Страница 4 из 14

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 26 сен 2012, 03:25
golf
Лик ваш серебряный, как алебарда.
Жесты легки.
В вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.

Милый, вот что вы действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски
выдавленным
голубым!

Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!

Это росло у Бориса и Глеба,
в хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба — чуточку неба.
Небом единым жив человек.

Их витражей голубые зазубрины —
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.

В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.

Как занесло васильковое семя
на Елисейские, на поля?
Как заплетали венок Вы на темя
Гранд Опера, Гранд Опера!


В век ширпотреба нет его, неба.
Доля художников хуже калек.
Давать им сребреники нелепо —
небом единым жив человек.

Ваши холсты из фашистского бреда
от изуверов свершали побег.
Свернуто в трубку запретное небо,
но только небом жив человек.

Не протрубили трубы господни
над катастрофою мировой —
в трубочку свернутые полотна
воют архангельскою трубой!

Кто целовал твое поле, Россия,
пока не выступят васильки?
Твои сорняки всемирно красивы,
хоть экспортируй их, сорняки.

С поезда выйдешь — как окликают!
По полю дрожь.
Поле пришпорено васильками,
как ни уходишь — все не уйдешь...

Выйдешь ли вечером — будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
все васильки, все васильки...

Не Иегова, не Иисусе,
ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.
А.Вознесенский
Изображение

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 00:27
maggie
*
Марианна фон Верёвкин "Деревенские маски"/Marianne von Werefkin "Masques de village (masks from the village)"

Изображение

<...>

Толпа уходит. Умирает звук.
В зеленый лес они теперь стремятся.
Он расступается. Блеск меркнет вдруг.
Лишь тишиной дороги золотятся.

Полдневный жар. Весь мир огромный спит.
Спит тайный путь, где ласточка легка.
А с краю неба мельница стоит
И все поймать не может облака.


из “Fronleichnamsprozession”
Георг Гейм/Georg Heym

Стихотворение на немецком целиком тут:
http://www.feiertagsseiten.de/gedenktag ... /home.html

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 00:41
maggie
*
Марианна фон Верёвкин "Акробаты"/Marianne von Werefkin "Akrobaten"

Изображение

<...>
А если, сорвавшись, фигляр упадет
И, охнув, закрестится лживый народ,—

Поэт, проходи с безучастным лицом:
Ты сам не таким ли живешь ремеслом?


В. Ходасевич
"Акробат", отрывок
1913, 1921

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 00:49
Тигра
Прекрасное соответствие!

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 01:33
maggie
*
Марианна фон Верёвкин "Осень. (Школа)". 1907/Marianne von Werefkin "Herbst (Schule)". 1907.

Изображение

День назывался "первым сентября".
Детишки шли, поскольку - осень, в школу.

<...>
Иосиф Бродский

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 02:24
maggie
* (автор картины - Leroy Neiman)

Изображение

Атлет

В тапочках растрёпанных ходил он
По каморке, взад-вперёд-обратно,
В крохотном своём жилище.
Размышлял о сказанном в газетах,
О событиях – в вечерней прессе.
И зевал печальною зевотой,
Так зевать мог только прочитавший
Нечто странное, настигнут мыслью,
Что гусиной кожей – трус отпетый,
Что отрыжкой – записной обжора,
Схватками – беременная тётя…
Может быть, была зевота знаком,
Что пора уже и спать ложиться.
Только мысль его не отпускала.
И тогда он начал раздеваться…

А раздевшись, взялся за гантели.


Alfred Lichtenstein
перевод: Алексей Прокопьев

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 19:13
maggie
Музыкально-поэтическое посвящение Винсенту ван Гогу. Vincent Van Gogh - Starry Starry Night with Don Mclean

http://www.youtube.com/watch?v=DD1ih3Q9 ... re=related

Starry, starry night.
Paint your palette blue and grey,
Look out on a summer's day,
With eyes that know the darkness in my soul.
Shadows on the hills,
Sketch the trees and the daffodils,
Catch the breeze and the winter chills,
In colors on the snowy linen land.

