"Но я себя смирял, ..."

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 16 апр 2010, 20:20

ne znatok писал(а):Магги, мы ведь говорили не о том, кто любит, а кто не любит Некрасова.
Спорили о том, продался ли Некрасов "идеологии"


Конечно! Так, что, Магги,вот это ваше:
maggie писал(а):Пожалуйста, не вините меня, что не нравится: ни "О, Волга, колыбель моя...", ни "женщины" с "Морозами". sorry...

— и вот это:
maggie писал(а):Можно мне моё мнение дальше, не отставивая, просто иметь?. Даже если оно такое неказистое?... lol )))

— не по адресу, даже с кокетливыми (или намекающими?)sorry и "можно?". Вы ведь и сами знаете, что можно.
Я вон, например, Блока не люблю, можно?

Не "в угоду идеологии" он писал — вот что важно. А только в угоду своей собственной душе, как любой художник. А ежели вдруг художник начинает писать "Рассказ о вселении в новую квартиру", то это уже переквалификация. Другая профессия, другая работа.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...



adada писал(а):Надо полагать, Арнаудов считал, что "бездеятельная деятельность" приносит обществу больше дивидендов и только крутые мужики-поэты могут (вроде Маяковского) без особых мучений сочетать обе формы душеизъявления...

Ну и по Маяковскому лопатой. Какие там у него мучения — что вы! Круто прожил, весело помер.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 16 апр 2010, 22:32

Тигра, Блока не любить - можно... :D

Замечательную статью откопала. Начинается так:
«О, Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
»

В этом, одном из последних, стихотворений Некрасова описан любовный треугольник его поэзии. Треугольник, который состоит из самого поэта, его сестры — Музы и их брата — народа. Всю жизнь Некрасов менял длину сторон и величину углов, но треугольник, как известно из геометрии, остается при этом треугольником.

Авторы статьи - П. Вайль и А. Генис, называется она - "Любовный треугольник. Некрасов"

Привожу лишь две цитаты, те, что коррелируют с моим пониманием и восприятием Некрасова, с тем, как я слышу его "песню народную"...
Некрасов пришел в литературу как пушкинский эпигон. К его кончине русская поэзия уже была переполнена эпигонами самого Некрасова.
То, что он сумел переубедить русскую музу, поражало еще современников. Все они, с обидным для поэта изумлением, отмечали гигантское воздействие Некрасова на общество, не забывая при этом отзыва Белинского: «Что за топор его талант!»
Впрочем, нельзя было не преклоняться перед мужеством Некрасова, который задался целью спасти литературу от железной хватки Пушкина, вывести поэзию из умертвляющего обаяния пушкинского совершенства.
Сама мысль бороться с Пушкиным на его территории поражает своей смелостью. Наверное, проще было бы соперничать с ним в прозе. Но как раз проза Некрасову, автору сотен прозаических страниц, не давалась. Может быть, потому, что и тут его опередили (Гоголь). Как грубо сказал по этому поводу Писарев, «если Некрасов может высказаться только в стихах, пусть пишет стихи».

И еще цитата, подсказывающая - предположительно, - почему Некрасова полюбила школа. Моя, тогдашняя - точно!
Сегодня гражданская лирика Некрасова вызывает недоумение в первую очередь оттого, что непонятно, почему она — лирика. Не случайно именно эти стихи так полюбила школа. И некрасовские обличения, и его призывы обладают афористической прямолинейностью. Это — достижение фельетонной эпохи, наследие бурной газетной жизни, которое по недоразумению приняли за лирику и которое нашло столько подражателей в XX веке — от Демьяна Бедного до Александра Твардовского, ставшего как бы реинкарнацией Некрасова в советскую эпоху.

В статье найденные интересные ракурсы и призмы, под которыми бы можно прочесть стихи Некрасова (особенно что касается Кому на Руси..."), взяты яркие примеры, сопровождающие оценки авторов. В общем, ценная статья - аргументированная, хорошим языком написанная, ироничная слегка... (еще один большой плюс - статья весьма лаконичная, может быть потому, что о Некрасове писали... lol)))

http://www.ruslibrary.ru/default.asp?trID=375
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 16 апр 2010, 22:59

Любопытная статья. Но некоторые вещи ну совершенно...эээ... дикие. Как будто авторы в угоду - не идеологии, а своей установке - ослепли и оглохли одновременно.

Например:
Тем не менее, несмотря на отдельные прорывы, Некрасов не вышел за пределы народнической литературы тогдашних шестидесятников. Только с приходом Платонова русская словесность впервые проникла в душу простого человека и заговорила его языком. Да и крестьянской поэзии пришлось ждать Есенина и, пожалуй, Заболоцкого с его потрясающей поэмой «Торжество земледелия».

Платонов вышел "за пределы"? Его проза проникла "в душу простого человека"?
Как говорится, "приведите его ко мне, я хочу видеть этого" простого человека. ;)
Аналогично с Заболоцким.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 16 апр 2010, 23:09

Вот тут статья Тынянова "Стиховые формы Некрасова": http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist1.htm

Там среди прочего (и не совсем по нашей теме) есть по поводу прозаизмов у Некрасова такие слова, очевидные, впрочем, для понимающих поэзию:
Стоит написать эти стихи в строку, чтобы ясно увидеть их «близость» к прозе (и, разумеется, это вовсе не близость, а, может быть, более далекое «расстояние», чем между стихом метрически и интонационно гладким и прозою).


В анкете 1919 года Александр Блок, отвечая на вопрос о народолюбии Некрасова, ответил: "Оно неподдельное и настоящее, то есть двойственное (любовь - вражда)..."
В той же анкете Гумилёв пишет о поэтической технике Некрасова: "Замечательно глубокое дыхание, власть над выбранным образом, замечательная фонетика, продолжающая Державина через голову Пушкина".

