Живопись в поэзии -- 2

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 17 сен 2014, 19:19

Потрясающая картина Яна Вермеера "Офицер и смеющаяся девушка".
Изображение
А здесь наткнулась аж на два варианта стихов, кто-то, кого эта картина не оставила равнодушным, посвятил ей следующие строки (интересно, а какой вам больше нравится и нравится ли вообще):
Иван Есаулков

Мужчина с девушкой сидят,
Она – лицом к нам, он – спиною,
О чём-то долго говорят.
Наверно, не сошлись ценою.

Красноречивый жест рукой
Нам говорит о том, какой
Работой дева занималась –
Она за деньги отдавалась.

А плату требует вперёд,
Ладошку протянув за нею,
Вот и сейчас она берёт,
Иль просит, так сказать вернее.

А офицер-то тугодум:
Сидит и всё соображает,
Задачку «трудную» решает:
Достаточно ль в карманах сумм!

Да, видно высока цена
Для кавалера в этот праздник!
Его улыбкой дева дразнит –
Всё понимает ведь она…

Хотел развлечься в день воскресный
С девицей бедный офицер,
А денег мало – ну, хоть тресни! –
И сразу день уныл и сер!

2-й вариант

Любим Вермеером мотив -
Мужчина, дама и вино.
Ведётся разговор давно,
И дамы жест красноречив!

А перед нею - офицер
В камзоле, шляпе. Только он
Улыбкой девушки смущён –
Так незадачлив кавалер!

Не продолжая разговор,
Уже замкнулся и молчит...
А карта на стене висит,
К себе притягивая взор.

Подумалось в миг этот мне:
Вермеер картой этой мог
Дать зрителям своим намёк,
Что офицер был на войне.

Её Голландия вела,
И в ней де Рейте, адмирал,
Тогда победу одержал...
Довольно девушка мила! -

У приоткрытого окна
Сидит с улыбкой на лице,
В нарядном платье и чепце,
И светом вся освещена.

А кавалер её в тени
Громоздко перед ней сидит
И ничего не говорит,
Смущаясь, что они одни!

Прервался разговор давно,
А дамы жест красноречив...
Любим Вермеером мотив -
Мужчина, дама и вино!
Последний раз редактировалось fililog 22 сен 2014, 15:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8476
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 17 сен 2014, 20:03

Вермеер только в брак вступил --
И, по добрачию тоскуя,
Себя в камзоле посадил
С той, что жила, собой торгуя.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 36131
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 17 сен 2014, 20:07

Кратко, емко!
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8476
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 12:22

На осенней ветке fililog процитировала Заболоцкого:
Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
<...>
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Выделенные строчки мне так и видятся какой-то картиной, но не могу сообразить какой. Или это кинематографический образ?
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 23 сен 2014, 12:33

Не "Царевна-Лебедь" Врубеля?
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50881
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 12:34

О, да, и это, наверное.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 23 сен 2014, 12:35

Там есть зыбкость.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50881
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 12:37

И заплаканность.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 13:25

Эта картина -- "Царевна-лебедь" -- вообще магически действовала на современников.

Пишут, что Блок всюду возил с собою её репродукцию.

А вот Северянин:

Так тихо-долго шла жизнь на убыль
В душе, исканьем обворованной...
Так странно-тихо растаял Врубель,
Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки
Лица, трагически безликого...

Всегда относила эти строки к демону и думала, что "Царевна-лебедь" -- это все-таки портрет Забелы, но сейчас выяснила, что это не так.

Однако сохранились её фотографии в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения.
«Никаких прямых связей со сценической трактовкой „Царя Салтана“ в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу — совсем другое лицо, в отличие от „Морской Царевны“, где портретное сходство несомненно.


«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести ее к познанию темных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передает ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»[5].
А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, „плещет лебедиными крылами на синем море“ перед днями великих бедствий?», имя в виду персонаж из «Слова о полку Игореве».


Врубель был и моим любимым художником лет до тридцати. Потом я как-то все переоценила, но сейчас вот глянула, и снова сердце забилось. Эти глаза просто приковывают.

