Живопись в поэзии -- 2

Делимся впечатлениями о прочитанном

Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 07 фев 2014, 13:58

У нас есть прекрасная ветка с названием "Живопись в поэзии", большое спасибо maggie за то, что соединила две столь любимые мною вещи (в высшем смысле этого слова) под одним крылом:).

Последние посты в той ветке были на достаточно мрачные темы, поэтому я решила открыть новую ветку, хотя и здесь тема очень сложная.

Это "Возвращение блудного сына" Рембрандта.

Изображение

Об этой картине есть стихи у Городницкого:

Рембрандт

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение Блудного Сына
Пишет Рембрандт. Кончается срок.

Сын стоит на коленях, калека,
Изможденных не чувствуя ног,
Голова - как у бритого зека, -
Ты откуда вернулся, сынок?

Затерялись дороги во мраке.
За спиною не видно ни зги.
Что оставил ты сзади - бараки?
Непролазные дебри тайги?

Кто глаза твои сделал пустыми, -
Развратители или война?
Или зной Галилейской пустыни
Все лицо твое сжег дочерна?

Не слышны приглушенные звуки.
На холсте и в округе темно, -
Лишь отца освещенные руки
Да лица световое пятно.

Не вернуться. Живем по-другому.
Не округла, как прежде, Земля.
Разрушение отчего дома -
Как сожжение корабля.

Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик,
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

Мне стихи, пожалуй, понравились.

Хотя у Городницкого главной выступает совсем не та тема, что у Рембрандта.

Главным у Рембрандта мне видятся смирение и прощение, которых так не хватает всем нам. Наверное, всегда, во все времена.

Интересно найти отзвуки этой картины в других стихах.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Хелена » 07 фев 2014, 14:21

И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленам припав.


Есть еще одно слово. Мне оно представляется наиболее верным (и важным) - милосердие.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38782
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 07 фев 2014, 14:24

У Бориса Слуцкого есть стихотворение Блудный сын, я его очень люблю. Однажды даже перепечатала на пишущей машинке, эта копия как раз сейчас передо мной.
Истощенный нуждой,
истомленный трудом,
Блудный сын возвратился в отеческий дом
И стучится в окно осторожно.
- Можно?
- Сын мой! Единственный! Можно!

Можно все. Лобызай, если хочешь, отца,
Обгрызай духовитые кости тельца!
Как приятно, что ты возвратился!
Ты б остался, сынок, и смирился!

Сын губу утирает густой бородой,
Поедает тельца,
Запивает водой,
Аж на лбу блещет капелька пота
От такой непривычной работы.

Вот он съел, сколько смог,
вот он в спальню прошел.
Спит на чистой постели.
Ему- хорошо!

И встает.
И свой посох находит.
И, ни с кем не прощаясь, уходит.
Последний раз редактировалось ne znatok 07 фев 2014, 14:41, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 07 фев 2014, 14:31

Да...

Еще один вариант возвращения есть у Гумилева. Целый фильм можно снять.