А вот из статьи Дмитрия Быкова "Современник":
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий... в эпоху очередного наступления на грабли... в ожидании закручивания гаек... в эпоху возвращения привычных страхов... в начале крутого национального подъема... одним словом, в определенные эпохи надо перечитывать русскую классику.И вот тогда, во времена перечитывания русских классиков, перед глазами русского интеллигента, будь он хоть еврей, хоть татарин, встает одна страдальческая тень, уже наступившая на все возможные грабли, семижды проклятая, трижды позолоченная и все-таки великая.Ее зовут Некрасов Николай Алексеевич. Я заметил вдруг, что только его и могу сейчас перечитывать.Современник.
<...>
Есть "слезный дар", дар заставить читателя рыдать -- и Лермонтов, и Некрасов владели им в совершенстве. И оба, по контрасту со звездными безднами и горными высями, ледяной ненавистью ненавидели реальность: видеть в этом мотив социальный, революционный -- крайняя близорукость. При любом строе оба любили бы только дали, выси, большие страсти, женщин-мучительниц, с которыми сегодня тонешь в блаженстве, а завтра в отчаянии, а все прочее ненавидели бы желчной, усталой ненавистью идеалистов. Некрасов -- прямой потомок Лермонтова, лучший его ученик, понявший, что нельзя вечно оставаться в рамках учительской традиции: он с какой-то особенной болью и страстью кидается на улицу, в трущобу, в пучину пошлости и тоски, с мазохизмом истинного романтика живописует городское дно и журнальную низость, чтобы тем пронзительней, тем мучительней был чистый звук: "Помнишь ли труб заунывные звуки, брызги дождя, полусвет, полутьму... Плакал наш сын, и холодные руки ты согревала дыханьем ему".
<...>
Я думаю, его по-настоящему способен оценить только поэт. То есть он, конечно, многое говорит всякому читателю, если только читатель этот не принадлежит к породе русских интеллигентов, этих честнейших людей, отовсюду способных выхолостить живую душу и ценящих в стихах только "направление". Омерзение продирает, как подумаешь о тысячах этих хмурых, мрачных людей, которых за их хмурость и мрачность, за дурной запах и неряшливость женщины не любят, и вот они утешаются некрасовской лирикой, обращенной к Панаевой, а подвыпив, заводят тонкими сиплыми голосами: "Укажи мне такую обитель". Поистине гениален должен быть поэт, который, имея такого читателя, пройдя через горнило советской пропаганды, насаждавшей его без меры и удержу, сохраняет привлекательность, силу и актуальность! Но поэт его оценит по-настоящему -- он увидит, как Некрасов работает с речью, с фольклором, с городским жаргоном, как пользуется реалиями, как увлекательно и естественно рассказывает (не сбиваясь, однако, на прозу, ибо речь его лаконична и музыкальна). Этот-то опыт, бесценный для пишущего человека, помог Твардовскому сладить со своей непоэтической эпохой, а сегодня помогает Кибирову, чьи некрасовские корни не вызывают никакого сомнения. Я все это пишу не потому, что в некрасовском опыте ищу самооправдания. Опытом Некрасова нельзя утешиться, ибо не больно-то утешительно сознание того факта, что в русской литературе, журналистике и интеллигенции наблюдается только одна динамика -- измельчание, остальное все сохранилось в неизменности, вплоть до полемики на два фронта, которую вынужден тут вести всякий порядочный человек... Опыт Некрасова нужен, во-первых, поэту, который не брезгует работой с реальностью и не довольствуется экзерсисами, а во-вторых, всякому человеку, у которого опускаются руки. Этот опыт напоминает: "И погромче нас были витии, а не сделали пользы пером. Дураков не убавим в России, а на умных тоску наведем". Следует ли опускать руки? Не следует и не получится, потому что жизнь неизбежна и работа наша неизбежна. Случай Некрасова -- лучшее тому подтверждение.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 16 апр 2010, 23:28

Тигра писал(а):В анкете 1919 года Александр Блок, отвечая на вопрос о народолюбии Некрасова, ответил: "Оно неподдельное и настоящее, то есть двойственное (любовь - вражда)..."

Т.е. по мнению Блока - не наступал [на горло собственной песне], а наоборот: это и была его песня, которая от сердца, а не в угоду идеологии, пускай даже и "прогрессивной".

Тигра писал(а):"Замечательно глубокое дыхание, власть над выбранным образом, замечательная фонетика, продолжающая Державина через голову Пушкина".

Cпасибо, спасибо Гумилеву...

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар ."Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...


Образность такого уровня, что единожды увидев эту картину - именно "увидев", как полотно художника - ее уже никогда не забудешь; услышав внутренним слухом ее мелодию, интонацию - никогда не спутаешь ни с каким другим голосом.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 17 апр 2010, 00:25

Тигра, ne znatok, спасибо большое за ценные ссылки. )

Я прочла все ответы всех поэтов на сайте "Ответы на анкету К.И. Чуковского о Некрасове"
ИС: Некрасов вчера и сегодня: Путеводитель по выставке. Сост. Э. Красовская, В. Леонович, Е. Чуковская. Вып. 2, Центр гор. публичная б-ка им. Н.А.Некрасова, М., 1988.


Да, ничего не скажешь... Мнения таких ярчайших мастеров представлены: Ахматова и Волошин, Городецкий и Гумилев, Горький и Блок, Сологуб и Маяковский, Гиппиус и В. Иванов, Кузмин, И. Репин, Пильняк, Асеев...

Вот ответы Гумилева:
1. Любите ли Вы стихотворения Некрасова?

Да. Очень!

2. Какие стихи Некрасова Вы считаете лучшими?

Эпически-монументального типа: Дядя Влас, Адмирал вдовец, Генерал Федор Карлыч фон Штубе, описанье Тарга-батая в "Саше", Княгиня Трубецкая и др.

3. Как Вы относитесь к стихотворной технике Некрасова?

Замечательно глубокое дыханье, власть над выбранным образом, замечательная фонетика, продолжающая Державина через голову Пушкина.

4. Не было ли в Вашей жизни периода, когда его поэзия была для Вас дороже поэзии Пушкина и Лермонтова?

Юность: от 14 - 16 лет.

5. Как относились Вы к Некрасову в детстве?

Не знал почти, а что знал, то презирал из-за эстетизма.

6. Как относились Вы к Некрасову в юности?

Некрасов пробудил во мне мысль о возможности активного отношения личности к обществу. Пробудил интерес к революции.

7. Не оказал ли Некрасов влияния на Ваше творчество?

К несчастью нет.

