Живопись в поэзии -- 2

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 18 дек 2014, 14:13

Тигра, до меня только сегодня дошло благодаря твоему комментарию, что я непроизвольно раскрыла тему курицы и яйца с Лениным.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 18 дек 2014, 17:01

Я молчал, не отвечал и не возражал -- потому что все равно в живописи ничего не понимаю. Во всяком случае, понимаю недостаточно для того, чтобы пойти и купить себе какую-нибудь картину.
Что меня нисколько не огорчает, потому что так себя ведет огромное большинство людей. И тот, кто ничего не понимает в шерхебелях и зензубелях, тоже никогда их не купит даже на комод! :)
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35485
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 18 дек 2014, 17:25

Но стоит рукой прикрыть глаза,
Вижу еще не снятые рельсы,
Еще не отмененные рейсы,
Здания, еще не снесенные,
И незастроенные пустыри.
("Покровские ворота")

Полотна Кандинского «Зубовская площадь» и «Смоленский бульвар».

Изображение

Изображение

Художник любил московский калейдоскоп бульваров, церквей, особняков. «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Москва — мой живописный камертон».
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 18 дек 2014, 17:34

Не могу не дать еще одну цитату из Кандинского (в сфере вчерашнего обсуждения транспортиров).

«Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама».

Изображение
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 18 дек 2014, 17:54

fililog писал(а):Не могу не дать еще одну цитату из Кандинского... «Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама»...


Сильно сказано и, очевидно, реально подмечено.
Но я бы сравнил соприкасания супрематических фигурок не с нашими пальцам, а с нашими пятками или подмышками. Щекочущее воздействие они, безусловно, оказывают, но в содержательном плане реалистическим соприкосновениям пальцев и душ сильно уступают.
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35485
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 18 дек 2014, 18:30

adada писал(а):Но я бы сравнил соприкасания супрематических фигурок не с нашими пальцам, а с нашими пятками или подмышками. Щекочущее воздействие они, безусловно, оказывают, но в содержательном плане реалистическим соприкосновениям пальцев и душ сильно уступают.


В принципе, может дотянуться и до пятки...
Изображение

Кстати. Вот статья А.М. Эфроса "Поэзия Микеланджело": http://lib.ru/INOOLD/MIKELANDZHELO/efros.txt

Поэзия была младшей из микеланджеловских муз, и он держал ее на положении Золушки. Он не любил пускать свои стихи в свет. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело.
10
К Джованни, что из Пистойи

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии - нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом - борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;

Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись - с изъяном!
Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я - пришлец, и кисть - не мой удел!

Сонет любопытен как отражение самочувствия Микеланджело во время росписи потолка Сикстинской капеллы: сквозь шутливо-грубоватую форму отчетливо проступает утомление техническими трудностями работы, раздражение сложившимися отношениями с капризным заказчиком, папой, творческое недовольство собой, а в итоге все же горделивое сознание того, что созданное является произведением огромной новизны и совершенства.

62
Здоровый вкус разборчиво берет
В первейшем из искусств произведенья,
Где тел людских обличье и движенья
Нам глина, мрамор, воск передает.

Пусть времени глумливый, грубый ход
Доводит их до порчи, разрушенья, -
Былая красота их от забвенья -
Спасается и прелесть бережет.

Микеланджело называет скульптуру "первейшим из искусств", поскольку считает первым скульптором Бога, вылепившего из земли первую фигуру человека - Адама.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 16 янв 2015, 23:45

Шарль Бодлер.
К картине Эжена Делакруа “Тассо в темнице”

Изображение

Образ поэта Торквато Тассо, по приказу герцогу д'Эсте в 16 веке помещенного в одиночную камеру на несколько лет, был для романтиков символом независимого искусства. Делакруа посвятил этому сюжету целую серию картин, где представлял зрителю несломленного обстоятельствами человека, борца за свободу, столкновение гения и несправедливости. Шарль Бодлер же написал стихотворение на одно полотно из этого цикла.