Блудный сын

Нет дома подобного этому дому!
В нем книги и ладан, цветы и молитвы!
Но, видишь, отец, я томлюсь по иному,
Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы.
На то ли, отец, я родился и вырос,
Красивый, могучий и полный здоровья,
Чтоб счастье побед заменил мне твой клирос
И гул изумленной толпы — славословья.
Я больше не мальчик, не верю обманам,
Надменность и кротость — два взмаха кадила,
И Петр не унизится пред Иоанном,
И лев перед агнцем, как в сне Даниила.
Позволь, да твое приумножу богатство,
Ты плачешь над грешным, а я негодую,
Мечом укреплю я свободу и братство,
Свирепых огнем научу поцелую.
Весь мир для меня открывается внове,
И я буду князем во имя Господне…
О счастье! О пенье бунтующей крови!
Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..
Как розов за портиком край небосклона!
Как веселы в пламенном Тибре галеры!
Пускай приведут мне танцовщиц Сидона
И Тира, и Смирны… во имя Венеры.
Цветов и вина, дорогих благовоний…
Я праздную день мой в веселой столице!
Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?..
А вот они, вот они, salve amice.
Идите скорей, ваше ложе готово,
И розы прекрасны, как женские щеки;
Вы помните верно отцовское слово,
Я послан сюда был исправить пороки…
Но в мире, которым владеет превратность,
Постигнув философов римских науку,
Я вижу один лишь порок — неопрятность,
Одну добродетель — изящную скуку.
Петроний, ты морщишься? Будь я повешен,
Коль ты недоволен моим сиракузским!
Ты, Цинна, смеешься? Не правда ль, потешен
Тот раб косоглазый и с черепом узким?
Я падаль сволок к тростникам отдаленным
И пойло для мулов поставил в их стойла;
Хозяин, я голоден, будь благосклонным,
Позволь, мне так хочется этого пойла.
За ригой есть куча лежалого сена,
Быки не едят его, лошади тоже:
Хозяин, твои я целую колена,
Позволь из него приготовить мне ложе.
Усталость — работнику помощь плохая,
И слепнут глаза от соленого пота,
О, день, только день провести, отдыхая…
Хозяин, не бей! Укажи, где работа.
Ах, в рощах отца моего апельсины,
Как красное золото, полднем бездонным,
Их рвут, их бросают в большие корзины
Красивые девушки с пеньем влюбленным.
И с думой о сыне там бодрствует ночи
Старик величавый с седой бородою,
Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче,
Я грешен пред Господом и пред тобою».
И в горечи сердце находит усладу:
Вот сад, но к нему подойти я не смею,
Я помню… мне было три года… по саду
Я взапуски бегал с лисицей моею.
Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит,
Томили предчувствия, грызла потеря…
Но целое море печали не смоет
Из памяти этого первого зверя.
За садом возносятся гордые своды,
Вот дом — это дедов моих пепелище,
Он, кажется, вырос за долгие годы,
Пока я блуждал, то распутник, то нищий.
Там празднество: звонку грохочет посуда,
Дымятся тельцы и румянится тесто,
Сестра моя вышла, с ней девушка-чудо,
Вся в белом и с розами, словно невеста.
За ними отец… Что скажу, что отвечу,
Иль снова блуждать мне без мысли и цели?
Узнал… догадался… идет мне навстречу…
И праздник, и эта невеста… не мне ли?!
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 07 фев 2014, 14:31

Решила свериться со своей машинописной копией, которую я перепечатала из книги Избранное. Исправила в каждой строке - в каждой! - знаки препинания. В некоторых строках исправила по два и в одной -аж три знака.

Добавила ВСЕ восклицательные знаки.

И два слова совершенно другими оказались. Смысл даже поменялся.
Последний раз редактировалось ne znatok 07 фев 2014, 14:38, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 07 фев 2014, 14:34

У меня основная бумажная библиотека у мамы. Часто сверять не получается:).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 07 фев 2014, 14:37

Да, милосердие. Наверное, когда речь идет о серьезных вещах, прощение без милосердия невозможно. Так что у меня прощение его включало, но я совершенно не против отдельного подчеркивания.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Хелена » 07 фев 2014, 14:42

mirage, я-то поняла прямо:
mirage писал(а):Интересно найти отзвуки этой картины в других стихах.


Гумилев, мне кажется, вообще о блудном сыне.

А вот у Бунина явно отзвук этой картины - про колени.
У кого еще из знаменитых художников сын припадает к коленям?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38782
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 07 фев 2014, 14:51

Блудные сыны есть у многих. Дефицит -- зарифмованного рембрандтовского.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35460
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 07 фев 2014, 16:35

Да, Гумилева я предложила не как приложение к Рембрандту, а как продолжение темы, поднятой Слуцким. Сын не изменился, в этом суть.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 07 фев 2014, 16:41

Есть один интересный факт про это стихотворение Гумилева.

Надежда Мандельштам вспоминает:
Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„ Блудный сын “ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „ Блудного сына “ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес ей».
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 07 фев 2014, 22:45

mirage писал(а):Да, Гумилева я предложила не как приложение к Рембрандту, а как продолжение темы, поднятой Слуцким. Сын не изменился, в этом суть.[подчеркнуто мною - nz]

Эту строку - Ты б остался, сынок, изменился - я первой исправила, в книге:
Ты б остался сынок, и смирился.