У Рериха нашла сейчас (к вопросу о махровом академизме):

Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. Уже говорили о каких-то странностях, обозначавшихся в его жизни. Помним, он пришел довольно поздно вечером, и за чаем была беседа о новых задуманных картинах. Жили мы в доме Кенига на пятой линии Васильевского острова, столовая выходила во двор, и стояла полная тишина. Вдруг Врубель примолк и насторожился. Спросили его, в чем дело. Он прошептал: «Поет». Спросили: «Кто поет?» – «Он поет, как прекрасно». Мы встревожились, ибо была полнейшая тишина. «Михаил Александрович, да кто же, наконец, поет?» Врубель как-то неожиданно остеклился: «Да, конечно, он, демон, поет». При этом он спешно махнул рукой, как бы прося не мешать. Мы замолчали. Елена Ивановна, которая очень любила Врубеля, тревожно смотрела на меня, и так прошло значительное время. Наконец, Врубель как-то особенно глубоко вздохнул. Настороженность пропала. Он поспешно поднялся из-за стола и начал совершенно прозаично прощаться, ссылаясь на поздний час. Замечательно, что даже когда Врубель заболел и был признан неизлечимым, то Академия художеств продолжала его ненавидеть, – настолько он был противоположен в своей сущности. Когда мы хлопотали о пенсии ему, то именно из недр Академии посыпались возражения и множество кандидатов, которые, конечно, и в подметки Врубелю не годились. Впрочем, академические круги не только ненавидели Врубеля, но и чуждались Блока, настолько их самобытное творчество было чуждо академической рутине.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 13:28

mirage, спасибо за интересные цитаты.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Дон

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 14:00

ne znatok, что-то я углубилась и мне аж страшно стало.

Оттолкнувшись от "великих бедствий", я пошла смотреть "Слово...".

Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону.


Автор «Сл. о п. Иг.» олицетворяет эту «обиду»: «въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука». Это выражение «въстала обида» следует сопоставить с аналогичным выражением летописи «встало зло» (ср. в словах Мономаха под 1097 г.: „то болшее зло встанеть в нас“, Лаврентьевск. лет.). Это обычное древнерусское выражение автор «Слова» использует как исходный момент для целой картины. ...термин рождает образ; термин «встала обида» рождает образ девы обиды ... Но самым замечательным в употреблении термина «обида» является другое. Слово «обида» в летописи употребляется не одну сотню раз. Оно употребляется во всех случаях, когда речь идет о нарушении или возможном нарушении прав князя, княжества, города („кде будеть обида Новугороду, тобе потянути за Новъгород с братом своим“ — Договорная грамота Тверского великого князя Михаила Ярославича с Новгородом 1301—1302 гг.) или даже монастыря ... Однако в летописи термин этот никогда не употребляется в отношении всей Русской земли в целом. Иное в «Сл. о п. Иг.»: «Вступита, господина (Рюрик и Давыд Ростиславичи), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»; «въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука» (т. е. в русских войсках в целом). Тем самым автор «Слова» открывал путь для более широкого понимания слова «обида», освобождал это понятие от его феодальной ограниченности, обращал внимание читателей на «обиду» всей Русской земли в целом“. Б. А. Рыбаков (Прикладное искусство Киев. Руси IX—XI вв. и южнорусских княжеств XII—XIII веков. В кн.: История русского искусства, т. 1. М. — Л., 1953, стр. 274—277): „Литературный образ девы Обиды, плещущей крыльями и уничтожающей хорошие времена, чрезвычайно близок к символам миниатюры Радзивиловской летописи: дева — олицетворение беды (Обида) — и Птичь с распростертыми крыльями на верху дерева. ...На серебряных пластинках с цветной эмалью, изготовленных в XIII в. и оказавшихся затем на саккосе митрополита Алексея, имеется интересное изображение, позволяющее приблизиться к пониманию одного из мифологических образов древней Руси. На бляшке в форме квадрифолия представлена птица с женской головой. В отличие от обычного изображения сиринов, у которых крылья всегда полуопущены, здесь птица-дева широко распростерла оба крыла, напоминая миниатюру, рисующую беду в Родне. Не есть ли это знаменитая дева Обида, печальное и гневное божество несчастий? ...В мышлении древнерусского человека птицы, эти свободные
существа, единственные обитатели видимой небесной среды и возможные посредники между людьми и небесными божествами, занимали видное место. ...Нередко образ птицы очеловечивается. Священная птица превращается в женщину. Мы хорошо знаем из сказок о превращении царевны Лебеди. Обида также выступает в двух естествах: во-первых, как птица с лебедиными крыльями, во-вторых, как дева. Ювелирное искусство дало огромное количество таких птицедев. Все они имеют птичье туловище, ноги, крылья и хвост, но голова у них девичья. На голове или шапочка, или кокошник, или даже корона. Почти всегда голова окружена нимбом“.


