---------------
В 1927 году Светлов написал стихотворение о старушке, которая переходит Невский проспект. Он ее пожалел -
за одиночество; за оторванность от окружающей жизни; за то, что подвергает свою жизнь опасности; за бедность/скупость(не всегда понятно, что первично, что вторично); и, наконец, за просто без причин, как и всех на свете старушек.
Кстати, пожалев, он помог старушке морально (познакомился, побеседовал), материально (дал денег) и, очевидно, делом - за разговором перевел через дорогу. Как тимуровец. :)
М. Светлов
СТАРУШКА
Время нынче такое: человек не на месте,
И земля уж, как видно, не та под ногами.
Люди с богом когда-то работали вместе,
А потом отказались: мол, справимся сами.
Дорогая старушка! Побеседовать не с кем вам,
Как поэт, вы от массы прохожих оторваны...
Это очень опасно - в полдень по Невскому
Путешествие с правой на левую сторону...
В старости люди бывают скупее -
Вас трамвай бы за мелочь довез без труда,
Он везет на Васильевский за семь копеек,
А за десять копеек - черт знает куда!
Я стихи свои нынче переделывал заново,
Мне в редакции дали за них мелочишку.
Вот вам деньги. Возьмите, Марья Ивановна!
Семь копеек - проезд, про запасец - излишки...
Товарищ! Певец наступлений и пушек,
Ваятель красных человеческих статуй,
Простите меня, - я жалею старушек,
Но это - единственный мой недостаток.
1927
---------------------
Спустя полвека стихотворение про старушку написал Ю. Левитанский. Причину своей грусти он обЪяснить не сумел:
Ирина12 писал(а):Я вот подумала - а с чего это он, собственно, расплакаться готов?
Тигра писал(а): Нам невнятно, что именно его печалит. Предположения, конечно, можно строить — но в самом стихотворении оснований для этого мало.
ПОмог ли старушке, не сообщил, но зато озаботился философскими проблемами:
Ирина12 писал(а):...она переходит, а он смотрит, глубокомысленно так, и жалеет ее ("в скрещенье всех событий мировых").
В общем, обезличенная какая-то получилась старушка - в отличии от такой узнаваемой Мариванны.
Озябшему, как воробушек, лимону в ее авоське повезло куда больше, я считаю. :)
Ю. Левитанский
СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С АВОСЬКОЙ
А вот явленье грусти бесконечной,
хотя
на первый взгляд
и беспричинной.
На остановке где-нибудь конечной
старушка из автобуса выходит.
Ах, город,
эти новые дома,
керамика,
стекло,
и алюминий!
Какая пестрота и легкость линий
в меняющихся контурах его,
какая гамма цветосочетаний!
Здесь для примера я бы показал
Центральный, скажем, аэровокзал
или Дворец
для бракосочетаний,
куда подъехал свадебный кортеж
с девчонкою в одежде подвенечной...
Но вот картина грусти бесконечной,
когда старушка площадь переходит.
Ах, город,
все куда-то он спешит,
торопится на ярмарки,
на рынки,
на свадьбы,
на рожденья,
на поминки,
проглатывая прессу на ходу,
прижав к себе попутные покупки,
нет-нет еще косясь на мини-юбки,
как бы стыдясь,
что снова уличен
в приверженности к моде быстротечной...
Но вот картина грусти бесконечной,
и я едва не плачу в этот миг,
когда старушка площадь переходит,
в скрещенье всех событий мировых
шагает по дорожке пешеходной,
неся свою порожнюю авоську,
где, словно одинокий звук минорный
и словно бы воробушек озябший,
один лежит на донышке
лимон.
1980