8. Как Вы относитесь к известному утверждению Тургенева, будто в стихах Некрасова "поэзия и не ночевала"?

Прозаик не судья поэту.

9. Каково Ваше мнение о народолюбии Некрасова?

У Некрасова к народу отношения иностранца. Не виновата ли в этом его польская кровь?

10. Как Вы относитесь к распространенному мнению, будто Некрасов был безнравственный человек?

Ценю в его безнравственности лишнее доказательство его сильного темперамента.

Н. Гумилев

27 июня 1919 г.

http://www.chukfamily.ru/Kornei/Critica ... krasov.htm
Необычайно интересно было прочесть...
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 17 апр 2010, 01:43

Я очень люблю, уважаю и ценю и Вайля, и Гениса, и Вайля с Генисом.

Но тут их занесло, право. Такое впечатление, что они именно по советской хрестоматии и написали эту статью. Точнее, даже не по хрестоматии, а по учебнику литературы, где цитируются самые "нужные" строчки.
Взять хоть того же "Поэта и гражданина". Вот Вайль с Генисом пишут:
У Некрасова свободу заменяет долг...
<...>
Не следует придавать особого значения тому, в чем именно состоит долг поэта — это уже мелочи. Поэтому в соседних строках Гражданин сам себе противоречит, требуя от поэта не столько любви, сколько крови".

Да нет, и там всё не так просто, там всё, как и в жизни, друг другу противоречит, не сводится это стихотворение к таким чеканным цитаткам, как
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви.


Вот что говорит в этом стихе Поэт:

Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы - я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои -
Душа пугливо отступила...


Так в какой момент от отступил, наступил и продался? Куда сперва его влекло? И не по усвоенному извне чувству долга, а именно по движению собственной души? Что он видит как отступление именно от себя? Когда он был свободен?
Интересный стих, если его читать целиком, не по нескольким четверостишиям из учебника.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение zyablik » 17 апр 2010, 02:15

Во-первых, всем спасибо за интересные ссылки! С удовольствием прочитала!

Во-вторых, Тигра и ne znatok, признаюсь: я тоже люблю Некрасова! И вовсе я не хотела обидеть великого поэта. И статистики, конечно, никакой нет, а просто мое ощущение - какую поэзию предпочитает большинство любителей поэзии. Это всего лишь мнение, которое вовсе не претендует на истину в последней инстанции. Мне, между прочим, в школе не отбили любовь к литературе, и Некрасова я в школьном возрасте просто обожала, знала наизусть целыми страницами! И многое до сих пор помню и люблю. И все примеры, которые Вы привели, - они для меня бесспорны, это шедевры. А строки отдельные какие потрясающие есть, просто гениальные. Тигра, "Я не люблю иронии твоей..." - это вообще одно из моих самых любимых стихотворений. А вот это?

ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА

Они горят!.. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала...
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?
Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала,
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!
Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени,
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени!..

Безумный шаг!.. Быть может, роковой...

Я не умалить величие и гениальность Некрасова пыталась, я у другом говорила... И все-таки я считаю, что многое было написано в угоду идеологии. Просто идеология была другая, нежели у Маяковского. А песня просто прорывалась сквозь эту идеологию.

ne znatok, мне кажется, что подсчитывать количество шедевров у поэтов и потом сравнивать по количеству - совсем неблагодарное занятие. А как же: "Вот эта маленькая книжка томов премногих тяжелей"? Или: "Остаться можно в памяти людской не циклами стихов и не томами прозы, а лишь одной-единственой строкой: "Как хороши, как свежи были розы".

Тигра, а кстати, "Рассказ ... о вселениии в новую квартиру" я просто обожаю! И Маяковского люблю - со школы. Вопреки всему и несмотря ни на что!
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение zyablik » 17 апр 2010, 02:20

Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви.


Тигра, мне все-таки ближе пушкинский завет поэтам:

...Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа?
Бог с ними! Никому отчета не давать,
Себе лишь самому служить и угождать...
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 17 апр 2010, 10:37

zyablik писал(а):ne znatok, мне кажется, что подсчитывать количество шедевров у поэтов и потом сравнивать по количеству - совсем неблагодарное занятие.

zyablik,
да вот и мне так почему-то кажется.
А мое предложение "подсчитывать шедевры" (надеюсь, понятно, что ироническое) было всего лишь ответом на это:
Десять из десяти любителей поэзии откроют для своего личного удовольствия томик Тютчева или Фета, а никак не Некрасова.

Т.е. в ответ на такую статистику я просто предложила свою.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 17 апр 2010, 15:54

ПАМЯТИ Н. А. НЕКРАСОВА

Помните вечно заветы почившего,
К свету и правде Россию будившего,
Страстно рыдавшего,
Тяжко страдавшего
С гнетом в борьбе.
Сеятель! Зерна взошли светозарные:
Граждане, вечно тебе благодарные,
Живы заветами,
Солнцу обетами!
Слава тебе!


И Северянин
1907


Ф.М.Достоевский говорил о Некрасове, что "его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии".
Последний раз редактировалось maggie 17 апр 2010, 16:21, всего редактировалось 1 раз.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 17 апр 2010, 16:19

ЛЕОНИД АНДРЕЕВ. Литературные очерки

ОТВЕТ НА АНКЕТУ "ОТЖИЛ ЛИ НЕКРАСОВ?". В СВЯЗИ С 25-ЛЕТИЕМ СО ДНЯ СМЕРТИ Н. А. НЕКРАСОВА.

Я вообще не люблю стихов, мне трудно их читать, и оттого все свои суждения о поэтах я должен высказывать с большою осторожностью и недоверием к себе. О Некрасове я могу судить только по впечатлениям юности, так как в
последние годы я его не перечитывал, а впечатления юности часто только мешают правильной критической оценке. Некрасов не был моею первой любовью и захватывал меня меньше, чем другие поэты, и менее всего захватывали меня
его гражданские стихотворения. Очень часто они казались мне неискренними, быть может, под давлением тех смутных и особенно сильных в своей неопределенности слухов о личности поэта, которые циркулировали тогда в обществе. Впоследствии я узнал цену этим слухам и понял, какую жестокую несправедливость оказало русское общество Некрасову, но избавиться от тяжелого и смутного подозрения к его "гражданской" искренности я не мог, о чем всегда сожалел и сожалею. Другие стихотворения Некрасова, не гражданские - нравились мне значительно больше, трогали меня глубоко своею искренней и тихой поэзией и нередко заучивались наизусть. В настоящее время Некрасов, как мне кажется, уважаем более, чем когда-нибудь, и менее, чем чем когда-нибудь, читаем. (выделено мной)

Комментарий

Впервые в газете "Новости дня", 1902, Љ 7023, 27 декабря.