Везет мне на этих птиц последнее время.

Недавно выяснила, что "насупиться" тоже, возможно, происходит от птицы.

У Фасмера:
насу́питься
укр. насу́пити чо́ло, блр. супiць "хмурить", цслав. осѫпѣти "оробеть", чеш. posupiti "омрачить", польск. sępić – то же; см. Мi. ЕW 315. Обычно сближают с цслав. сѫпъ γύψ, сербохорв. су̑п, чеш., слвц. suр "коршун, гриф", польск. sęр – то же. Др. ступень чередования *sępъ представлена в сербохорв. се̏п – то же; см. Булаховский, ОЛЯ 7, 119.

У Шанского:
насупиться (супиться) образовано от слова "суп", что является вариантом названия "коршун". Сравнить: ершиться, петушиться, ёржиться.
+
В старославянском было суп (через юс), остаток от него "соп, суп" в совр. диалектах - вид коршуна. У Есенина: Вечер чёрные брови насопил. Суп-("гриф, коршун") - супиться + на = насупиться -уподобиться коршуну (кстати, очень похоже на нахохлившегося коршуна).Так же, как осоветь - уподобиться сове.

+ (данных, правда, не привели:).

Данные современного русского языка позволяют сделать вывод о том, что этой птице приписывали:

(А) исключительное корыстолюбие; (Б) очень высокую скорость полёта; (В) мрачный взгляд; (Г) жертвенную любовь к птенцам; (Д) способность воскресать после смерти.
+
Подбирая ссылки на "насупиться", встретила в авторах ответов Дерзкого Grantuma:)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 14:04

И тут, конечно, Бранкузи сразу вспоминается.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 14:05

Птица Беда-Обида - интересно, спасибо.

Царевна-Лебедь у Врубеля, конечно, совсем не пушкинская, не светлая. Горькая, заплаканная, зыбкая. И обида, и беда.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 14:08

И в какой-то степени то самое "зло".

Но зло не отвратительное, а бесконечно одинокое и несчастное (богооставленное). Как и демон. Та же тема.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 14:11

Да, ты права.

Так что, Заболоцкий действительно имел в виду ее? Или просто так случайно совместилось с Врубелем?
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 14:14

У Заболоцкого есть еще о лебеди:


Лебедь в зоопарке

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье;
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамвая,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.

И вся мировая столица,
Весь город, сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

И слышит, как в сказочном мире
У самого края стены
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.

Я думаю, Заболоцкий по крайней мере помнил о картине Врубеля.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 14:31

Нет, это совсем не врубелевская лебедь. Пушкинская скорее.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 14:58

Я бы сказала, что тут сложный образ.

С одной стороны, стихотворение, в моем понимании, написано для детей. Заболоцкий словно хочет, чтобы дети увидели всю эту красоту, не бежали дальше мимо. Но начав писать чуть ли не с натуры: зоопарк, дети, лебедь на пруду, он все равно вспомнил ту картину Врубеля:

И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье;
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.


А дальше идет контраст -- попугаи, город, и снова реальный (не врубелевский) красивый белый лебедь, поющий о счастье весны.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

птицы Бранкузи

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 15:02

Изображение
Серия «Птица в пространстве» была начата скульптурой «Майастра», изображающей волшебную птицу из румынского фольклора. В первых скульптурах цикла (1912—1917) Брынкуши пытался показать двойственную природу птицы, которая согласно легендам превращалась в фею. Но вскоре от подчёркивания женственности Брынкуши сконцентрировался на воплощении в камне магического полёта. С 1919 года скульптуры цикла становятся более абстрактными. Если вначале перед Брынкуши, по его собственным словам, стояла задача изобразить птицу, поднимающую голову, так, чтобы в этом жесте не было гордости и вызова, то в более поздних скульптурах основное внимание уделяется символизму полёта. Этот символизм отражает побег из мира повседневности в трансцендентный мир.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 15:13

mirage писал(а):Я бы сказала, что тут сложный образ.