“Да! Гений, запертый в обители сырой,
Ужимки, этот вопль, виденья, что толпой,
Бунтуя, кружатся, поэта слух тревожа,

Мечтатель, ужасом оторванный от ложа, -
Вот символ твой, Душа, с неясною мечтой:
Тебя Действительность теснит своей тюрьмой!”
http://vm.ru/news/2013/08/30/5-samih-kr ... 11783.html

Не знаю, чей перевод представлен в ВМ, но я предлагаю В. Левика. Чтобы знающим французский можно было сравнить, и оригинал тоже дам.

Sur Le Tasse en prison

Le poète au cachot, débraillé, maladif,
Roulant un manuscrit sous son pied convulsif,
Mesure d'un regard que la terreur enflamme
L'escalier de vertige où s'abîme son âme.

Les rires enivrants dont s'emplit la prison
Vers l'étrange et l'absurde invitent sa raison ;
Le Doute l'environne, et la Peur ridicule,
Hideuse et multiforme, autour de lui circule.

Ce génie enfermé dans un taudis malsain,
Ces grimaces, ces cris, ces spectres dont l'essaim
Tourbillonne, ameuté derrière son oreille,

Ce rêveur que l'horreur de son logis réveille,
Voilà bien ton emblème, Ame aux songes obscurs,
Que le Réel étouffe entre ses quatre murs !

***

Поэт в тюрьме, больной, небритый, изможденный,
Топча ногой листки поэмы нерожденной,
Следит в отчаянье, как в бездну, вся дрожа,
По страшной лестнице скользит его душа.

Кругом дразнящие, хохочущие лица,
В сознанье дикое, нелепое роится,
Сверлит Сомненье мозг, и беспричинный Страх,
Уродлив, многолик, его гнетет впотьмах.

И этот запертый в дыре тлетворной гений,
Среди кружащихся, глумящихся видений, -
Мечтатель, ужасом разбуженный от сна,

Чей потрясенный ум безумью отдается, -
Вот образ той Души, что в мрак погружена
И в четырех стенах Действительности бьется.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 16 янв 2015, 23:51

LOLA DE VALENCE

Надпись для картины Эдуарда Мане

Среди всех прелестей, что всюду видит глаз,
Мои желания колеблются упорно,
Но LOLA DE VALENCE, играя как алмаз,
Слила магически луч розовый и черный.

(Бодлер, в переводе Эллиса)

Изображение
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение zyablik » 17 янв 2015, 01:34

fililog писал(а):Не могу не дать еще одну цитату из Кандинского (в сфере вчерашнего обсуждения транспортиров).

«Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама».


Ну как это можно сравнивать??? Для меня - дикость. Я, конечно, совсем в живописи не копенгаген, но это настолько за уши притянуто. Имхо, естественно.
А когда я увидела это воочию, эти руки...
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 17 янв 2015, 01:48

Мысль Кандинского интересна.

Треугольник, троица, триединство бога, фигура, пребывающая в равновесии, своим единственным касанием способна пробудить находящийся в покое круг и побудить его к движению. Эффект действительно схожий.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение zyablik » 17 янв 2015, 02:00

Уж дни мои теченье донесло
В худой ладье, сквозь непогоды моря
В ту гавань, где свой груз добра и горя
Сдает к подсчету каждое весло.

В тираны, в боги вымысел дало
Искусство мне, - и я внимал, не споря;
А ныне познаю, что он, позоря
Мои дела, лишь сеет в людях зло.

И жалки мне любовных дум волненья:
Две смерти, близясь, леденят мне кровь, -
Одна уж тут, другую должен ждать я.

Ни кисти, ни резцу не дать забвенья
Душе, молящей за себя Любовь,
Нам со креста простершую обьятья
.

Микеланджело
Аватар пользователя
zyablik
 
Сообщений: 3797
Зарегистрирован:
20 фев 2010, 22:09

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 12 фев 2016, 20:18

fililog писал(а):16 дек 2014
Сегодня мне вспомнился "Черный квадрат" Малевича...

Вот опять о нем!