Now I understand what you tried to say to me,
How you suffered for your sanity,
How you tried to set them free.
They would not listen, they did not know how.
Perhaps they'll listen now.

Starry, starry night.
Flaming flowers that brightly blaze,
Swirling clouds in violet haze,
Reflect in Vincent's eyes of china blue.
Colors changing hue, morning field of amber grain,
Weathered faces lined in pain,
Are soothed beneath the artist's loving hand.

Now I understand what you tried to say to me,
How you suffered for your sanity,
How you tried to set them free.
They would not listen, they did not know how.
Perhaps they'll listen now.

For they could not love you,
But still your love was true.
And when no hope was left in sight
On that starry, starry night,
You took your life, as lovers often do.
But I could have told you, Vincent,
This world was never meant for one
As beautiful as you.

Starry, starry night.
Portraits hung in empty halls,
Frameless head on nameless walls,
With eyes that watch the world and can't forget.
Like the strangers that you've met,
The ragged men in the ragged clothes,
The silver thorn of bloody rose,
Lie crushed and broken on the virgin snow.

Now I think I know what you tried to say to me,
How you suffered for your sanity,
How you tried to set them free.
They would not listen, they're not listening still.
Perhaps they never will...


P.S. Second to none!... думаю, трудно найти другое такое пронзительное и откровенное посвящение гениальному художнику, Мастеру... другое такое нежное и проникновенное признание ему в любви...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 20:02
Князь Мышкин
maggie писал(а):... думаю, трудно найти другое такое пронзительное и откровенное посвящение гениальному художнику, Мастеру... другое такое нежное и проникновенное признание ему в любви...

Да, это верно! Спасибо, maggie!
Слушал, смотрел, наслаждался.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 19 окт 2012, 20:29
maggie
НА ВЫСТАВКЕ МАТИССА

Как на выставке Матисса,
Я когда-нибудь умру.
Кто-то сердце крепко стиснет,
Окунет в огонь, в жару.
Поразит меня, как лазер,
Обжигающ и колюч,
Оборвет на полуфразе
Невидимка — смертный луч.
Я присяду у порога,
Острый отразив удар,
Понемногу, понемногу
Отобьюсь от смертных чар.
И, уняв сердцебиенье,
Обманув судьбу мою,
Одолев оцепененье,
Продолжать свой путь встаю.


Варлам Шаламов

Изображение

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2013, 02:53
maggie
Наткнулась в сети на стихотворение незнакомого мне автора, в котором упоминается картина позднего Вермеера. На картине - снег. Где автор такую его картину видел? Я не могу найти. Кто-нибудь знает?

Вечер, печальный, как снег на картине
(поздний Вермеер без подписи, дата
старческим почерком). Посередине
комнаты лампа. В конце снегопада
слышно, как тикают часики.
С полки таращатся классики.

Что нам добавить к этой картине:
жаркое пламя в голландском камине?
пару борзых на медвежьей подстилке?
букли? фестоны? пачули? пастилки?

карту страны на штативе?
клетчатый пол в перспективе?

Врешь, Пал Иваныч, в старинном камине
нет ничего, кроме угля и сажи.
Если быть честным, камина в помине
нет в упомянутом выше пейзаже:

так, что-то вроде квартирки
площадью в две носопырки.

Пьяный хозяин сидит над бумагой,
слушает Наймана, капает влагой
на незаполненный лист.
Вид у него неказист.

И ничего из того, что мы с вами
(кроме Вермеера) нарисовали,
кажется, нету вокруг.
Снег по карнизу тук-тук.

Так что представим себе мизансцену:
окна выходят по-прежнему в стену.
Найман пиликает. Хочется выть.
Уголь. Без подписи. Скобку закрыть.


Г.Шульпяков
__________________________________
Хорошо хоть, что про Наймана не выдумал. :)

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 03:21
maggie
Что-то современные поэты за Вермеера конкретно взялись. Второй Вермеер за 2 дня уже. Но этого-то я хотя бы узнаЮ... :)

Вермеер

На руках у дамы умер веер.
У кавалера умолкла лютня.
Тут и подкрался к ним Вермеер,
Тихая сапа, старая плутня.
Свет, но как будто не из окошка.
Европа на карте перемешалась.
Семнадцатый век, но вот эта кошка
Утром в отеле моем ошивалась.