Публикуя полученные ответы на анкету, редакция "Новостей дня" объясняла, почему она обратилась к современным писателям и художникам с опросом "Отжил ли Некрасов?": "Для Некрасова и его поэзии наступает история. Нам показалось интересным сделать хоть слабую попытку заглянуть в приговор этой истории, угадать, какое место приготовила она ему, сулит ли бессмертие или забвение <...> Кто был ближе к правде, тот ли молодой голос, который во время похорон Некрасова прокричал: "Он выше, выше Пушкина, Лермонтова", или Тургенев, категорически утверждавший, что "поэзия даже и не ночевала в стихах Некрасова", и пророчивший, что "Некрасова забудут очень скоро, куда скорее, чем Полонского"? В ответе на анкету, кроме Андреева, приняли участие А. П. Чехов, П. Д. Боборыкин, Н. Н. Златовратский, Н. М. Минский, И. А.Бунин, В. Я. Брюсов, С. А. Найденов, А. Л. Волынский, И. Е. Репин.

... менее всего захватывали меня его гражданские стихотворения. - В попытке спасти от закрытия издаваемый им журнал "Современник" Н. А. Некрасов в 1866 г. на торжественном обеде обратился с приветственной одой к М. Н. Муравьеву - генерал-губернатору северо-западных губерний, жестоко подавившему восстание в Польше и назначенному председателем верховной комиссии по делу покушавшегося на Александра II Д. В. Каракозова. Это и некоторые другие выступления Н. А. Некрасова, вынужденные обстоятельствами и им же потом осуждавшиеся (напр., в стих. "Когда грозил неумолимый рок, //У лиры звук неверный исторгала // Моя рука..."), обличались и революционной эмиграцией (А. И. Герцен); они порождали у демократически настроенной учащейся молодежи подозрения относительно искренности "гражданской" поэзии Н. А. Некрасова вообще. Примечательно, что покаянные строки из стихотворения Н.А. Некрасова 1867 г. "Неизвестному другу" ("За каплю крови общую с народом//Мои вины, о родина! прости!") стали темой для рассказа Андреева "Иностранец" (1902), воспевающего любовь к родине.
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 17 апр 2010, 17:14

... Ленин писал: Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивал свои "грехи" и публично каялся в них:

Не торговал я лирой, но бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука...


"Неверный звук" - вот как называл сам Некрасов свои либерально-угоднические грехи" (В.И. Ленин ПСС, т. 22, стр. 84)

Стихотворение является ответом на анонимное послание, полученное 3 марта 1866 года от "Неизвестного друга". <...> Автором стихотворения "Не может быть" была О. П. Мартынова (Павлова).

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ (Н. А. Некрасову)

Мне говорят: твой чудный голос — ложь,
Прельщаешь ты притворною слезою
И словом лишь толпу к добру влечешь,
А сам, как змей, смеешься над толпою,
Но их речам меня не убедить;
Иное мне твой взгляд сказал невольно:
Поверить им мне было б горько, больно..
Не может быть!

Мне говорят, что ты душой суров,
Что лишь в словах твоих есть чувства пламень,
Что ты жесток, что стих твой весь любовь,
А сердце холодно, как камень!
Но отчего ж весь мир сильней любить
Мне хочется, стихи твои читая?
И в них обман, а не душа живая!?
Не может быть!

Но если прав ужасный приговор?..
Скажи же мне, наш гений, гордость наша,
Ужель сулит потомства строгий взор
За дело здесь тебе проклятья чашу?..
Ужель толпе дано тебя язвить,
Когда весь свет твоей дивится славе,
И мы сказать в лицо молве не вправе —
Не может быть!?

Скажи, скажи, ужель клеймо стыда
Ты положил над жизнию своею?
Твои слова, и я приму тогда
И с верою расстануся моею.
Но нет! И им ее не истребить!
В твои глаза смотря с немым волненьем,
Я повторю с глубоким убежденьем:
Не может быть!
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 17 апр 2010, 18:27

В статье Ф. Успенского речь идёт о стихотворении Мандельштама "Квартира тиха, как бумага...", о его, Мандельштама, (и не только его) отношении к Некрасову:
ФЕДОР УСПЕНСКИЙ Молоток Некрасова и карандаш Фета О гражданских стихах О. Э. Мандельштама 1933 года

Вот ссылка на эту замечательную статью:
http://www.utoronto.ca/tsq/28/uspensky28.shtml

Во второй половине 1933 г. Осип Мандельштам пишет стихотворение "Квартира тиха, как бумага…" (далее "Квартира"), автобиографическая основа которого проста, понятна и ни у кого, как кажется, не вызывает сомнений - в октябре этого года Мандельштамы въехали в долгожданную квартиру в кооперативном доме в Нащокинском переулке. Как отмечается в мемуарах, появление этого нового жилья принесло ощущение мучительной фальши и отвращения к вдруг свалившемуся на поэта писательскому благополучию:

Квартира тиха, как бумага
Пустая, без всяких затей,
И слышно, как булькает влага
По трубам внутри батарей.

Имущество в полном порядке,
Лягушкой застыл телефон,
Видавшие виды манатки
На улицу просятся вон.

А стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
И я, как дурак, на гребенке
Обязан кому-то играть.

Наглей комсомольской ячейки
И вузовской песни бойчей,
Присевших на школьной скамейке
Учить щебетать палачей.

Пайковые книги читаю,
Пеньковые речи ловлю
И грозное баюшки-баю
Колхозному баю пою.

Какой-нибудь изобразитель,
Чесатель колхозного льна,
Чернила и крови смеситель
Достоин такого рожна.

Какой-нибудь честный предатель,
Проваренный в чистках, как соль,
Жены и детей содержатель,
Такую ухлопает моль.

