Страница 2 из 10

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 14:51
behemothus
Князь Мышкин писал(а):
самый главный енот писал(а):А нету ли таких стихов, в которых осуждалась бы порочная страсть Петра Ильича?

-- Или воспевалась! :D Интересно, есть ли такие поэты, которые созвучны этой порочной страсти?


Угу. Поль Верлен и Артюр Рембо. :)
ЗЫ Ну Князь, вы и спросили. На любом тематическом сайте расскажут про грешки половины из тех, кто не объявил о них сам.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 15:07
Князь Мышкин
Чеширский Бегемот писал(а):...
Угу. Поль Верлен и Артюр Рембо. :)
ЗЫ Ну Князь, вы и спросили. На любом тематическом сайте расскажут про грешки половины из тех, кто не объявил о них сам.

Понял. Спасибо. А по стихам Рембо ни за что бы не догадался. Они все посвящены женщинам.
А на тематические сайты не тянет! :D

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 15:25
behemothus
Князь Мышкин писал(а):
Чеширский Бегемот писал(а):...
Угу. Поль Верлен и Артюр Рембо. :)

Понял. Спасибо. А по стихам Рембо ни за что бы не догадался.

Господь с вами. Это же известнейший пример. И оба находили источник творческих сил в этой своей связи.
Кошмарный разрыв со стрельбой (Верлен ранил Рембо) озаменовал точку максимального творческого взлёта обоих. Дальше у них всё пошло под откос, не только в поэзии. Оба кончили очень плохо.

Писать, даже иносказательно, о гомосексуальных связях тогда было не принято. Мопассан, кстати, тоже всегда писал о любви к женщине. А вдохновение черпал исключительно в "мужских" борделях.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 16:50
Е.О.
То, куда ушел разговор о поэтах и композитовах напоминает старый анекдот о поручике Ржевском:
"... кстати, о музыке, ..."

Возвращаюсь тем не менее к теме.
Бывали поэты и композиторы в одном лице.
Например, Грибоедов написал одно единственное поэтическое произведение и одно единственное м музыкальное. Оба остались в веках.
Пастернак в "Охранной грамоте" пишет, что он начинал как композитор.

Есть еще песни, в которых и слова и музыка сочинены одним и тем же автором. Правда, в большинстве таких случаев либо поэты не признают слова за поэзию, либо композиторы не считают это музыкой (а чаще -- ни те, ни другие). Возможно, исключениеми являются Битлз, Брассанс и Высоцкий.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 19:07
behemothus
Е.О. писал(а):Например, Грибоедов написал одно единственное поэтическое произведение и одно единственное м музыкальное. Оба остались в веках.

Не совсем так. Не буду говорить о музыке (хотя Вики говорит о двух вальсах), но поэтического и драматического - гораздо больше.
Другое дело, что либо уровень не тот, либо не закончено, либо просто до нас не дошло (многие полагают, что погибло вместе с автором в Персии или при аресте по делу декабристов). Текст комедии "Студент" сохранилася. как и огромное число черновых набросков.

Пастернак в "Охранной грамоте" пишет, что он начинал как композитор.

Это да. Я с того начал. Сохранилось несколько произведений.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 19:10
behemothus
Е.О. писал(а):То, куда ушел разговор о поэтах и композитовах напоминает старый анекдот о поручике Ржевском:
"... кстати, о музыке, ..."


Не помню, чтобы здесь этот вопрос поднимался с той же регулярностью, что и любимый Ржевским. :lol:

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 19:31
Князь Мышкин
zyablik писал(а):...Кстати, по поводу Сальери. Князь, музыканты, как мне кажется, все-таки справеливо оценивают. Мой сын (скрипач) говорит - прекрасная музыка и замечательный композитор. Совершенно несправедливо отправленный на задворки...

Я абсолютно согласен с Вашим сыном.
Но может дело не только в сплетнях. Моей маме, например, не нравится Сальери.
Она говорит, что его музыка чересчур академична и в ней мало жизни.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:21
Тигра
Про Петра

Опыт синтетической биографии

Люблю Чайковского Петра!
Он был заядлый композитор,
Великий звуков инквизитор,
Певец народного добра.