Текст для копипаста я взяла с бард.ру (наверное, есть музыка на эти слова, не выясняла), оттого, видимо, там всё смазано-замазано, всё подряд тупо через запятую.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 00:11

Я была уверена, что у Мандельштама обязательно эта картина прозвучит.

Из "Второй книги" Надежды Мандельштам:

Живя в Ленинграде, мы постоянно ходили в Эрмитаж и первым делом навещали рембрандтовского старца, протянувшего руки к коленопреклоненному сыну... И как-то Мандельштам сказал то, что я потом услышала от Жени Ласкиной: "У него добрые руки". Я никогда не видела отца Жени Ласкиной, но он принял образ того, кто лаской встретил блудного сына. В дни, когда жил Рембрандт, было больше святых еврейских стариков, чем в наши суетные дни. Это они, старики, подсказали ему образ отца, протянувшего добрые руки к сыну.
В тот же вечер я позвонила Ирине Семенко и попросила посмотреть, как распределяются теплые тона на картине Рембрандта. Вот что она записала для меня: "На отце красная накидка (не оторочка, как я думала). От нее исходит как бы красный отсвет и падает на его рот и голову сына, даже на тело сына, просвечивающее сквозь дыры, на все складки его одежды, на все, вплоть до босых ступней, тоже красных. Красный свет падает на "стоящего свидетеля" его плащ красен не столько оттого, что он сделан из красной материи, а скорее потому, что вся фигура озарена светом внутреннего источника, находящегося в глубине композиции. "Сидящий свидетель" уже буквально имеет вид греющегося у костра и освещенного его пламенем..."
Красный, теплый колорит "Блудного сына" прочно вошел в сознание Мандельштама, гораздо более внимательного и зоркого, чем обычные рассеянные и равнодушные посетители музеев. Доброта всепрощающего отца и сила раскаяния блудного сына воплотились в его памяти в красное сияние, которое исходит от отца как благодать. Тема блудного сына в "Канцоне" совершенно ясна, хотя он не назван. Теплая тональность идет от Рембрандта. Мандельштам доверился читателю, потому что думал, что все запомнили торжество теплых тонов на картине Рембрандта. Он был уверен, что его память и зоркость явление обычное и свойственное всем людям. Однако это не так - глубинной памятью и вниманием одарены далеко не все. Мало кто держит в памяти то, что заметил и чему обрадовался. Обычно все улетучивается, а Мандельштам прочно хранил свои сокровища. Вот хотя бы случай с клешнями в стихотворении Жуковского о Кащее, прочитанном в детстве, претерпевшими сдвиг: клешни сдвинулись в клещи, которыми Кащей трогает гвозди. Здесь обычная для Мандельштама перестановка, но не эпитета, как обычно, а функции предмета: клещами вытягивают гвозди, а не трогают камни. Но в словах "щиплет золото гвоздей" дано зрительное представление о первом движении перед вытягиванием гвоздя, когда клещи защепляют его... Мандельштам, в детстве собиравший гвозди и назвавший их "колючим сокровищем", вынудил собирателя кладов Кащея разделить свою детскую страсть.
В памяти строителя всегда хранятся элементы, из которых строили его предшественники, их находки, символы, знаки... Именно так осуществляется "разговор, заведенный до нас", как назвал Пастернак перекличку поэтов, не знающих ни временных, ни пространственных ограничений. Знаки и элементы, перестраиваясь, способствуют выявлению личностных ощущений, мыслей, чувств и переживаний строителя. Ведь и само слово не что иное, как сгусток смыслов, влагавшихся в него всеми поколениями, говорившими на данном языке, и еще и теми, которые вросли в слово в период, когда язык еще не отделился от праязыковой основы. Теплый тон "Блудного сына" стал для Мандельштама воплощением возврата в отчий дом. Стихотворение это принадлежит к группе отщепенских стихов, но в явно другом повороте, чем другие. Человек не может поверить, что его отщепенство, бродяжничество, изгойство неизбежны, как рок. И он сознает себя блудным сыном лишь в тех случаях, когда не теряет веры на встречу с Отцом.
Остается вопрос, кто же "начальник евреев", к которому припадает блудный сын, собиравший ночные травы для чужого племени. Тот ли это Отец, о котором говорится в притче, или тема Мандельштама - возвращение к своему народу, жажда Иосифа повидать своего отца Иакова. Мандельштам ведь всегда помнил об египетском тезке, в честь которого был назван: "Иосиф, проданный в Египет, не мог сильнее тосковать", - сказал он про себя. Я думаю, что конкретность мышления Мандельштама была такова, что обе темы - национальная и религиозная - слились. Возвращение к своему народу из мира, который забыл про светоч, означает и возвращение к Богу отцов, который послал людям своего Сына. К возвращению в отчий дом его побуждает христианская притча. Первоначальная общность иудейско-христианского мира для Мандельштама, искавшего "ключи и рубища апостольских церквей", гораздо ощутимее, чем последующее разделение. В христианско-иудейском мире, скрестившемся с эллинской культурой, он видит Средиземноморье, к которому всегда стремился. К иудейству, к "начальнику евреев", он рвется не по зову крови, а как к истоку европейских мыслей и представлений, в которых черпала силу поэзия.