Изображение

«Черный квадрат»

И вот я наконец увидел
Его в зловещей тишине,
Не нужен был путеводитель,
И без того он снился мне.
Краями уходя в пустыню,
Он в бледном воздухе повис,
Его не спутаешь с другими,
Ведь он летит, но только — вниз.
Мороча зрителей ценою,
Он сам не стоит ничего,
Но хваткой сильной и цепною
Преображает вещество.
Икона зла и нигилизма —
Сей издевательский квадрат,
И оптика его — что призма,
Мелькает десять раз подряд.
Он не спасает наши души,
А опускает их в разор,
Он спит, нисколько не уснувши,
Он убивает кругозор,
Он издевается и медлит,
Считает медленно до ста,
За ним лишь сумрак безответный,
За ним немая пустота.

Евгений Рейн
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 29 фев 2016, 02:41

Изображение
Э. Дега. Скачки в провинции

* * *

Как-то раз на полотне Дега
Очень мне понравились бега.
Мчались кони, гривы распустив.
До чего же был забег красив!
Я подумал: «Так же наугад
Наши годы по земле летят.
Но у них уже иная прыть.
К финишу бы лучше не спешить…»

1998
Андрей Дементьев
Последний раз редактировалось fililog 15 мар 2016, 00:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 29 фев 2016, 17:49

Изображение
Мартирос Сарьян (28 февраля 1880 — 5 мая 1972). Портрет Ильи Эренбурга, 1959

СОЛНЦЕ САРЬЯНА

А за окном была весна...
Сарьян смотрел в окно и плакал.
И жилка билась у виска.
И горы отливали лаком.

Год или сутки суеты.
Как мало жить ему осталось!
В его руках была усталость.
Печаль просилась на холсты.

А солнце наполняло дом.
Оно лилось в окно лавиной,
как будто шло к нему с повинной
за то, что будет жить ПОТОМ.

Потом, когда его не будет.
Но будет этот небосклон,
и горы в матовой полуде,
и свет, идущий из окон.

Все было в солнце: тот портрет,
где Эренбург смотрел так странно,
как будто жаль ему Сарьяна,
который немощен и сед.

Все было в солнце: каждый штрих,
веселье красок, тайна тени.
И лишь в глазах, уже сухих,
гас и смирялся свет весенний.

"О, только б жить! На мир смотреть...
И снова видеть солнце в доме.
Ловить его в свои ладони
и вновь холсты им обогреть..."

"Прекрасна жизнь!" — он говорил.
Он говорил, как расставался.
Как будто нам себя дарил.
И спрятать боль свою старался.

Андрей Дементьев

Изображение
Утро. Зеленые горы, 1912
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 29 фев 2016, 18:06

"Сарьян смотрел в окно и плакал" -- к этой строке я бы все-таки приписал или пририсовал другую картину Сарьяна, "Артвин":
Изображение
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35485
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 01 мар 2016, 17:31

Мне и эта картина, adada, нравится, пусть будет две! Я только за.

В честь первого дня весны (и дня рождения художника):

Изображение
Сандро Боттичелли (1 марта 1445 — 17 мая 1510). Весна

Боттичелли

Век титанов, мраморную гору
Молотом дробящий поминутно,
Был смущен, когда завидел Флору,
Лепестками сеящую смутно.

Вижу птиц серебряные клювы,
Слышу пляску воздуха живую:
То эолы, словно стеклодувы,
Выдувают вазу ветровую.

Лунной мглой отблескивают лики.
Люди реют — наземь не ступают.
(Не шагов ли ложных грех великий
Неступаньем этим искупают?)

И встает из моря Афродита —
Безупречно любящих защита.

Новелла Матвеева
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Памяти Джулиано

Сообщение mirage » 01 мар 2016, 18:47

Для меня Боттичелли — совершенно особенный художник.

Сначала мне просто нравились его полотна, нравился смотрящий на меня со всех его картин лик Симоны, но тот же Леонардо был мне куда более интересен.

Потом рано утром в пустом Лувре я увидела его фрески, на которые падали блики солнца. И всё. Я им буквально заболела.