...И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
.


А дальше идет контраст -- попугаи, город, и снова реальный (не врубелевский) красивый белый лебедь, поющий о счастье весны.

Возможно, я несправедлива к Заболоцкому (у меня с ним сложные отношения), но вот эти глазницы - они, конечное, страшноватые ассоциации рождают. И последующий "красивый белый лебедь" с этими глазницами вступает в конфликт, который явно не планировался автором заранее.

Так что я чувствую здесь не сложность, а противоречие.

Эти глазницы меня прям преследуют. : )))
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 23 сен 2014, 15:25

ne znatok писал(а):
<...>
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Выделенные строчки мне так и видятся какой-то картиной, но не могу сообразить какой. Или это кинематографический образ?


Если говорить, о молодых царевнах, то здесь я сразу Константина Маковского вспоминаю. Можно любую из его работ брать, но мне вот эти две понравились.
Изображение Изображение
Одна прямо как стройная рябинка, а вторая не то что заплаканная, но грустно-щемящая...
Я даже бы еще и предыдущие строки добавила:

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8476
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 15:37

Но согласись, у Врубеля почти глазницы!
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 15:39

Дам уже Врубеля. При всем уважении к Маковскому -- это небо и земля.

Изображение
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение volopo » 23 сен 2014, 15:40

fililog писал(а):Если говорить, о молодых царевнах, то здесь я сразу Константина Маковского вспоминаю. Можно любую из его работ брать, но мне вот эти две понравились.

Оно конечно, каждая девушка немного царевна. Но на картинах все же не совсем (или совсем не) царевны.
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 7645
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 15:42

mirage писал(а):Но согласись, у Врубеля почти глазницы!

ДА КОНЕЧНО!!!

Даже не почти. Эти глубоко запавшие глаза...
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 23 сен 2014, 15:44

Кстати, посмотрите, в одном ракурсе - Врубель и Маковский.
ИзображениеИзображение


Нет, сравнивать нельзя! Врубель - это демон в искусстве. Маковский - просто поэт женской красоты...
Последний раз редактировалось fililog 26 сен 2014, 21:44, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8476
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 15:46

Ну вооот...

Сложный/противоречивый образ у Заболоцкого. Но мне это интересно. Начал вроде бы об одном, но вспомнил. Не смог не вспомнить. А потом снова к детям на пруд, к птице.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 23 сен 2014, 15:47

mirage писал(а):Начал вроде бы об одном, но вспомнил...
А потом снова к детям на пруд, к птице.

Дык. : )
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 23 сен 2014, 15:49

У Маковского надменность и грусть.

У Врубеля -- бездна. Высоты, отчаянья, одиночества. Глаза как зияющие высоты:). Выходит, такие все же есть не только у Зиновьева:).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38897
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 23 сен 2014, 16:12

Думаю, что под первое, осеннее, стихотворение больше Маковский все-таки подходит (нарисуй девушку словно царицу), а вот Врубель - это как раз под второе, где глаза, белоснежность, льющееся светлое сияние...
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8476
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 03 дек 2014, 23:40

Изображение

Репин. Арест пропагандиста

В младенчестве невинном октябрятском
пропагандиста я жалел до слез,
жандарма ненавидел я всерьез
на репродукции политиздатской.

А в юности мятежной и дурацкой,
в чаду портвейна, в дыме папирос,
я ненависть святую перенес
с жандарма на социалиста в штатском.

А ныне… Ныне я не знаю сам,
кто ненавистней из двоих, кто жальче —
жандарм ли, слепо преданный властям,
иль ослепленный пропагандой мальчик.

И кто из них виновней, и когда
они угомонятся навсегда.


Кибиров
Пинакотека
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 04 дек 2014, 00:22

Вот другое стихотворение Кибирова из цикла Пинакотека.