В стихотворении "Канцона" есть черты, которые показывают, что и в нем звучит подспудно тема смерти (поэзия и философия! Первоначально было: поэзия, как и философия, есть подготовка к смерти). Земное зрение ограничено, пространственное разделение непреодолимо, как время. Только смерть - выход из пространства и времени. У Мандельштама мысль о смерти часто связывается с преодолением пространственных и временных ограничений: "Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули о луговине той, где время не бежит..." В церкви молят об остановке времени и о прекрасной луговине, а меня мучит мысль о слове, о цвете и свете: какими они будут на той луговине? Или мы их навеки утратим вместе со словом "ты"?
Живой блудный сын придет к отцу, который устроит для него пир, и он уже не скажет: "Я лишился и чаши на пире отцов". Мертвый, он припадет к Отцу на той луговине, о которой поется при отпевании, и будет молить о прощении грехов. Для человека, любившего "эту бедную землю", а Мандельштам ее любил, потому что "иной не видал", та луговина представляется воплощением всех лугов и долин земли с самой яркой и зеленой травой, которая мерещится городскому жителю, прикрепленному к месту жительства, когда он тоскует весной по земле, одетой в чудный наряд, в самую яркую и зеленую траву, еще не иссохшую и не покрытую пылью земной, еще не погубленную простыми или атомными бомбами. Чем конкретнее мышление, тем ярче трава на той луговине, где "время не течет" и где мгновение, остановившись, стало вечностью.
Такова общая концепция "Канцоны", "модель", как сказали бы мои младшие современники, "слепок", как называл первоначальное ощущение целого Мандельштам. "Канцону" ведет порыв к преодолению пространства и времени, жажда блудного сына вернуться в дом отца еще при жизни, надежда на исполнение мечты и голос трезвого рассудка, который при виде яркой зелени напоминает про басню о лисице и винограде.
Стихи не рассказ и не отчет. Читатель берет в них ту глубину, на которую способен. Вести его за руку не надо. Человек, живущий в европейском мире, впитывает его идеи, живет их содержанием и богатством, проникает в глубь сокровищницы. (Недавно у нас клеймили китайцев за то, что они не забыли Конфуция. Думаю, было бы полбеды, если б они его помнили. У нас премируют за потерю памяти и казнят, если человек обнаруживает памятливость. Идеи, заложенные в фундамент европейской культуры и христианского мира, составляют клад, как и словарь языка, на котором говорит человек. Он орудует идеями, мыслями и соотношениями, как наследственными сокровищами. Его пытаются ограничить "основным словарным фондом" и рационалистическими идейками, процеженными сквозь идеологическое сито. Идейки были сформированы на обломках гуманизма во второй половине девятнадцатого века. В результате секуляризации этот гуманизм пошел по рукам и был вывернут наизнанку в двадцатом веке.)
Если не вернуться к истокам, никогда не понять, что такое луговина, где время стало созерцанием вечности. И малые вещи: добрые руки рембрандтовского старика, тоска по возвращению в отчий дом, малиновый звон, бинокль Цейса, удлиняющий зрение, басня о лисице и винограде - все это европейская, а следовательно, и русская утварь. Их возникновение в стихах закономерно, как счет на золотую валюту. У кого нет золота, расплачивается ходячими бумажками. Ассоциациями, даже не подсознательными, а иногда и такими, это кажется только тем, кто лишен золотого фонда. Некоторым сочинителям стихи Мандельштама кажутся таинственными сгустками, которые необходимо расшифровать, подобрав дюжину ключиков. Этим сочинителям обычно "чужд и странен Вифлеем", но его не заменить ключиками. Чтобы понимать стихи, нужны не ключи, но ощущение целого, которое постепенно углубится, и тогда раскроются детали. Слово "малиновый" дойдет сначала в своей положительной фольклорно-языковой окраске, чтобы потом раскрыться как теплота и отсветы от внутреннего источника света на эрмитажной картине. Все дело во внутреннем источнике света. Только в нем, и ни в чем больше.