И столько мучительной злости
Таит в себе каждый намек,
Как будто вколачивал гвозди
Некрасова здесь молоток.

Давай же с тобой, как на плахе,
За семьдесят лет начинать -
Тебе, старику и неряхе,
Пора сапогами стучать.

И вместо ключа Ипокрены
Давнишнего страха струя
Ворвется в халтурные стены
Московского злого жилья.


... В то же время стихи Мандельштама вряд ли можно назвать "осуждением Некрасова". След Некрасова ощущается не только в образном и ритмическом строе ноябрьского микроцикла, но и в жанровой специфике, для Мандельштама не вполне обычной. В самом деле, как "Квартира", так отчасти и эпиграмма на Сталина несут на себе отпечаток сочетания гражданского пафоса и той своеобразной автосатиры ("мучительной злости"?), которая была столь свойственна Некрасову, не отделявшего себя от бичуемых им людей слабых и попустительствующих злу. Строго говоря, если иметь в виду историю о собственной коляске Некрасова, снабженной гвоздями, можно и "Карету", и финальную часть "Сумерек" воспринимать как такую же сатиру, метящую в числе прочих и в ее создателя, хотя по внешним признакам упомянутые тексты в этот жанр и не укладываются.

О т.н. "коляске Некрасова", или, по Мандельштаму, о "молотке Некрасова":
В воспоминаниях А. А. Фета, по отношению к Некрасову достаточно недоброжелательных, приводится следующий рассказ, прямо апеллирующий к тексту "Сумерек":

О несовпадении пропаганды Некрасова с его действиями я бы мог сказать многое. Остановлюсь на весьма характерном моменте. Шел я по солнечной стороне Невского лицом к московскому вокзалу. Вдруг в глаза мне бросилась встречная коляска, за которою я, не будучи в состоянии различить седока, увидал запятки, усеянные гвоздями. Вспомнив стихотворение Некрасова на эту тему, я невольно вообразил себе его негодование, если б он, подобно мне, увидал эту коляску. Каково же было мое изумление, когда в поравнявшейся со мною коляске я узнал Некрасова. [9]

Строго говоря, мы не можем быть вполне уверены, что Фет в своих мемуарах имеет в виду именно финал стихотворения "Сумерки". Мысль о запятках, утыканных гвоздями, судя о всему, неотступно преследовала Некрасова: так, та же самая деталь становится сюжетообразующей и в созданном за четыре года до "Сумерек" стихотворении "Карета" (1855 г.):

О филантропы русские! Бог с вами!
Вы непритворно любите народ,
А ездите с огромными гвоздями,
Чтобы впотьмах усталый пешеход
Или шалун мальчишка, кто случится,
Вскочивши на запятки, заплатил
Увечьем за желанье прокатиться
За вашим экипажем…
[10]
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 17 апр 2010, 20:22

Да, я на днях предприняла попытку найти мадригал Муравьёву, чтобы наглядно можно было увидеть, что такое наступать себе на горло. Но стихи эти были уничтожены и не сохранились, так что не их имеют в виду, когда пытаются обвинить Некрасова в ангажированности его поэзии.

И Ахматова написала стихи о кремлёвском орле (или соколе?), и Булгаков написал пьесу о молодом Сталине.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 17 апр 2010, 20:50

Мне хотелось обязательно найти цветаевское о Некрасове:
Интересно, что нечто подобное (речь в статье идёт о Жуковском - моё) Цветаева в определенные моменты думала и о Некрасове: с одной стороны, он — «народ, т. е. та же Арина Родионовна» [СТ: 442], а с другой — «<…> перед некрасовским: Внимая ужасам войны — как встала на оба колена, так и осталась» [СС7: 620].

В поэзии Некрасова Цветаева видит именно этический апофеоз:
В этом этическом подходе (требовании идейности, то есть высоты, с писателя) может быть вся разгадка непонятного на первый взгляд предпочтения девяностых годов Надсона — Пушкину <…> Некрасова-гражданина просто Некрасову. Весь тот лютый утилитаризм <…> только утверждение и требование высоты, как первоосновы жизни <…> Наш утилитаризм — то, что в пользу духу. Наша «польза» — только совесть. Россия <…> к чести ее совести и не к чести ее художественности <…> всегда ходила к писателям — как мужик к царю — за правдой <…> [СС5: 360].


http://www.ruthenia.ru/document/535674.html
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 17 апр 2010, 21:07

Вряд ли Цветаева встала бы на колени перед этим стихом только благодаря его этическому апофеозу! Мысль-то не новая, не оригинальная, не особо и глубокая: ничто не заменит матери погибшего ребёнка.
А стихи потрясающие, потому что их мысль — поэтическая, не этическая.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 17 апр 2010, 21:26

Тигра, ну надо же!
Я приготовила тут с утра пост и как раз размышляла - отправлять или не надо, ведь и так все ясно. Но теперь отправляю - просто ради... ну, просто так, ради подтверждения, что мысли могут работать совершенно в одинаковом направлении:

/Несмотря на то, что ниже она пишет (в разделе ПОПЫТКА ИЕРАРХИИ) -

"Россия, к ее чести, вернее к чести ее совести и не к чести ее художественности...", -

вряд ли бы сама Цветаева "встала на оба колена, так и осталась" перед стихотворением, в котором поэтическое вдохновение оказалось подмято честью и совестью./
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 17 апр 2010, 21:33

Эвона...
Great minds think alike, and fools seldom differ.
(Великие умы мыслят сходно, дураки редко различаются).
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 17 апр 2010, 21:43

Тигра, ;)
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 19 апр 2010, 10:34

1.
Я думаю, бурлаки действительно сильнейшим образом поразили пылкое воображение ребенка.