Про эту загадочную картину есть интереснейшая лекция у Паолы Волковой. Неправда ли, этот черный фон несколько необычен?
http://kykolnik.livejournal.com/923131.html Очень советую.

Стихотворение Матвеевой неплохое, но последние две строки из какой-то другой оперы.
Венера, изображенная на этой картине, находится в арке, моря нет и близко, а в "Рождении Венеры" она выступает из раковины, не из моря. Ну и эолы смущают. У Ботичелли всё же совершенно явный Зефир.

У Паолы после истории о Боттичелли, братьях Медичи и Симонетте звучит фоном Вертинский "Ваши пальцы пахнут ладаном, а в ресницах спит печаль". Мне кажется, у Вертинского возникает более полное созвучие с этим полотном.

И пока писала, вспомнила одну из своих самых любимых казачьих песен, которая, как мне кажется, тоже подходит к настроению этой картины.

"Не для меня придёт весна".

Кто ее только не поет, из последних исполнений мне нравится Налич:
Петр Налич в Зале ожидания
И дуэт Пелагеи и Ярослава Дронова, на мой взгляд у них получилось.

Мне стоит послушать эту песню, я потом её неделю хожу и пою.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 01 мар 2016, 18:57

Дам текст всё-таки.

Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольётся,
И сердце девичье забьётся
С восторгом чувств - не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,
Текут алмазными струями,
Там дева с чёрными бровями,
Она растёт не для меня.

Не для меня придёт Пасха,
За стол родня вся соберётся,
"Христос воскрес!" - из уст польётся,
Пасхальный день не для меня.

Не для меня цветут цветы
Распустит роза цвет душистый
Сорвешь цветок а он завянет
Такая жизнь не для меня

А для меня кусок свинца -
Он в тело белое вопьётся,
И слезы горькие польются.
Такая жизнь, брат, ждёт меня.

В прекрасном фильме "Пять вечеров" есть совершенно невероятная сцена про то, как герой Любшина пытается вспомнить эту песню в ресторане.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Не может быть!

Сообщение Апрельский Снег » 01 мар 2016, 18:58

>>> Э. Дега. Скачки в Булонском лесу
Кони, значит, мчатся, как угорелые, а всадники - просто сидят? Пардон, Дега, ты не был на бегах :twisted:
Апрельский Снег
 
Сообщений: 707
Зарегистрирован:
25 янв 2016, 16:43
Откуда: Снежная Страна

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение volopo » 01 мар 2016, 19:10

mirage писал(а):Для меня Боттичелли — совершенно особенный художник.

А я еще при этом горячо ненавижу Савонаролу - за то, что он сделал с Сандро...
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 7486
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: А так — может?

Сообщение fililog » 01 мар 2016, 20:29

Апрельский Снег писал(а):>>> Э. Дега. Скачки в Булонском лесу
Кони, значит, мчатся, как угорелые, а всадники - просто сидят? Пардон, Дега, ты не был на бегах :twisted:


Упс... А картина "Скачки в Булонском лесу" не Дега, а Мане... (Сорри, брала с сайта про скачки, не проверила.)
У Дега мне больше нравится картина "Фальстарт". Тока я тоже на бегах была один раз всего, и то давно...

Изображение


Ну и вспомнила. Пародия Алексея Пьянова.

Дега и бега

(Александр Межиров)

Какие сны — мой бог!
Как сладостен их плен!
Бернар. Роден. Ван Гог.
Домье. Марке. Гоген.
Фантен-Латур. Сезанн.
Синьяк и Писсарро.
Шарден и де Хаан.
Матисс. Леже. Коро.

Мане. Боннар. Сислей.
Тулуз-Лотрек. Дега...
Но наяву милей
Мне лузы, трек, бега!

:D
Последний раз редактировалось fililog 15 мар 2016, 00:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 01 мар 2016, 20:38

mirage писал(а):Дам текст всё-таки.

Не для меня придёт весна...

В прекрасном фильме "Пять вечеров" есть совершенно невероятная сцена про то, как герой Любшина пытается вспомнить эту песню в ресторане.