Он пол-России прошагал,
Был бурлаком и окулистом,
Дружил с Плехановым и Листом,
Ему позировал Шагал.

Он всей душой любил народ,
Презрев чины, ранжиры, ранги,
Он в сакли, чумы и яранги
Входил — простой, как кислород.

Входил, садился за рояль
И, нажимая на педали,
В такие уносился дали,
Какие нам постичь едва ль.

Но, точно зная, что почем,
Он не считал себя поэтом
И потому писал дуплетом
С Модестом, также Ильичом.

Когда ж пришла его пора,
Что в жизни происходит часто,
Осенним вечером ненастным
Недосчитались мы Петра.

Похоронили над Днепром
Его под звуки канонады,
И пионерские отряды
Давали клятву над Петром.

Прощай, Чайковский, наш отец!
Тебя вовек мы не забудем.
Спокойно спи
На радость людям,
Нелегкой музыки творец.


Иртеньев, 1986

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:23
Тигра
Читала у Грибоедова "Молодые супруги" .
Оказалось кстати, потому что на вступительном экзамене у меня спросили, что ещё я читала Грибоедова.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:24
Alli1
Е.О. писал(а):То, куда ушел разговор о поэтах и композитовах напоминает старый анекдот о поручике Ржевском:"... кстати, о музыке, ..."

Если я в тему, то, может, мой юношеский опус оживит разговор на тему музыки в стихах? Покритикуйте, пожалуйста, как можно жестче. Соглашусь, не споря.

Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким –
То журчит волною зыбкой, то - как колокольчик звонкий.
То косой, как в травах росных просвистит по струнам крайним,
То мольбой и просьбой слёзной сердце жалостное ранит.

Со стихающим стаккато табуном в поля ускачет,
То обманутой девчонкой в горестном зайдется плаче.
То задуматься заставит под глубокие регистры,
То в ребяческой забаве брызнет смехом серебристым.

А влюбившись ненароком, запоет в надежде ложной,
Иль вдовою одинокой застенает безнадежно.
То далеко, то вдруг рядом зверем раненым завоет,
То, играя тремоландо, смутным трепетом накроет.

А бывает, скрипка манит разом отмести заботы -
Хмелем напоит буянным, вдруг в аллегро бросив ноты!
И понять бывает мукой – враз порвать струну рискуя,
То ль смычок рисует звуки, то ли сам под них танцует.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:42
ne znatok
Тигра писал(а):Про Петра

Опыт синтетической биографии

Это, конечно, стеб, а вот в той первой "музыкальной" ветке я цитировала другое стихотворение Иртеньева, про Баха. И вот там, несмотря на присутствие доли стеба (куда Иртеньеву без него!), вдруг просматривается момент истины: И. пытается осознать и выразить свое конкретное впечатление от конкретного произведения, ограничивая себя совершенно повседневной прозаической лексикой... я люблю это стихотворение Иртеньева, никаких красивостей и никакой "музыкальности", но точность в передаче впечатления от конкретного произведения присутствует:

Прелюдией Баха хоральной
Наполнив квартиры объем,
Душой ощущаю моральный
Последнее время подъем.

Казалось всегда — на фига нам
Унылый напев немчуры,
А ныне, пленен Иоганном,
Иные постиг я миры.

За ангелов дивное пенье
У райских распахнутых врат,
За дивные неги мгновенья
Спасибо, далекий камрад.

Затянут рутины потоком,
Воюя за хлеба кусок,
Я редко пишу о высоком,
Хотя интеллект мой высок.

Но чувствую в области паха
Предательский я холодок,
Едва лишь прелюдии Баха
Заслышу протяжный гудок.


Скорее всего, это о той органной прелюдии, музыку которой использовал Тарковский в Солярисе, наложив на нее Брейгеля.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:50
Князь Мышкин
Alli1!
Перечитал Ваши стихи несколько раз! Я ведь просто умираю от наслаждения и страсти, слушая скрипку.

...То далеко, то вдруг рядом зверем раненым завоет,
То, играя тремоландо, смутным трепетом накроет.

