50

Сегодня пришла пора взглянуть на эти вопросы свежим взглядом, опираясь на новые сведения, которые были получены отраслями науки, иногда, казалось бы, очень далекими от истории. В первую очередь я имею в виду генетику, молекулярную биологию и биогеографию в их применении к сельскохозяйственным растениям и их диким предкам; те же дисциплины плюс бихевиоральная экология в применении к домашним животным и их диким предкам; молекулярную биологию микроорганизмов человека и родственных им микроорганизмов животных; эпидемиологию человеческих заболеваний; генетику человека; лингвистику; археологические исследования на всех континентах и крупных островах; наконец, исследования в области истории техники, письменности и политической организации.
Последний раз редактировалось Риджемерирор 12 май 2010, 09:05, всего редактировалось 1 раз.
Всем спасибо
Риджемерирор
 
Сообщений: 100
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 00:05

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 30 апр 2010, 11:55

Да, Helena, я тоже Вас поняла, просто мне понравилось Ваше определение:

"ему нужно было в смерти определить свою родовую принадлежность русской земле" и захотелось подчеркнуть, что я, процитировав ту строку, стремилась подтвердить Ваши слова и "ответить его произведением":).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Саид » 30 апр 2010, 11:56

Хех! Походу, Риджемерирор, окромя прочего, решил ещё и за отношение к своему аватару посчитаться — да не важно с кем!
Аватар пользователя
Саид
 
Сообщений: 4762
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:15
Откуда: Минск

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 30 апр 2010, 11:58

Приказы в сослагательном наклонении не отдаются:).

Хинт вышел грубым.

Или на аватаре портрет Дориана?:)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Хелена » 30 апр 2010, 12:43

Риджемерирор писал(а):Впрочем, соль (для меня) не в крое воротника, это просто симптом - соль в том, что кадр Есенин таки строил и сам собой со стороны любовался ("молодой красивый труп"). А с этим-то никто особо и не спорит - так что победила дружба. Лады?

Да я вроде с Вами и не воевала. :)

И это Ваш личный взгляд: "кадр Есенин таки строил и сам собой со стороны любовался ("молодой красивый труп")". Я так не вижу.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38792
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 30 апр 2010, 12:47

кадр Есенин таки строил и сам собой со стороны любовался ("молодой красивый труп")".


Нет, я у Есенина такого дешёвого не вижу.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 30 апр 2010, 12:56

Да, представлял он себе картину своей смерти, безусловно.
Да, любил себя и жалел, кто ж не любит и не жалеет?
Но зачем сводить это к пошлости?
В неполные тридцать лет мало кто представляет себя умирающим на горшке.
Или Вам надобно, чтобы он уже тогда свой распухший язык описал?
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 4