Прошу прощения за длинную цитату, но в ней столько всего интересного, мудрого, что не хотелось коцать, не хотелось прерывать ход мысли.

Кстати, новую ветку про переклички/перепевы теперь можно будет назвать "разговор, заведенный до нас":).

Я покину край гипербореев,
Чтобы зреньем напитать судьбы развязку,
Я скажу «села» начальнику евреев
За его малиновую ласку.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 00:22

Поскольку речь идет о Канцоне, дам на нее ссылку:

http://www.rvb.ru/mandelstam/dvuhtomnik ... s/0179.htm
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 00:23

Мне стихотворение было практически неизвестно, вот сейчас, можно сказать, прочитала от начала до конца в первый раз.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 00:25

Оно достаточно сложное для понимания. Надежда Мандельштам его буквально расшифровывает для нас.
http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode= ... 52&keyno=0
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 00:34

mirage, спасибо, ссылку сохранила.

Когда-то очень давно я, конечно, читала Вторую книгу, когда все это открылось, начались публикации... но я стихи М. вообще не знала, он никогда не входил в круг "моих" поэтов. Так что все, что касается его поэзии, по большей части прошло мимо меня.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 00:52

http://www.town812.ru/vozvrashenie-bludnogo-syna.html
Довольно интересная статья о картине. Правда, в большей степени меня в ней заинтересовало сравнение автопортретов.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 01:01

mirage, спасибо за ссылки.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 01:19

:)) Статья о картине на любителя, я такое обычно делю на два-три-четыре:). Но ряды автопортретов там с соотнесением событий в жизни Рембрандта весьма интересны.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 01:30

Нашла в сети стихотворение (раннего? источники указывают разные даты) Лермонтова, посвященное Рембранту:

«На картину Рембрандта»

Ты понимал, о мрачный гений,
Тот грустный безотчетный сон,
Порыв страстей и вдохновений,
Все то, чем удивил Байрон.
Я вижу лик полуоткрытый
Означен резкою чертой;
То не беглец ли знаменитый
В одежде инока святой?
Быть может, тайным преступленьем
Высокий ум его убит;
Все темно вкруг: тоской, сомненьем
Надменный взгляд его горит.
Быть может, ты писал с природы,
И этот лик не идеал!
Или в страдальческие годы
Ты сам себя изображал?
Но никогда великой тайны
Холодный не проникнет взор,
И этот труд необычайный
Бездушным будет злой укор.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 01:42

Да, я его тоже находила. Предположительно считается, что речь идет о картине "Портрет молодого человека в одежде францисканца"
Изображение
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 01:46

...тоской, сомненьем
Надменный взгляд его горит.
-
- вот этого я здесь как-то не усматриваю - особенно горящего надменного взгляда. : (
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 08 фев 2014, 02:03

mirage писал(а):Но ряды автопортретов там с соотнесением событий в жизни Рембрандта весьма интересны.

Да, посмотрела. Любопытно.

Почитала биографию - вспомнила заголовок кого-то на снобе... сейчас найду... ага, Михаил Эпштейн, в трех частях: "Совместимы ли гений и добродетель?"