...И понять бывает мукой – враз порвать струну рискуя,
То ль смычок рисует звуки, то ли сам под них танцует.


Мне вот эти строки очень понравились.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:51
Тигра
Толстой записал в дневнике:

Когда бывает, что думал и забыл, о чем думал, но помнишь и знаешь, какого характера были мысли: грустные, унылые, тяжелые, веселые, бодрые, помнишь даже ход: сначала шло грустно, а потом успокоилось и т. п., когда так вспоминаешь, то это совершенно то, что выражает музыка.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:51
ne znatok
У Мандельштама есть большое, вполне "программное" стихотворение о Бетховене. Я его последние дни постоянно перечитываю и никак не могу для себя решить - оно хорошо или плохо? Почему оно совершенно не запоминается, почему, несмотря на высокую поэтическую лексику, оставляет душу холодной? В общем, у меня невнятное двойственное впечатление.

ОДА БЕТХОВЕНУ

Бывает сердце так сурово,
Что и любя его не тронь!
И в темной комнате глухого
Бетховена горит огонь.
И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.

Когда земля гудит от грома
И речка бурная ревет,
Сильней грозы и бурелома,
Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зеленой шляпою в руке,
И ветер полы развевает
На неуклюжем сюртуке, —

С кем можно глубже и полнее
Всю чашу нежности испить?
Кто может, ярче пламенея,
Усилье воли освятить?
247

Кто по-крестьянски, сын фламандца,
Мир пригласил на ритурнель
И до тех пор не кончил танца,
Пока не вышел буйный хмель?

О, Дионис, как муж наивный
И благодарный, как дитя!
Ты перенес свой жребий дивный
То негодуя, то шутя!
С каким глухим негодованьем
Ты собирал с князей оброк
Или с рассеянным вниманьем
На фортепьянный шел урок!

Тебе монашеские кельи —
Всемирной радости приют,
Тебе в пророческом весельи
Огнепоклонники поют;
Огонь пылает в человеке,
Его унять никто не мог.
Тебя назвать боялись греки,
Но чтили, неизвестный бог!

О, величавой жертвы пламя!
Полнеба охватил костер —
И царской скинии над нами
Разодран шелковый шатер.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего, —
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!


Декабрь 1914

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:55
ne znatok
Тигра писал(а):Толстой записал в дневнике...

Мало кто из поэтов так понимал музыку, как "непоэт" Толстой, конечно. "Kрейцерова соната" тому подтверждение. Да, вот там это вам не унылый мандельштамовский Бетховен.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:57
Князь Мышкин
ne znatok писал(а):У Мандельштама есть большое, вполне "программное" стихотворение о Бетховене...

Вот именно, оно программное и очень длинное.
Может Мандельштам не очень Бетховена любил и ему только казалось, что он любит. Ведь так бывает?

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 21:59
ne znatok
Князь Мышкин писал(а):Может Мандельштам не очень Бетховена любил и ему только казалось, что он любит. Ведь так бывает?

Я подозреваю, что, возможно, Вы и правы. Но зачем тогда написал? Кто его неволил?

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 22:07
Князь Мышкин
ne znatok писал(а):Я подозреваю, что, возможно, Вы и правы. Но зачем тогда написал? Кто его неволил?

Так любовь эта, кажущаяся ему, его и неволила! :)

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 22:15
ne znatok
Alli1 писал(а):Со стихающим стаккато жеребцом в поля ускачет...
Жеребцом в данном контексте я бы заменила хотя бы на жеребенка.

Alli1 писал(а):То задуматься заставит под глубокие регистры...
Это совершенно в стиле популярной лекции о музыке: "эта музыка заставляет нас задуматься".

Alli1 писал(а):Раскрывает душу скрипка перед слушателем тонким...
Тонкий слушатель... это оттуда же, из лекции для школьников старших классов.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 22:20
ne znatok
вдогон

Alli1 писал(а):Если я в тему, то, может, мой юношеский опус оживит разговор на тему музыки в стихах? Покритикуйте, пожалуйста, как можно жестче. Соглашусь, не споря.

можно не соглашаться и не спорить.

Ну, коли просили критиковать...