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал,
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

И клятвы эти были искренними. И душа была смела. Заряда этого, верности клятвам хватило надолго.
Но повзрослев, Некрасов уже другими глазами стал смотреть на мир, на окружающих его людей, и уже другие черты его натуры стали выступать на первый план. Разочарованные романтики часто превращаются в циников. Мне кажется, Некрасов всё же счастливо избегнул этой участи.
____________________________________________________________________
"Это точь-в-точь как рассказывал мне, давно уже, впрочем, один доктор,
- заметил старец. - Человек был уже пожилой и бесспорно умный. Он говорил
так же откровенно, как вы, хотя и шутя, но скорбно шутя; я, говорит, люблю
человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество
вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то-есть порознь, как отдельных
лиц. В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении
человечеству и может быть действительно пошел бы на крест за людей, если б
это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии
прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта. Чуть он близко от
меня, и вот уж его личность давит мое самолюбие и стесняет мою свободу. В
одни сутки я могу даже лучшего человека возненавидеть: одного за то, что он
долго ест за обедом, другого за то, что у него насморк, и он беспрерывно
сморкается. Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне
прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в
частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще".

2.
Я вот сначала тоже хотела написать о "Батуме" Булгакова. Стала читать материалы на эту тему и пришла к выводу, что Булгакова очень занимала личность "Пастыря". Он действительно хотел написать эту пьесу.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Через голову Пушкина

Сообщение Риджемерирор » 19 апр 2010, 12:06

Так или иначе, мы не можем не искать ответа. Мы не можем не видеть все эти вопиющие, никуда не исчезающие различия между тем, как живут разные этнические группы. Нас уверяют, что кажущееся самоочевидным биологическое объяснение неравенства, сложившегося в мире к 1500 г., ложно, но не предлагают взамен истинного. До тех пор, пока у нас не будет убедительного, достаточно конкретного и непротиворечивого объяснения глобального контекста исторического развития, большинство не избавится от подозрения, что расистские биологические теории все-таки близки к истине.
Последний раз редактировалось Риджемерирор 12 май 2010, 09:02, всего редактировалось 1 раз.
Всем спасибо
Риджемерирор
 
Сообщений: 100
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 00:05

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 19 апр 2010, 12:29

Коли заговорили о прикольности, вот кусочек про псовую охоту (конкретнее — про лай своры):

Варом-варит закипевшая стая,
Внемлет помещик, восторженно тая,

В мощной груди занимается дух,
Дивной гармонией нежится слух!

Однопомётников лай музыкальный
Душу уносит в тот мир идеальный,

Где ни уплат в Опекунский совет,
Ни беспокойных исправников нет!

Хор так певуч, мелодичен и ровен,
Что твой Россини! что твой Бетховен!
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

:)

Сообщение adada » 19 апр 2010, 12:54

Тигра писал(а):...Great minds think alike, and fools seldom differ.
(Великие умы мыслят сходно, дураки редко различаются).


Только что вычитано, что этот иронизм-новодел не идеально подходит к теме о Некрасове (1821-77/78), ибо зафиксирован в английском языке уже после смерти великого украинско-русского поэта:
    "... the earliest instance of the present form thus far discovered being quot -- 1898."
http://www.answers.com/topic/great-minds-think-alike
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35467
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Стриптиз не принимается

Сообщение Риджемерирор » 19 апр 2010, 14:49

Журналисты часто просят авторов сформулировать содержание их объемистых трактатов в одном предложении.
Последний раз редактировалось Риджемерирор 12 май 2010, 09:03, всего редактировалось 1 раз.
Всем спасибо
Риджемерирор
 
Сообщений: 100
Зарегистрирован:
30 янв 2010, 00:05

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 19 апр 2010, 15:41

Напомню, что "прикольность", черный юмор - часто всего лишь сублимация катастрофы. Сублимация страха смерти.

И тут вспоминается Хармс. Точнее, его последний сохранившийся предсмертный текст.

“Реабилитация”
Не хвастаясь, могу сказать, что, когда Володя ударил меня по уху и плюнул мне в лоб, я так его схватил, что он этого не забудет. Уже потом я бил его примусом, а утюгом я бил его вечером. Так что умер он совсем не сразу. Это не доказательство, что ногу я отрезал ему еще днем. Тогда он был еще жив. А Андрюшу я убил просто по инерции, и в этом я себя не могу обвинить. Зачем Андрюша с Елизаветой Антоновной попались мне под руку? Им было не к чему выскакивать из за двери. Меня обвиняют в кровожадности, говорят, что я пил кровь, но это неверно, я подлизывал кровяные лужи и пятна; это естественная потребность человека уничтожить следы своего, хотя бы и пустяшного, преступления. А так же я не насиловал Елизавету Антоновну. Во первых, она уже не была девушкой, а вот вторых, я имел дело с трупом, и ей жаловаться не приходится. Что из того, что она вот-вот должна была родить? Я и вытащил ребенка. А то, что он вообще не жилец был на этом свете, в этом уж не моя вина. Не я оторвал ему голову, причиной тому была его тонкая шея. Он был создан не для жизни сей. Это верно, что я сапогом размазал по полу их собачку. Но это уж цинизм – обвинять меня в убийстве собаки, когда тут, рядом, можно сказать, уничтожены три человеческие жизни. Ребенка я не считаю. Ну, хорошо: во всем этом (я могу согласиться) можно усмотреть некоторую жестокость с моей стороны. Но считать преступлением то, что я сел и испражнился на свои жертвы, – это уж, извините, абсурд. Испражняться – потребность естественная, а следовательно, и отнюдь не преступная. Таким образом, я понимаю опасения моего защитника, но все же надеюсь на полное оправдание.


Вот такая вот лебединая песня.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 19 апр 2010, 16:20

Гоголь
"Выбранные места из переписки с друзьями"

Белинский винит Гоголя, вспоминает письмо Гоголя Уварову, петербургский слух о том, что Гоголь возжелал стать воспитателем наследника. Мне всё же кажется, что Гоголь был искренен. Вот эти слова Белинского кажутся мне наиболее точными:

Когда европейцем, особенно католиком,
овладевает религиозный дух, он делается обличителем неправой власти,
подобно еврейским пророкам, обличавшим беззакония сильных земли. У нас же
наоборот: постигает человека (даже порядочного) болезнь, известная у
врачей-психиатров под именем religiosa mania, он тотчас же земному богу
подкурит более, нежели небесному, да еще так хватит через край, что тот и
хотел бы его наградить за рабское усердие, да видит, что этим
скомпрометировал бы себя в глазах общества... Бестия наш брат, русский
человек!..
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение maggie » 19 апр 2010, 20:05

Ирина12 пишет:
Не согласна, Пушкин прикольнее.