Как удлинился мой мир, Вермеер,
Я в Оостенде жраал уустриц,
Видел прелестниц твоих, вернее,
Чтения писем твоих искусниц.
Что там, в письме? Не мементо ли мори?
Все там будем, но серым светом
С карты Европы бормочет море:
Будем не все там. Будем не все там.

В зале твоем я застрял, Вермеер,
Как бы баркас, проходящий шлюзы.
Мастер спокойный, упрятавший время
В имя свое, словно в складки блузы.
Утро. Обратный билет уже куплен.
Но поезд не скоро, в 16:40.
Хлеб надломлен. Бокал пригублен.
Нож протиснут меж нежных створок.


Л.Лосев

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 13:42
adada
В честь Тумаса Транстрёмера, поэта и человека:
ВЕРМЕЕР

Крыши у мира нет. Есть – стена, сделай шаг –
и начинается шум, таверна...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 20:17
maggie
golf и adada, спасибо вам за ещё одного Вермеера. Непревзойдённого!... :)

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 20:26
adada
maggie писал(а):...спасибо вам за ещё одного...


Я, кстати, ситуативно заинтересовался Вермеером, скачал вначале наиболее полный (как уверяет составитель торрента) пакет с его картинами. А заодно еще и пару документалок о нем, и художественную ленту с интригующим названием "Все работы Вермеера в Нью-Йорке". Оказывается, он был не только большой мастер, но и изобретательный конструктор, если можно так выразиться!

Но о той картине или рисунке, который якобы существует и который Вы планируете разыскать -- ничего.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2013, 20:57
Тигра
Вермеера вообще очень мало, так что нетрудно просмотреть все его работы. Мне кажется, что в стихотворении не конкретная картина имеется в виду, а нечто собирательное. Скорее общее впечатление автора о Вермеере.

Список известных работ в Вики: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_pa ... es_Vermeer

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 03:03
irida
Не совсем в тему, но всё же.. )

Рождение футуризма

Александр Черный

Художник в парусиновых штанах,
Однажды сев случайно на палитру,
Вскочил и заметался впопыхах:
«Где скипидар?! Давай — скорее вытру!»
Но, рассмотревши радужный каскад,
Он в трансе творческой интуитивной дрожи
Из парусины вырезал квадрат
И... учредил салон «Ослиной кожи».

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 10:18
Тигра
О! Дали титул "Александр"?

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 10:22
Тигра
Изображение

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 10:38
adada
Истории, подобные разрисованной в "Lúdas Matyi" ("Гусиный Мати"), постоянно происходят в наших головах. Окружающие нас реалистические картинки мы преобразовываем в прихотливо, по собственной прихоти стилизованные внутренние образы. Зачастую очень стилизованные.
Преодолеть субъективистский произвол удается только немногим. Они долго этому учатся, проходят различные стадии аттестации (защиты диссертаций, рейтингование и т.п.)

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 10:41
Тигра
Художник из карикатуры всего-то только удалил то, что 16+. По тем временам.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 11:00
adada
Шутка "гусиного" художника понятна. Но мы не обязательно должны улыбаться именно ей. Меня, например, смешит абстракционизм, окарикатуривающий реальность, мой собственный и тех людей, с которыми случалось общаться. Почти все подгоняют транслируемую из окружающего мира картинку в какую-то свою собственную.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 11:33
Тигра
adada писал(а):Меня, например, смешит абстракционизм

А мы заметили, ага!