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 22:51
Марго
Alli1 писал(а):То далеко, то вдруг рядом зверем раненым завоет,

То как зверь она завоет? Что-то это мне напоминает. Очень сильно.

Alli1 писал(а):То, играя тремоландо, смутным трепетом накроет.

Накрыть смутным трепетом -- для меня это даже в поэзии неперевариваемо.

PS. Это я только из цитированного Князем вычитала. Целиком не прочла, извините.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 23:38
ne znatok
Князь Мышкин писал(а):
ne znatok писал(а):У Мандельштама есть большое, вполне "программное" стихотворение о Бетховене...

Вот именно, оно программное и очень длинное.
Может Мандельштам не очень Бетховена любил и ему только казалось, что он любит. Ведь так бывает?

Перечитала в десятый раз. Вот этот отрывок, в принципе, довольно выразительный.. это, кстати, описание известной (в музыкальных, ессно, кругах) картины на старинной открытке, изображающей молодого Бетховена:

Когда земля гудит от грома
И речка бурная ревет,
Сильней грозы и бурелома,
Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зеленой шляпою в руке,
И ветер полы развевает
На неуклюжем сюртуке...


Изображение

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 26 май 2011, 23:45
ne znatok
Словечко дивный здесь очень выразительно. Зачот Мандельштаму.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 00:51
Amadeo

И вот они сидят: Николай Римский-Корсаков в креслах сидит, закинув ногу за ногу, с цилиндром на отлете. А напротив него - Модест Мусоргский, весь томный, весь небритый, - пригнувшись на лавочке, потеет и пишет ноты. Модест на лавочке похмелиться хочет: что ему ноты! А Николай Римский-Корсаков с цилиндром на отлете похмелиться не дает...
Но уж как только затворится дверь за Римским-Корсаковым - бросает Модест свою бессмертную оперу "Хованщина" - и бух в канаву. А потом встанет и опять похмелится, и опять бух!.. А между прочим, социал-демократы...


Навеяло. Тимур Шаов.

И на солнце бывают пятна

Я читаю про великих людей —
Кто был циник, кто тиран, кто злодей.
И обидно слышать мне от родни,
Что не великий я, как те вон, как они,
Что мусор я не выношу,
Свет в туалете не гашу,
Чревоугодием грешу —
Так это ж разве грех? Эх!
Вот взять великих — кто блудил,
Кто квасил, кто жену лупил.
А я что? Свет не погасил?
Смешно. Курям на смех.
Вот смотри:
Сам Гендель был обжорой,
Гюго грешил инцестом,
А Фёдор наш Михалыч
В рулетку баловал.
И даже умный Ницше
Свихнулся, как известно.
Чайковский... Ну, это ладно…
А Мусоргский бухал!

И с обидой говорю я родне:
Ох, напрасно вы пеняете мне!
Не скандалю и почти что не пью
И цикуты вам в кефир не налью!
Ну да — носки я разбросал,
Батон цинично обкусал,
Пальто намедни заблевал,
Хорошее пальто…
Что взять с меня? Ну кто есть я?
Пылинка в складках бытия!
Что я? — Великие мужья
Творили чёрт-те что!
Вот смотри:
Руссо был мизантропом,
Есенин — хулиганом,
Лорд Байрон — тот был бабник,
Он это дело знал,
А впрочем, как и Клинтон,
И Бунин с Мопассаном…
Вот Элтон Джон... Ну, это ладно…
А Мусоргский бухал!

Стать великим, что ль? Ну просит родня!
Ох, тогда все запоют у меня!
Буду пить, курить и баб приводить
И в туалете свет не буду гасить!
А что носки, скажу, опять разбросал,
Так я ж великий — я поэму писал!
Да… У великих, вишь, такая фигня —
Им всё можно, им прощает родня!
Вот смотри:
Петрарка был занудой,
А Сартр коммунистом,
А Пресли был сексотом —
Он на Битлов стучал.
Мазох был мазохистом,
Маркиз де Сад — садистом.
И все они бухали!
И Мусоргский бухал!
Эйнштейн мучил скрипку,
Бетховен мучил близких,
Тургенев был жестокий —
Он в зайчиков стрелял!
Но… родне моей не легче
От этих истин низких.
Они говорят: «Всё это сплетни!»
Да — но Мусоргский бухал!