: ))
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 02:10

Да, со взглядом непросто, но надменность просматривается. И именно из-за этого возникает вопрос: а не беглец ли знаменитый...? Не вяжется такое лицо с одеждами францисканца. Считают, что мог позировать и сын Рембрандта -- Титус.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

божественный наркоз

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 02:18

Не так давно вновь говорили о бояне с распознаванием художников.

Свои подсказки оставил нам и Бодлер в "Цветах зла". Он назвал из маяками.

Перевод В.Иванова

МАЯКИ

Река забвения, сад лени, плоть живая, -
О Рубенс, - страстная подушка бренных нег,
Где кровь, биясь, бежит, бессменно приливая,
Как воздух, как в морях морей подводных бег!

О Винчи, - зеркало, в чем омуте бездонном
Мерцают ангелы, улыбчиво-нежны,
Лучом безгласных тайн, в затворе, огражденном
Зубцами горных льдов и сумрачной сосны!

Больница скорбная , исполненная стоном , -
Распятье на стене страдальческой тюрьмы, -
Рембрандт!.. Там молятся на гноище зловонном,
Во мгле, пронизанной косым лучом зимы...

О Анджело, - предел, где в сумерках смесились
Гераклы и Христы!.. Там, облик гробовой
Стряхая, сонмы тел подъемлются, вонзились
Перстами цепкими в раздранный саван свой...

Бойцов кулачных злость, сатира позыв дикий, -
Ты, знавший красоту в их зверском мятеже,
О сердце гордое, больной и бледноликий
Царь каторги, скотства и похоти - Пюже!

Ватто, - вихрь легких душ, в забвенье карнавальном
Блуждающих, горя, как мотыльковый рой, -
Зал свежесть светлая, - блеск люстр, - в круженье бальном
Мир, околдованный порхающей игрой!..

На гнусном шабаше то люди или духи
Варят исторгнутых из матери детей?
Твой, Гойя, тот кошмар, - те с зеркалом старухи,
Те сборы девочек нагих на бал чертей!..

Вот крови озеро; его взлюбили бесы,
К нему склонила ель зеленый сон ресниц:
Делакруа!.. Мрачны небесные завесы;
Отгулом меди в них не отзвучал Фрейшиц...

Весь сей экстаз молитв, хвалений и веселий,
Проклятий, ропота, богохулений, слез -
Жив эхом в тысяче глубоких подземелий;
Он сердцу смертного божественный наркоз!

Тысячекратный зов, на сменах повторенный;
Сигнал, рассыпанный из тысячи рожков:
Над тысячью твердынь маяк воспламененный;
Из пущи темной клич потерянных ловцов!

Поистине, Господь, вот за твои созданья
Порука верная от царственных людей:
Сии горящие, немолчные рыданья
Веков, дробящихся у вечности твоей!

P.S. Надо сказать, и Фрейшиц себе место в поэзии застолбил прочно. Даром что композитор, а не живописец:)
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

живопись в поэзии в кино

Сообщение mirage » 08 фев 2014, 02:50

О картине"Возвращение блудного сына" пока больше ничего не находится, зато вот о Рембрандте у Бродского есть очень точные строки:

I

"Он был настолько дерзок, что стремился
познать себя..." Не больше и не меньше,
как самого себя.
Для достиженья этой
недостижимой цели он сначала
вооружился зеркалом, но после,
сообразив, что главная задача
не столько в том, чтоб видеть, сколько в том,
чтоб рассказать о виденном голландцам,
он взялся за офортную иглу
и принялся рассказывать.
О чем же
он нам поведал? Что он увидал?

Он обнаружил в зеркале лицо, которое
само в известном смысле
есть зеркало.
Любое выраженье
лица --лишь отражение того,
что происходит с человеком в жизни.
А происходит разное:
сомненья,
растерянность, надежды, гневный смех --
как странно видеть, что одни и те же
черты способны выразить весьма
различные по сути ощущенья.
Еще страннее, что в конце концов
на смену гневу, горечи, надеждам
и удивлению приходит маска
спокойствия --такое ощущенье,
как будто зеркало от всех своих
обязанностей хочет отказаться
и стать простым стеклом, и пропускать
и свет и мрак без всяческих препятствий.