Лермонтов им обоим нос утрёт... :D
ВЕСЕЛЫЙ ЧАС (Стихи в оригинале найдены во Франции на стенах одной государственной темницы)

Зачем вы на меня,
Любезные друзья,
В решетку так глядите?
Не плачьте, не грустите!
Пускай умру сейчас,
Коль я в углу темницы
Смочил один хоть раз
Слезой мои ресницы!...
Ликуйте вы одне
И чаши осушайте,
Любви в безумном сне
Как прежде утопайте;
Но в пламенном вине
Меня воспоминайте!...

Я также в вашу честь,
Кляня любовь былую,
Хлеб черствый стану есть
И воду пить гнилую!...
Пред мной отличный стол,
И шаткий <и> старинный;
И музыкой ослиной
Скрыпит повсюду пол.
В окошко свет чуть льется;

Я на стене кругом
Пишу стихи углем,
Браню кого придется,
Хвалю кого хочу,
Нередко хохочу,
Что так мне удается!

Иль если крыса, в ночь,
Колпак на мне сгрызает,
Я не гоняю прочь:
Меня увеселяет
Ее бесплодный труд.
Я повернусь—и тут!...
Послыша глас тревоги—
Она—давай бог ноги!...

Я сторожа дверей
Всегда увеселяю,
Смешу — и тем сытей
Всегда почти бываю.
...................
...................
Тогда я припеваю
...................
...................
«Тот счастлив, в ком ни раз
Веселья дух не гас.
Хоть он всю жизнь страдает,
Но горесть забывает
В один веселый час!...»
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20181
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

о Булгакове

Сообщение mirage » 19 апр 2010, 23:40

Булгаков:
«Люди выбирают разные пути. Один, спотыкаясь, карабкается по дороге тщеславия, другой ползет по тропе унизительной лести… Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь!»

Битов: «Попробуйте прочесть Булгакова, забыв о существовании Сталина. Невозможно! …Без Сталина не понять их судьбы, а значит, и книг тоже»

Олег Наумов: Одно из своих последних произведений, пьесу «Батум», писатель посвятил Сталину и показал его романтическим героем. Почему это произведение никогда не было опубликовано и встретило такое сопротивление, в том числе со стороны Сталина?

Всеволод Сахаров: Это не должно восприниматься как проблема художника, пытающегося заигрывать с властью, или стремление написать то, что ей, власти, нужно. Если бы Булгаков написал то, что нужно Сталину, это было бы поставлено, он бы был народным художником России. Но перестал бы быть Булгаковым, утратил бы свою независимость и право закончить «Мастера и Маргариту». Потому что сломленный художник не может написать такую книгу, ее может написать только свободный, сильный и цельный человек. Причина отторжения этой пьесы Сталиным в том, что Булгаков понял Сталина. А Сталину это не понравилось. Булгаков показал, что страной и властью овладел человек с фантастически сильным, железным характером, в котором нет ни грамма нравственности. Он презирает людей, считает их слабаками. Всех, от императора Николая II до самого простого рабочего. И с каждым он говорит так, как надо, и каждому он говорит то, что надо. И те делают то, что он хочет. И эту колоссальную деспотичность еще молодого человека показывает Булгаков в молодом Сталине. И понятно, что выросло из этого человека. Сразу, как только понимаешь характер, понимаешь судьбу. Потому что характер человека – это и есть его судьба".
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение zyablik » 20 апр 2010, 02:05

Код: выделить все
[b]Ирина12:[/b] Не согласна, Пушкин прикольнее.
[b]Риджемерирор:[/b] Не соглашайтесь на здоровье, но почему ж ГОЛОсловно?


Орлов с Истоминой в постели
В убогой наготе лежал.
Не отличился в ратном деле
Высокородный генерал.
Не думав милого обидеть,
Взяла Лоиса микроскоп
И говорит: "Позволь увидеть,
Чем ты меня сегодня *б!"
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 20 апр 2010, 22:56

ПИСЬМО
ПИСАТЕЛЯ
ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА
МАЯКОВСКОГО
ПИСАТЕЛЮ
АЛЕКСЕЮ МАКСИМОВИЧУ
ГОРЬКОМУ

Алексей Максимович,
как помню,
между нами
что-то вышло
вроде драки
или ссоры.

Я ушел,
блестя
потертыми штанами;
взяли Вас
международные рессоры.

Нынче —
и́наче.

Сед височный блеск,
и взоры озарённей.
Я не лезу
ни с моралью,
ни в спасатели,
без иронии,
как писатель
говорю с писателем.


Очень жалко мне, товарищ Горький,
что не видно
Вас
на стройке наших дней.
Думаете —
с Капри,
с горки
Вам видней?

Вы
и Луначарский —
похвалы повальные,
добряки,
а пишущий
бесстыж —
тычет
целый день
свои
похвальные
листы.

Что годится,
чем гордиться?
Продают «Цемент»
со всех лотков.
Вы
такую книгу, что ли, цените?
Нет нигде цемента,
а Гладков
написал
благодарственный молебен о цементе.

Затыкаешь ноздри,
нос наморщишь
и идешь
верстой болотца длинненького.
Кстати,
говорят,
что Вы открыли мощи
этого...
Калинникова.

Мало знать
чистописаниев ремёсла,
расписать закат
или цветенье редьки.
Вот
когда
к ребру душа примерзла,
ты
ее попробуй отогреть-ка!

Жизнь стиха —
тоже тиха.
Что горенья?
Даже
нет и тленья
в их стихе
холодном
и лядащем.

Все
входящие
срифмуют впечатления
и печатают
в журнале
в исходящем.

А рядом
молотобойцев
ана́пестам
учит
профессор Шенге́ли.

Тут
не поймете просто-напросто,
в гимназии вы,
в шинке ли?

Алексей Максимович,
у вас
в Италии
Вы
когда-нибудь
подобное
видали?

Приспособленность
и ласковость дворовой,
деятельность
блюдо-рубле- и тому подобных «лиз»
называют многие
— «здоровый
реализм». —

И мы реалисты,
но не на подножном
корму,
не с мордой, упершейся вниз, —
мы в новом,
грядущем быту,
помноженном
на электричество
и коммунизм.