Ну вот, стоит мне только вспомнить эту сцену... Обожаю Любшина! Ну теперь буду тоже всю неделю ходить и петь. :D (Мне в исполнении Арбениной и Дятлова нравится.) Ну, mirage, спасибо... :D
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 01 мар 2016, 21:39

Если говорить о Дега, то, конечно, лучше говорить о его танцовщицах...

Изображение

Зал Дега

Голубые танцовщицы,
Как русалки под луной.
С поднебесья свет струится
Серебристый, неземной.
Грациозен по-оленьи
Талий девичьих изгиб
В темной ночи — свет и тени,
А кругом ни зги... Ни зги...

Свет серебряный струится
По плечам и по спине...
Голубые танцовщицы,
Как русалки при луне..

Не пригрезилось ли мне?

Игорь Ушаков

И как бы возвращаясь к Боттичелли — о Модильяни (после лекции Паолы Волковой).

Изображение

Зал Модильяни

Тела апельсиновые.
Гибкие, как лоза.
И синие-синие
Без зрачков глаза.

И груди упруги,
Бёдра литые,
Тонкие руки,
Лебяжьи выи,
Антилопьи спины.

Нагие, ждущие...
Бесстыже невинные,
Как всё живущее...

Игорь Ушаков
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 01 мар 2016, 23:47

Да, я знаю исполнение Дятлова и Арбениной. Тоже хорошо.

Каждый поёт, вкладывая что-то своё, буквально живёт и умирает в этой песне.

Рада, что Вы Паолу послушали.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 10 мар 2016, 01:42

...
Последний раз редактировалось fililog 10 мар 2016, 16:56, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии — 2 (прод.)

Сообщение fililog » 10 мар 2016, 01:54

...
Последний раз редактировалось fililog 10 мар 2016, 16:56, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Тигра » 10 мар 2016, 01:56

Касатский писал(а):Нам надо не абстракций тину,
А смелую, как жизнь, картину,
Сюжета самого простого,
Как у художника Пластова.


Ну чисто наш adada!
И это "мы", и знание того, что нам надо, а что не надо.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50381
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение Крапива » 10 мар 2016, 03:31

.
Последний раз редактировалось Крапива 28 сен 2017, 17:45, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии — 2

Сообщение fililog » 10 мар 2016, 12:29

...
Последний раз редактировалось fililog 10 мар 2016, 16:57, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Крапива » 10 мар 2016, 12:57

.
Последний раз редактировалось Крапива 28 сен 2017, 17:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Крапива
 
Сообщений: 5589
Зарегистрирован:
04 июн 2014, 14:06
Откуда: Россия

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение fililog » 10 мар 2016, 12:58

Крапива писал(а):fililog, чтобы это всерьез воспринимать... мне столько не выпить))


:D Не надо серьезно!

Я уже после "лягушек" в "Аленушке" хохотала.
Последний раз редактировалось fililog 29 мар 2016, 20:05, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8204
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение Сергей » 10 мар 2016, 21:02

>>>>Крапива: Давно так не смеялась

Да Вы просто в бане никогда не бывали. А это вам не петь по утрам в клозете.

P. S. Я не узнаю Вас в гриме...
Аватар пользователя
Сергей
 
Сообщений: 4819
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 21:46
Откуда: Севастополь

Кранахи

Сообщение mirage » 25 мар 2016, 17:58

Тигра писал(а):Иллюстрация

(Л. Кранах "Венера с яблоками")

В накидке лисьей — сама
хитрей, чем лиса с холма
лесного, что вдалеке
склон полощет в реке,

сбежав из рощи, где бог
охотясь вонзает в бок
вепрю жало стрелы,
где бушуют стволы,

покинув знакомый мыс,
пришла под яблоню из
пятнадцати яблок — к ним
с мальчуганом своим.

Головку набок склоня,
как бы мимо меня,
ребенок, сжимая плод,
тоже смотрит вперед.