Таким он увидал свое лицо.
И заключил, что человек способен
переносить любой удар судьбы,
что горе или радость в равной мере
ему к лицу: как пышные одежды
царя. И как лохмотья нищеты.
Он все примерил и нашел, что все,
что он примерил, оказалось впору.

II

И вот тогда он посмотрел вокруг.
Рассматривать других имеешь право
лишь хорошенько рассмотрев себя.
И чередою перед ним пошли
аптекари, солдаты, крысоловы,
ростовщики, писатели, купцы --
Голландия смотрела на него
как в зеркало. И зеркало сумело
правдиво --и на многие века --
запечатлеть Голландию и то, что
одна и та же вещь объединяет
все эти -- старые и молодые -- лица;
и имя этой общей вещи --свет.

Не лица разнятся, но свет различен:
Одни, подобно лампам, изнутри
освещены. Другие же -- подобны
всему тому, что освещают лампы.
И в этом --суть различия.
Но тот,
кто создал этот свет, одновременно
(и не без оснований) создал тень.
А тень не просто состоянье света,
но нечто равнозначное и даже
порой превосходящее его.

Любое выражение лица --
растерянность, надежда, глупость, ярость
и даже упомянутая маска
спокойствия --не есть заслуга жизни
иль самых мускулов лица, но лишь
заслуга освещенья.
Только эти
две вещи --тень и свет -- нас превращают
в людей.

Неправда?
Что ж, поставьте опыт:
задуйте свечи, опустите шторы.
Чего во мраке стоят ваши лица?

III

Но люди думают иначе. Люди
считают, что они о чем-то спорят,
поступки совершают, любят, лгут,
пророчествуют даже.
Между тем,
они всего лишь пользуются светом
и часто злоупотребляют им,
как всякой вещью, что досталась даром.
Одни порою застят свет другим.
Другие заслоняются от света.
А третьи норовят затмить весь мир
своей персоной --всякое бывает.
А для иных он сам внезапно гаснет.

IV

И вот когда он гаснет для того,
кого мы любим, а для нас не гаснет
когда ты можешь видеть только лишь
тех, на кого ты и смотреть не хочешь
(и в том числе, на самого себя),

тогда ты обращаешь взор к тому,
что прежде было только задним планом
твоих портретов и картин --
к земле...

Трагедия окончена. Актер
уходит прочь. Но сцена --остается
и начинает жить своею жизнью.

Что ж, в виде благодарности судьбе
изобрази со всею страстью сцену.

Ты произнес свой монолог. Она
переживет твои слова, твой голос
и гром аплодисментов, и молчанье,
столь сильно осязаемое после
аплодисментов. А потом --тебя,
все это пережившего.

V

Ну, что ж,
ты это знал и раньше. Это -- тоже
дорожка в темноту.
Но так ли надо
страшиться мрака? Потому что мрак
всего лишь форма сохраненья света
от лишних трат, всего лишь форма сна,
подобье передышки.
А художник --
художник должен видеть и во мраке.

Что ж, он и видит. Часть лица.
Клочок какой-то ткани. Краешек телеги.
Затылок чей-то. Дерево. Кувшин.
Все это как бы сновиденья света,
уснувшего на время крепким сном.

Но рано или поздно он проснется.


В 1971 году, пользуясь давностью знакомства, я обратился к Иосифу Бродскому с просьбой написать текст в стихах к фильму " Рембрандт . Офорты". Иосиф прочитал мой режиссерский сценарий и сказал, что попробует. Через две недели я пришел к нему и получил четыре страницы стихов. Он пообещал: "Это проба. Когда фильм будет отснят, я напишу больше". Фильм был снят, а стихи отвергнуты сценарным отделом студии "Леннаучфильм": Бродский уже был "слишком известной" фигурой. Стихи так и остались у меня; копии у автора не было, единственный экземпляр был отдан мне в руки прямо с машинки. Сейчас эти стихи Иосифа Бродского публикуются впервые.