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 01:36
zyablik
Мне очень понравились стихи Галича. Спасибо, раньше не читала.

Князь, это Вам как любителю скрипичной музыки. Три моих любимых стихотворения о скрипачах и о музыке.

Волшебная скрипка

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Гумилев



Концерт Сарасате

Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьет.
Но когда он играет "Концерт Сарасате",
Ваше сердце, как птица, летит и поет.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать зеро...
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюбленный Пьеро!

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambre.
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась в Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, -
Он играет для Вас свой "Концерт Сарасате",
От которого кровью зальется душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете все за "Концерт Сарасате",
Исступленно, безумно и больно любя!..
Вертинский



Музыкант играл на скрипке

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
Окуджава

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 02:14
irida
Испанская баллада

© Сергей Козлов

Кот испанский
дон Мурлыка
С котофеем
дон Мяукой,
Оба в шарфиках,
В цилиндрах По Испании идут
Из Севильи
в Сарагоссу.

У котов с собой музыка —
Бубен,
Нежная гитара,
Пара старых кастаньет.

Улыбаясь,
дон Мурлыка
Дон Мяуке,
так, от скуки,
Между прочим,
вдруг сказал:
— Дон Мяука,
Дон Мяука,
Мне сдается,
нету слуха,
Дон Мяука,
У тебя!

— Как?! —
Воскликнул дон Мяука. —
Как сказал ты?
Нету слуха?!
Улыбаясь,
дон Мяука
Дон Мурлыке возразил:
Поздно ночью
В Сарагоссе
Хвост Мурлыке откусил.

Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Поклонялся всей душой
Дон Мурлыка
Дон музыке,
Дон музыке золотой!..

И теперь
В Кадиксе синем,
В Барселоне величавой,
В Андалузии любимой
Под огромною луной...

Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Жалко бедного кота!...

Пляшет огненную хоту
Дон Мурлыка
Без хвоста.

Плачьте, плачьте, кастаньеты!

Дон Мяука,
Дон Мяука
По-злодейски поступил,
Потому что дон Мяуке
Слон на ухо наступил.

***
Дон Мяука
Был прохвост.
Поздно ночью
В Сарагоссе
Откусил
Мурлыке
Хвост.

Повторяю:
Был прохвостом,
Рыжий весь,
огромный ростом,
Дон Мяука.
В бубен бил.
В бубен эта бездарь била,
В Сарагоссе откусила —
Перламутровый,
легчайший...

Дон Мурлыке — музыканту...
Словно дым родной,
сладчайший...

Дон Мурлыке — музыканту...

Хвост
Мурлыке
откусил.

Плачьте, плачьте, кастаньеты!
Этот вымысел не прост:

Если любишь ты искусство,
Если предан ты искусству,
Солнцеликому искусству —
Береги,
Мурлыка,
хвост!
:D :D

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 03:07
Иннокентий Бистандер
ne znatok писал(а):У Мандельштама есть большое, вполне "программное" стихотворение о Бетховене. [...] В общем, у меня невнятное двойственное впечатление.


С Моцартом похожая история. Про него пишет всякий, но Моцарт, увы, у всех получается одинаковый, кузнечик эдакий. Водку пьянствует и на старенькой скрипке играет. Пушкин (при участии легенды), увы, создал слишком запечталевающийся штамп, практически поп-символ. Не такой сладенький, как одноименный ликер, но упаковка красивая и стандартная.

Собственно, Бетховен - тоже поп-символ. Roll Over Beethoven, фильмы про собачку... Картинка, стихотворение Мандельштама по мотивам картинки...

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 07:54
Alli1
Князь Мышкин писал(а):Alli1!
Перечитал Ваши стихи несколько раз! Я ведь просто умираю от наслаждения и страсти, слушая скрипку.
...То далеко, то вдруг рядом зверем раненым завоет,
То, играя тремоландо, смутным трепетом накроет.

...И понять бывает мукой – враз порвать струну рискуя,
То ль смычок рисует звуки, то ли сам под них танцует.