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 12:35
adada
Наша смешливость не уникальна. Она сродни той смешливости, какую люди обычно проявляют, когда смотрят свысока на поведение своих меньших братьев-животных.
Аналогия здесь простая. Знаменитые художники-реалисты -- это наши старшие братья, опытные и мудрые. Художники-абстракционисты по сравнению с ними -- карапузы, забавляющиеся в нефигуративных песочницах и пересаживающиеся штанишками с палитр на полотна. На наше толерантное внимание, уважение, иногда даже и на любовь имеют право все, "покорны все возрасты". Что не отменяет их естественного ранжирования.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 12:37
Тигра
смешливость не уникальна.
естественного ранжирования


Ни в коем случае не уникальна.
И всё же естественна не для всех. Не глобальна, слава богу.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 12:46
adada
Тигра писал(а):
смешливость не уникальна.
естественного ранжирования


Ни в коем случае не уникальна.
И всё же естественна не для всех. Не глобальна, слава богу.


Вы добивались от меня прояснения в ситуации с "титульной нацией". Теперь, если позволите, я буду ответно настойчив и в вопросе с ранжированием. Так вы поддерживаете идею образного определения реалистов в "старшие", а нефигуратистов -- в "младшие"? Или нет?

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 12:50
Тигра
Нет, adada, я безнадёжно больна.
Я совершенно не вижу причин для себя так относиться к этим художникам. Да я и сама такая.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 12:56
adada
Уклоняетесь. :)
Имеются в виду не наши личные частные отношения, а общественное положение художников. У старших мы учимся, младших мы поучаем. Различным вермеерам мы, фигурально выражаясь, заглядываем в рот. А мондрианами любуемся и развлекаемся, но записываться к ним в ученики (по жизни, не по технике), как правило, не стремимся.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:00
Тигра
Кто "мы", adada?
Я в это "мы" точно не включена.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:20
adada
Намедни снова вспоминали Канта, его звездное небо...

Так вот, большинство людей ничего не понимают в астрономии и смотрят на ночное безоблачное небо, как на абстракцию. Красиво, завораживает, укладывает на спины.
Но постепенно зрители приходят к необходимости увидеть в беспорядочных скоплениях звезд какие-то более определенные и внятные картинки. Так возникают представления о созвездиях, после чего эти представления становятся для многих путеводными.
Упорядоченность не отменяет чисто эстетической потребности в бездумном и безмысленном любовании небом. Но статусно она большинством из нас признается выше абстрактного лицезрения. Разве нет?

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:21
Тигра
Пока я способна наслаждаться чистыми абстракциями той же, например, музыки, я не вижу даже чисто теоретически причин, почему я не могу наслаждаться абстракциями визуальными.

В общем, этих идей про статус просто ни на йоту не разделяю.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:28
adada
Музыка -- ultima ratio королев!
Но даже и в музыке есть предметные направления, маршевые, танцевальные. А есть и фиоритуры, мантры Штокхаузена, скачал я когда-то себе и такие. Но давайте все-таки пока оставаться ближе к телу, к телесности живописи и скульптуры...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:32
Тигра
adada писал(а):даже и в музыке есть предметные направления

И что? Они по статусу выше?

Бесполезно это, adada. Я-то вас понимаю, потому что когда-то думала примерно так же, как вы сейчас. Но вы меня явно пока не понимаете. Это нормально. Хотелось бы только, чтобы вы не примкнули к Минке и прочим, кто уверен в том, что люди просто не могут любить абстракцию и беспредметность. Могут только или бесстыже врать, что любят, или бояться признаться в этом. Т. е. либо шарлатан, либо трусоватый приспособленец — третьего не дано.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:43
adada
Что вы, я сам всегда балдею, когда на форуме предлагают какие-то интересные образчики беспредметности!
Но когда пытаюсь представить их в роли скреп или компонентов национальных идей -- оформить туманные представления в нечто реальное затрудняюсь.
Допускаю, что абстрактное искусство может выдвинуть своих старейшин и составить основу духовности африканцев, даже американцев. Но чтобы оно заняло аналогичные позиции у нас, в нашей климатической зоне -- тут есть очень большие сомнения. Но жить как-то надо, а ничего более умного и глубокого в голову не приходит, кроме как отвести этому виду искусств роль вспомогательную, подчиненную, младшую...