Одни мы,
как ни хвали́те халтуры,
но, годы на спины грузя,
тащим
историю литературы —
лишь мы
и наши друзья.

Мы не ласкаем
ни глаза,
ни слуха.

Мы —
это Леф,
без истерики —
мы
по чертежам
деловито
и сухо
строим
завтрашний мир.

Друзья —
поэты рабочего класса.
Их знание
невелико́,
но врезал
инстинкт
в оркестр разногласый
буквы
грядущих веков.

Горько
думать им
о Горьком-эмигранте.
Оправдайтесь,
гряньте!

Я знаю —
Вас ценит
и власть
и партия,
Вам дали б всё —
от любви
до квартир.

Прозаики
сели
пред Вами
на парте б:
— Учи!
Верти! —

Или жить вам,
как живет Шаляпин,
раздушенными аплодисментами оляпан?

Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики! —

Алексей Максимыч,
из-за ваших стекол
виден
Вам
еще
парящий сокол?

Или
с Вами
начали дружить
по саду
ползущие ужи?

Говорили
(объясненья ходкие!),
будто
Вы
не едете из-за чахотки.

И Вы
в Европе,
где каждый из граждан
смердит покоем,
жратвой,
валютцей!

Не чище ль
наш воздух,
разреженный дважды
грозою
двух революций!

Бросить Республику
с думами,
с бунтами,
лысинку
южной зарей озарив, —
разве не лучше,
как Феликс Эдмундович,
сердце
отдать
временам на разрыв.

Здесь
дела по горло,
рукав по локти,
знамена неба
алы́,
и соколы —
сталь в моторном клёкоте —
глядят,
чтоб не лезли орлы.

Делами,
кровью,
строкою вот этою,
нигде
не бывшею в найме, —
я славлю
взвитое красной ракетою
Октябрьское,
руганное
и пропетое,
пробитое пулями знамя!

[1926]
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 20 апр 2010, 23:52

Вернись
теперь
такой артист
назад
на русские рублики —
я первый крикну:
— Обратно катись,
народный артист Республики! —
...............
...............
И Вы
в Европе,
где каждый из граждан
смердит покоем,
жратвой,
валютцей!

Дааа... посеянное дало потом богатые всходы.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 20 апр 2010, 23:54

Куда лучше ароматно благоухать беспокойством, голодом, пустым карманом...

Нет, ну где совесть-то, а?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение zyablik » 21 апр 2010, 02:14

Я хочу быть понят
своей страной,
А не буду понят - что ж,
Над своей страной
Я пройду стороной,
Как проходит
косой
дождь.
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Я хочу быть понят своей страной...

Сообщение ne znatok » 21 апр 2010, 07:14

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно
О. Уальд
:)
-------------------------
Тигра писал(а):Нет, ну где совесть-то, а?

Самое удивительное, что по Маяковскому получается, что у Горького-то совести и нет, потому как зазывает oн его - чем?

Я знаю —
Вас ценит
и власть
и партия,
Вам дали б всё —
от любви
до квартир...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 21 апр 2010, 10:11

Ну так у Маяковского постоянно с этими материальными благами путаница наблюдалась.
Канарейка — мещанство, свернуть ей голову бедной, чтобы коммунизм не съела.
А зато самому —
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.


Сам стирал-то, коли на прачку ни рубля не было? Вот те самые сорочки, на заказ пошитые дюжиной в Париже? В тот самый, кажется, визит во Францию, когда ещё в письмах постоянно Лилю спрашивал, какого цвета "автомобильчик" привезти?

Фу, фу.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 21 апр 2010, 10:30

Мне кажется, Маяковский на тот момент верил в то, что делал. Думаю, он себя ощущал не то, чтобы выкормышем Буревестника, но в какой-то степени тем самым Соколом. Полное разочарование ещё не наступило. Маяковскому очень хотелось, чтобы его учитель остался себе верен (по тогдашним понятиям Маяковского:). Эта верность делу революции (возвращение в "колыбель") и веру самого Маяковского бы укрепила. Он ведь не просто так, не из подлости это письмо написал. Можно было бы и дальше, конечно, делать жизнь с товарища Дзержинского, но как-то уже ему становилось не по себе. Да, Горький был нужен Сталину. Но он и Маяковскому был нужен. По разным причинам.

Маяковскому никогда не чужда была любовь к личному комфорту. Он и Горькому не отказывает в ней. Поэтому и предложение "от любви до квартир" - это честное предложение, а не оскорбление.
Квартира после революции в Москве всегда была больным вопросом. (И литераторы исключением не были). Ох, неспроста появилась знаменитая фраза Булгакова.

Воплей о том, что художник должен быть голодным, я у Маяковского не слышу.

И Вы
в Европе,
где каждый из граждан
смердит покоем,
жратвой,
валютцей!

Это не об императиве голода, это об утрате Европой пассионарности:).

И ведь надо сказать, подействовало на Горького письмо Маяковского.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение Тигра » 21 апр 2010, 10:38

Думаю, на Горького другое подействовало.

Но слова про свежевымытую сорочку — это уже 29-30 гг. И они нехорошие.
И письмо товарищу Горькому тоже нехорошее, по-моему. И как поэзия тоже.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение ne znatok » 21 апр 2010, 10:52

mirage писал(а):Мне кажется, Маяковский на тот момент верил в то, что делал.

Тигра писал(а):И письмо товарищу Горькому тоже нехорошее, по-моему. И как поэзия тоже.

Да, поэзия именно в этом стихе, кажется, не ночевала. Что, кстати, даже странно для Маяковского...
Так что, пожалуй, усомнюсь в том, что на тот момент "верил в то, что делал".
Иначе откуда взяться таким плоским стихам?
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: "Но я себя смирял, ..."

Сообщение mirage » 21 апр 2010, 10:55

На Горького многое повлияло.

Мне это письмо Маяковского тоже не нравится. Ни "вообще", ни как поэзия.

Но оно является, на мой взгляд, отражением того, что на тот момент творилось в душе самого Маяковского.

На мой взгляд, свой упрёк Горькому Маяковский адресовал как раз в том момент, когда сам почувствовал нехватку нравственных сил, почувствовал измену самому себе.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2