Гравюра Дюрера

Смотри, как этот хлюст охаживает дуру!
И гульфик парусом раздулся, и трещит
от мяса лиф…

Но изощренность
и тонкость линий холодны настолько,
что даже если б из кустов скелет
осклабившийся не грозил косою,
все ж было бы нетрудно уяснить,
что плоть, хоть и жестока, но сама
так беззащитна, что почти невинна.

Я не слишком хорошо знаю Дюрера, чтоб с ходу угадать гравюру. Пока нашла такую, не уверена, что К. имел в виду именно ее:

Изображение
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36362
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 04 дек 2014, 00:26

На этой всё так, кроме гульфика.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50881
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Крапива » 04 дек 2014, 00:29

Эх, не успела, тоже хотела про гульфик заметить. :D

Догадка - Кибиров принял за гульфик ногу, ту, что ближе к даме. :D
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 04 дек 2014, 00:37

Да нет, просто воображение поэта.
А у Дюрера тут меч уместно так приспособлен в качестве символа.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50881
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Крапива » 04 дек 2014, 00:53

И скелет не грозит косой, а держит песочные часы - символ времени. Конечность жизни.
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение maggie » 04 дек 2014, 02:50

***
ХУДОЖНИК

Посвящается И.Е.Репину

Он мертвый холст волшебно оживлял
Послушной кистью перед нами…
Мы видели моря, и кручи темных скал,
И стаи облаков, играющих с волнами.

Исполнен творчества, покорствуя мечтам,
Он всюду проникал своим духовным взором,
И снова открывал испуганным очам,
Что вечность навсегда для нас закрыла флером.

Под кистью властною вставали из гробниц
Цари, томимые раскаяньем невольным,
Пророки бледные, склонившиеся ниц
Перед святынями в восторге богомольном,

Мы казни видели, и видели пиры,
И кельи темные отшельников унылых.
В затишье шумных битв зажженные костры
И вдов заплаканных на родственных могилах.

Пред нами умирал царевич молодой,
Родительским мечом до времени сраженный,
И клялся и скорбел перед печальной донной
Жуан, волнуемый и страстью и тоской.

Мы видели в цепях смиренных христиан
И грубых палачей с кровавыми мечами.
Мы видели певца: над звучными волнами
Стоял он, звучными мечтами осиян…


Константин Фофанов
Сентябрь 1888
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20456
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 14 дек 2014, 19:55

Была в музее современного искусства королевы Софии в Мадриде, там увидела вот этот рисунок Хосе Кабальеро.

Изображение

Вспомнилась группа "Ария" с песней "Тореро", которую написала Маргарита Пушкина, но они долгое время утверждали, что слова Гарсии Лорки.

Эй, тореро, жизнь как миг,
Опять звучит трубы призывный зов.
Эй, тореро, ты или бык?
Качается чаша весов.

Бог хранит тебя,
Смерть щадит тебя.
Неба белый платок,
Кровь и желтый песок,
Крик отчаянья, бык живая мишень.
Под восторженный вой
Ты играешь судьбой.
Пусть не знает никто, что творится в душе.

Эй, тореро, сын вдовы,
Твой красный плащ, твой траурный покров.
Эй, тореро, ты будешь убит
Под песню мадридских часов.

Бог хранит тебя,
Смерть щадит тебя.

Неба белый платок,
Кровь и желтый песок,
Крик отчаянья, бык живая мишень.
Под восторженный вой
Ты играешь судьбой.
Пусть не знает никто, что творится в душе.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8476
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Крапива » 15 дек 2014, 17:36

fililog писал(а):Потрясающая картина Яна Вермеера "Офицер и смеющаяся девушка".
Изображение
Ну надо же как в прошлые века проститутки выглядели! На мой современный взгляд - такая милая интеллигентная девушка, может даже монашка или посещает воскресную школу при храме. Ни макияжа, ни открытой груди. Как сказал бы Адада - я балдею. :D
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 15 дек 2014, 21:11

Крапива писал(а):...Как сказал бы... я балдею. :D

От таких картин и молча не велик грех прибалдеть. :)
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 36131
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Пред.След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4