Мне вот эти строки очень понравились.

Спасибо, Князь Мышкин. :) Мне приятно, если даже одной строчкой кому-то доставлю удовольствие.
А я иногда думаю, что оставлю из всего только последнюю строфу, но потом почитаю-почитаю - и жалко становится. Моя подружка ходила в музыкальную школу, и я всегда слышала, как ее истязала мама воплями, насильно заставляя играть. До сих пор в ушах стоит: "Душу вкладывай, душу! Где твоя душа?! Тупая бестолочь!" и т. п. А я очень хотела быть на ее, этой "бестолочи", месте. Потом рассказ написала про это. А стишок детский еще. Сейчас бы написала иначе. Но я его "подлизала" немного и - пусть будет.
Марго писал(а):То как зверь она завоет? Что-то это мне напоминает. Очень сильно.

Зверь воет, дождь идет, женщина любит, солнце светит, малыш смеется - все так знакомо... :)
Единственно, разница в ассоциациях: Зверь воет - волк, гиена, собака - воют от инстинктивного позыва. Раненый зверь воет - тигр, лев, медведь (тут их много можно вписать) - не просто воют, а выдают этим воем столько энергии, что не всякий выдержит. Поменять зверя на тигра, например, не составит труда, то так уж это надо ли?
Марго писал(а):Накрыть смутным трепетом -- для меня это даже в поэзии неперевариваемо.

А смутное волнение перевариваемо? Трепет - синоним волнения, как мне думается... (в словаре синонимов смутный трепет очень даже есть: существует http://www.onlinedics.ru/slovar/epitet/t/trepet.html ) Но больше не хочется уже про мое стихотворение. Я его собственно, не для критики выложила (слова про критику написала зря - это было под впечатлением Вашей же реплики, что я де не приемлю критику), а среагировала на слова ne znatok:
ne znatok писал(а):...Не знаю, будут ли отклики, поскольку обсудили подробно три года назад; но ведь на форуме есть новые люди, a может, у кого-то мысли есть новые по старому поводу... Поглядим, в общем, а безответную ветку можно будет и стереть, это у меня запросто.
...Когда-то на Грамоте возникла спонтанная подветка об описаниях музыки в стихах.
...Не помню подорбностей, но помню свое отрицательное мнение по этому поводу.

Жаль, если бы ветка осталась безответной. Правда, были ответы, но какие-то вялые. Хотелось оживить.
ne znatok писал(а):Жеребцом в данном контексте я бы заменила хотя бы на жеребенка.

Вы правы, жеребец не у всех воспринимается, как молодое, красивое и сильное животное.:) Заменю на табуном.

Спасибо всем. Было очень интересно. И до новых встреч. :)

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 09:30
Марго
(Amadeo + Шаов), браво! Никогда этого не слышала. :))

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 13:17
Князь Мышкин
ne znatok писал(а):Словечко дивный здесь очень выразительно. Зачот Мандельштаму.

Вот только этого отрывка было бы и достаточно! Получается уже совсем по-другому. :)

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 13:37
самый главный енот
Стихи Тимура Шаова в виде письменного текста плохо воспринимаются, это же всё-таки песня. Я недавно слышал по-радио в авторском исполнении, мне понравилось.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 14:40
Князь Мышкин
zyablik писал(а):Князь, это Вам как любителю скрипичной музыки. Три моих любимых стихотворения о скрипачах и о музыке.


Спасибо огромное.

Стихи Гумилёва впервые прочёл. Финал понравился.

...Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!


А Вертинского и Окуджаву всегда с трепетом слушаю.

Особенно вот эти строчки отражают и моё состояние:

...Он играет для Вас свой "Концерт Сарасате",
От которого кровью зальется душа!


И эти:

...Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 16:16
Хелена
самый главный енот писал(а):Стихи Тимура Шаова в виде письменного текста плохо воспринимаются,

Вероятно, это так, потому что я несколько раз отрывки из приведенной песни здесь цитировала, по поводу.

С именем автора и ссылкой на источник.