Виктор КИРНАРСКИЙ

* "Московские новости". No. 5. 1996
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Хелена » 08 фев 2014, 08:39

mirage писал(а):Считают, что мог позировать и сын Рембрандта -- Титус.


Я тоже хотела так посчитать (до того как ты написала):

Изображение
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38782
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 08 фев 2014, 09:47

Я вообще не вижу общего с Рембрандтом, даже странно, почему так считают.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50374
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 04 авг 2014, 23:01

Иллюстрация

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей — сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок — к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.


Бродский, апрель - май 1964

Вот "Венера с яблоками":

Изображение

Но у Кранаха есть ещё и "Венера с Амуром":

Изображение

Среди тогдашних друзей Бродского есть мнение о том, что в этой Венере Бродский видел сходство с Мариной Басмановой (хотя Ахматова сравнивала её с Джокондой) и что в стихотворении "Иллюстрация" он имеет в виду скорее вот эту вторую Венеру. Чёрно-белая иллюстрация "Венеры с Амуром" была у него с собой и в Норинской.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50374
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 04 авг 2014, 23:04

Но на второй картине ребенок не сжимает плод.

Вообще к первой картине подходит идеально, а ко второй - совсем не подходит. главное, ничего в этой Венере нет особенно лисьего.

Ну, и нет 15 яблок. : )
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 04 авг 2014, 23:09

Да, так они и не говорят, что имеется в виду только вторая картина. Они считают, что описание второй картины (точнее, описание Венеры и Марины) спрятано за описанием якобы только первой. Обманка такая. Говорят, что это очень в духе Бродского, что он любил мистификации и радовался, когда друзья их разгадывали.

Ну а я не знаю, насколько они правы.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50374
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 04 авг 2014, 23:12

Понятно, спасибо.

Первая Венера - лисичка - она из моих самых у Кранаха любимых (при том, что он вообще мой самый любимый художник). Приятно, что Бродский ее тоже отметил. И яблоки даже посчитал. : )

Хотя само стихотворение... какое-то оно незаконченное, недоработанное, на мой взгляд.
Последний раз редактировалось ne znatok 04 авг 2014, 23:14, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 04 авг 2014, 23:14

Да, мне тоже это показалось мило: составил полный реестр.

И я тоже очень люблю Кранаха, с детства ещё.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50374
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 02 сен 2014, 14:08

Тип красоты у Кранаха настолько непривычен для современного детского глаза (тут я включаю и свой детский глаз), что он поражает и запоминается раз и навсегда. Как Агузарова:).

Думаю, к идее с зашифровкой подталкивает лук в руках у Амура со второй картины и строфа по охотящегося на вепря бога. Кстати, если учесть сходство Венеры с Басмановой, то получается, что вепрь -- это как раз Бродский, которого Амур поразил своей стрелой.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Лисавета » 02 сен 2014, 15:10

ne znatok писал(а):Первая Венера - лисичка - она из моих самых у Кранаха любимых

Мне тоже очень-очень нравится.
ne znatok писал(а):ничего в этой Венере нет особенно лисьего.

Ой, я сначала не поняла, что речь о "второй" Венере. И хотела быстро исправить, подчеркнуть, помочь увидеть, тсз... Извините, дуртупайя.
Изображение
Аватар пользователя
Лисавета
 
Сообщений: 3382
Зарегистрирован:
29 авг 2010, 21:43

:)

Сообщение adada » 02 сен 2014, 15:39

Приподнимает чувства, как на кранах, нехилый живописец Кранах...
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35460
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Лисавета » 02 сен 2014, 15:49

adada писал(а):Приподнимает чувства ...


(Достает-таки платочек и машет, машет...)
Аватар пользователя
Лисавета
 
Сообщений: 3382
Зарегистрирован:
29 авг 2010, 21:43

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение ne znatok » 04 сен 2014, 00:27

Лисавета писал(а):Изображение

Лисавета, какой роскошный воротник! Умереть не встать.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35799
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 08 сен 2014, 00:25

Мы, кажется, не говорили тут о "Мадоне":

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.


Пушкинисты, конечно, уже давно пытались определить, что за картину имел в виду Пушкин.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50374
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

След.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2