Аналогии с музыкой пока проводить не хотелось бы. Природа этого искусства особая, иррациональная. Я догадываюсь, что абстракционисты пытаются внедриться в культуру через этот образный и ментальный канал и что им в ряде случаев это удается. Но не как правило.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:47
Тигра
Пожалуйста, вы вольны отводить куда вам удобнее.
Хорошо, что вы, вроде, не собираетесь других заставлять отводить туда же.

Климат же как объяснение не катит. Скандинавия вон есть... Канада тож...

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:50
adada
"Климат" как метеорология -- это в кавычках. Вроде "титульной нации". :)
Без кавычек климат это данность, к которой приходится и следует применяться.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 13:59
Тигра
adada писал(а):Аналогии с музыкой пока проводить не хотелось бы. Природа этого искусства особая, иррациональная. Я догадываюсь, что абстракционисты пытаются внедриться в культуру через этот образный и ментальный канал и что им в ряде случаев это удается. Но не как правило.

Меня, конечно, не может не забавлять и эта подозрительность сама по себе, и подбор лексики для её выражения.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 14:14
adada
Культура -- она же не только мировой бывает и есть, но и локальной. Национальной, конфессиональной...
Где-то она обязывает снимать обувь при входе в храм, где-то принят иной порядок и так далее.
Я не очень разбираюсь в вопросах культуры и искусства, вынужден опираться на интуицию. И она мне подсказывает, что художник, производящий свои произведения из осколков битого кирпича, оригинально разбросанных на полу, в ближайшие годы не станет гуру или гурией в той местности, где мы, я и многие миллионы, культурно или не очень обитаем. И он еще долго будет пребывать в законном положении младшего, которому старшие будут указывать на его художественное поведение. И это и не хорошо, и не плохо, это просто данность.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 14:25
irida
Тигра писал(а):О! Дали титул "Александр"?

Ага! А я перед этим так много читала Андеря Белого, что даже не заметила. )
Мог бы тоже оказаться Андрюшей Белым.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 15:25
ne znatok
adada писал(а): Знаменитые художники-реалисты -- это наши старшие братья, опытные и мудрые. Художники-абстракционисты по сравнению с ними -- карапузы...
adada писал(а):Так вы поддерживаете идею образного определения реалистов в "старшие", а нефигуратистов -- в "младшие"? Или нет?
adada писал(а):Различным вермеерам мы, фигурально выражаясь, заглядываем в рот. А мондрианами любуемся и развлекаемся, но записываться к ним в ученики (по жизни, не по технике), как правило, не стремимся.

adada, вы заметили, что Ваше разделение на старших и младших совершенно четко повторяет хронологический принцип? Все три раза.

Вывод, таким образом, оказывается совершенно некорректным: художники-реалисты старше просто потому, что они действительно старше. И это обстоятельство не изменить.

Но вот если брать то, что написано, условно говоря, сегодня - я совершенно недвусмысленно предпочту вермеерам - мондрианов. Зачем мне нынешний Вермеер, когда существует тот, родившикся в 1632 году? Современный Вермеер это нонсенс.

Re: Живопись в поэзии

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2013, 15:44
ne znatok
adada писал(а):Допускаю, что абстрактное искусство может выдвинуть своих старейшин и составить основу духовности африканцев, даже американцев. Но чтобы оно заняло аналогичные позиции у нас, в нашей климатической зоне -- тут есть очень большие сомнения.
Тем не менее автор Черного квадрата почему-то родился не в Африке или Америке, а в Киеве. Не с Луны же он упал в нашу климатическую зону, наверное, было что-то такое в здешней почве. : )

А вот отсылка к событиям будущего, типа какая именно живопись сможет выдвинуть своих старейшин и составить основу духовности - такая отсылка представляется мне бесперспективной: да никакая не сможет. Прошло то время, когда живопись владела умами. Сейчас другие искусства претендуют на роль всяческих там основ, а живопись, хоть фигуративная, хоть абстрактная тут и близко не находится. Т.е. она находится так же близко, как и музыка упомянутого Вами Штокхаузена.