Так что действительно лучше слушать:
http://www.youtube.com/watch?v=D05WTKM-Zcs

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 16:35
самый главный енот
Князь Мышкин писал(а):Но может дело не только в сплетнях. Моей маме, например, не нравится Сальери.
Она говорит, что его музыка чересчур академична и в ней мало жизни.
А у меня совсем другое восприятие. Мне кажется, что наоборот, у Моцарта музыка более академична, чем у Сальери. Всё-таки Моцарт — это торжество классицизма, а у Сальери ещё явно чувствуются интонации уходящей эпохи барокко. А барочная музыка мне кажется более живой , чем классицизм, в барокко, по-моему, сохраняются какие-то реликты средневековой непосредственности (на мой, непросвещённый взгляд). А вот в архитектуре я предпочитаю более классицизм, чем барокко, поскольку, как мне думается, на городских зданиях неуместны излишние украшательства.
PS А Сальери конечно несправедливо задвинули, до того как Моцарт раскрутился, Сальери считался наикрутейшим композитором Европы (а значит и всей ойкумены)

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 19:28
Князь Мышкин
самый главный енот писал(а):...А Сальери конечно несправедливо задвинули

А может, ещё не нашлись те исполнители, которые смогли бы раскрыть настоящего Сальери, донести его до слушателя?

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 20:50
ne znatok
Эх, Князь, Князь, что ж Вы свою маму-то совсем не слушаете?!

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 21:39
Тигра
самый главный енот писал(а):А вот в архитектуре я предпочитаю более классицизм, чем барокко, поскольку, как мне думается, на городских зданиях неуместны излишние украшательства.


Проведите неделю в Риме — и у вас может сильно измениться мнение.
Ну и, конечно, смотря что называть излишним.

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 21:57
ThisOne
ЛИСТУ

Когда в груди твоей — созвучий
Забьёт таинственный родник
И на чело твоё из тучи
Снисходит огненный язык;

Когда, исполнясь вдохновенья,
Поэт и выспренний посол!
Теснишь души своей виденья
Ты в гармонический глагол —

Молниеносными перстами
Ты отверзаешь новый мир
И громозвучными волнами
Кипит, как море, твой клавир;

И в этих звуках скоротечных,
На землю брошенных тобой,
Души бессмертной, таинств вечных
Есть отголосок неземной.


П. Вяземский

"7 апреля 1842 г. Вяземский писал А. И. Тургеневу о посещении им концерта Ф. Листа, гастролировавшего весною 1842 г. в России (ПД, арх. бр. Тургеневых)."

Изображение

Стихотворение скопировано мной с сайта:
http://moral-educ.narod.ru/Books/Book2/ ... poem3.html

Одно из заданий на сайте предлагает учащимся после прослушивания музыки Листа следующее:

- Нарисуйте громкозвучные волны музыки Листа, в которых купается душа человека.

Интересно, как дети изобразили "громозвучные волны" и купающуюся в них душу человека. :)

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 22:16
ne znatok
по поводу трех стихотворений, процитированных zyablik

Мне очень понравились первые два. (Окуджава совершенно нe смотрится в соседстве с Гумилевым и Вертинским, ну просто вообще... ноль эмоций у меня вызывает, я этот стих/песню очень давно знаю). И именно тем, что описывается не музыка, а музыкант и его инструмент, что совершенно меняет дело.

Стихотворение Гумилева удивительное. B некотором смысле можно сказать, что основная эмоция близка к кoшачьей голове во рту, т.е. это страшная картина. Но она не вызывает у меня отторжения, как мандельштамовская. Хорошо, что не называются никакие конкретные имена (композиторов), нет этой раздражающей привязки к конкретной музыке, никаких чалых и серьезных.

Вертинского я читала раньше. ПОнять, в чем притягательность этого стиха, я не в силах. Но сопротивляться ей невозможно! Это просто магия.

zyablik, спасибо!

Re: Поэты о композиторах

СообщениеДобавлено: 27 май 2011, 22:21
Князь Мышкин
ne znatok писал(а):Эх, Князь, Князь, что ж Вы свою маму-то совсем не слушаете?!

А мы с мамой либеральных взглядов придерживаемся! :D