Бродский, апрель - май 1964

Вот "Венера с яблоками":

Изображение

Но у Кранаха есть ещё и "Венера с Амуром":

Изображение

Среди тогдашних друзей Бродского есть мнение о том, что в этой Венере Бродский видел сходство с Мариной Басмановой (хотя Ахматова сравнивала её с Джокондой) и что в стихотворении "Иллюстрация" он имеет в виду скорее вот эту вторую Венеру. Чёрно-белая иллюстрация "Венеры с Амуром" была у него с собой и в Норинской.


Сейчас в Москве работает выставка Кранахов. Всем очень рекомендую. Надо сказать, что Кранахи не так любы нашим людям, как Серов, двери никто не выносит, даже очереди нет, так что можно смело идти.

Представлены там и две эти работы.

Про первую рассказали вот что:
Яблочки на картине все повернуты к нам румяным бочком. Это не случайно. Символика такова: яблоки — это мы с вами. И богородица, будучи заступницей нашей на Страшном суде, будет стараться увидеть в каждом из нас что-то хорошее, лучшее, чтобы защитить нас и оправдать. Яблочко, луковка... (Хотя картина и называется "Венера", мадонну, Богородицу в ней видят без особого труда).

Про "Венеру и Амура":

Кранах, как известно, был близким другом Лютера и почетным гостем на его свадьбе (которую, кстати, ежегодно отмечают в Виттенберге) и во многом находился под его влиянием, аналогично тому, как Боттичелли находился под влиянием Савонаролы. Только в отличие от Боттичелли Кранах был гораздо больший жизнелюб. И вот полотна его как раз и точит, и наполняет собою это противоречие. Выствка Кранаха в Германии в своё время так и называлась "Между Венерой и Лютером".
Более того, если прочитать морализаторскую надпись наверху: «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепленной душой овладеет Венус», то становится понятно, что прекрасная Венера в то время трансформировалась у набожных немцев чуть ли не в ведьму – опасную Венус, так и норовящую погубить заблудшую мужскую душу. Тема эта подробно раскрыта в "Тангейзере", так нашумевшем недавно в постановке Кулябина.

Когда Екатерина Великая покупала у немцев полотна для Эрмитажа, картину эту просто добавили до кучи, шедевром ее никто не считал: мол, мало цвета, слишком простонародное лицо у этой Венеры в бусиках и т.д. С годами отношение изменилось : ).
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Re: Не может быть!

Сообщение Тигра » 13 сен 2017, 09:53

Апрельский Снег писал(а):>>> Э. Дега. Скачки в Булонском лесу
Кони, значит, мчатся, как угорелые, а всадники - просто сидят? Пардон, Дега, ты не был на бегах :twisted:

И как это я раньше не заметила? У Дега не бега, а скачки. Это совсем разные вещи.

P. S. Это я Дементьеву возражаю.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50381
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение adada » 19 сен 2017, 20:09

Изображение

Когда-то в тучные годы я листал эту книгу, перевод "Гамлета" на украинский с запоминающимися иллюстрациями Владислава Ерко, соединившего таким образом живопись с поэзией. (На форуме о нем речь заходила.) Сейчас наводил порядок в файловых частях, увидел свои фотосканы, решил выложить то, что примыкает к монологу Гамлета (монолог в переводе Андруховича цитировать не буду, аккомпанируйте себе сами по памяти). ™)
Если кто-то заинтересуется -- вот ссылка на более качественное изображение этого же рисунка:
https://estetico.me/files/uploaded/dRIagovsor.jpg
и на страницу с другими иллюстрациями:
https://estetico.me/posts/view/vladisla ... -masshtaba
Аватар пользователя
adada
 
Сообщений: 35485
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:00
Откуда: тупик между Доном и Сяном

Re: Живопись в поэзии -- 2

Сообщение mirage » 28 сен 2017, 16:15

adada, спасибо за ссылку на работы Ерко. Несколько дней хожу под впечатлением. Многоуровневость просто космическая. Какие ж придурки эти диснейлюбы из издательства.
Аватар пользователя
mirage
 
Сообщений: 38891
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:23

Пред.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2