Поэты о композиторах

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Тигра » 07 июл 2017, 08:55

Тигра писал(а):Джаз у раннего Бродского. Всё стихотворение слишком длинное, помещу тут первую примерно треть:

От окраины к центру

Вот я вновь посетил
эту местность любви, полуостров заводов,
парадиз мастерских и аркадию фабрик,
рай речных пароходов,
я опять прошептал:
вот я снова в младенческих ларах.
Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок.

Предо мною река
распласталась под каменно-угольным дымом,
за спиною трамвай
прогремел на мосту невредимом,
и кирпичных оград
просветлела внезапно угрюмость.
Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.

Джаз предместий приветствует нас,
слышишь трубы предместий,
золотой диксиленд
в черных кепках прекрасный, прелестный,
не душа и не плоть --
чья-то тень над родным патефоном,
словно платье твое вдруг подброшено вверх саксофоном.

В ярко-красном кашне
и в плаще в подворотнях, в парадных
ты стоишь на виду
на мосту возле лет безвозвратных,
прижимая к лицу недопитый стакан лимонада,
и ревет позади дорогая труба комбината.

Добрый день. Ну и встреча у нас.
До чего ты бесплотна:
рядом новый закат
гонит вдаль огневые полотна.
До чего ты бедна. Столько лет,
а промчались напрасно.
Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

(...)
(1962)


Целиком тут: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7412

По-моему, потрясающее. Автору 22 года.
Это стихотворение конгениально читает Юрский.

Перечитала ту свою давнюю реплику.
Беру почти всё назад.

Стихотворение гораздо сильнее, чем я понимала тогда.
А Юрский читает... Плоховато читает. Ко всему прочему, местами путает слова. И выпустил пять или шесть строф.

Я теперь читаю его лучше, чем Юрский. И не потому что громче.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50376
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 27 авг 2017, 23:11

    МУЗЫКА В ПАВЛОВСКЕ
    (девятисотые годы)

    Оранжерейная ли роза
    В окне кареты и лакей,
    Или одышка паровоза
    Над влажным гравием аллей,

    Густое, свежее пыланье
    Дубов и окон на закат,
    Или игла воспоминанья,
    Пруды и стылый листопад?

    Не знаю... Шипром и сиренью
    По сердцу холод пробежал,
    И я вхожу воскресшей тенью
    В старинный Павловский вокзал.

    Вновь гимназист, смущен и кроток,
    Иду смущенно по рядам
    Средь генеральш, актрис, кокоток
    И институтских классных дам.

    У входа фраки и мундиры,
    Билеты рвут кондуктора,
    Волочат саблю кирасиры,
    Вербеной веют веера.

    Духов доносится дыханье,
    Летит позвякиванье шпор,
    И музыка по расписанью
    Ведет негромкий разговор.

    Как передышка от парадов,
    Как заглушенный вальсом страх,
    Тупое скрещиванье взглядов
    И рядом с Бахом — Оффенбах.

    Лицеем занят левый сектор,
    Правей гусары, «свет», а там
    Средь бальных платьев мой директор,
    Меланхоличен, сух и прям.

    Он на поклон роняет веки
    И, на шнурке качнув лорнет,
    Следит за облаком на треке
    Под романтический септет.

    Аплодисменты. Разговора
    Неспешный гул. Сдвиганье мест.
    И вновь три такта дирижера,
    Насторожившийся оркестр.

    Все ждут. Запела окарина,
    Гудят смычки. Удар упал,
    И в медном грохоте лавина
    Со сводов рушится на зал.

    В дожде, в сверкающей лазури,
    В мельканье дьявольском локтей,
    В прорывах грома, в свисте бури
    Весь блеск, весь ужас этих дней!

    О флейты Шуберта! С откоса
    Сквозь трубы и виолончель
    Летите в мельничьи колеса,
    Где лунно плещется форель,

    Взрывайте, веселы и живы,
    Мир зла, обмана и измен,
    Стучите, как речитативы
    Под кастаньетами Кармен!

    В надрывном голосе фагота
    И в струнном бешенстве смычков
    Предчувствие водоворота,
    Размыва, оползня веков.

    И нет плотины, нет спасенья
    От музыки. Останови,
    Когда ты можешь, наводненье
    И грохот гибели в крови!

    Уже летают паутинки,
    И осень века вплетена
    В мигрень Шопена, голос Глинки,
    В татарщину Бородина.

    Уже летит по ветру роза,
    И ниже клонятся весы,
    А дымный отклик паровоза
    Вступает в Баховы басы.

Всеволод Рождественский
1929
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 27 авг 2017, 23:32

Вот интересно - для всех он нашел что-то характерное, какое-то определение, сравнение, метафору - для Шуберта, Бизе, Шопена, Бородина, Баха... и только бедный Глинка стоит понуро со своим "голосом". )
=================================================
На одном сайте нашла примечания к тексту:

...В стихотворении описываются музыкальные концерты, устраиваемые, начиная с 1830-х годов, в специально построенном павильоне Павловского парка -- Павловском вокзале (ныне не сохранившемся).

Кирасиры -- род войск тяжёлой кавалерии.
Мой директор -- И. Ф. Анненский.
Трек -- площадка и дорожки для спортивных игр, рядом с ж.-д. станцией Павловск-2 и зданием музыкального павильона.
Септет -- музыкальное произведение для семи исполнителей.
Окарина -- флейта.
Мельничьи колёса, форель -- намёк на вокальный цикл Ф. Шуберта (1797-1828) "Прекрасная мельничиха" (1823).
Татарщина Бородина -- имеется в виду опера "Князь Игорь".

Насколько я помню, форель в Прекрасной мельничихе не упоминается. Зато есть отдельная песня Форель и квинтет с
таким же названием. Рождественский логично и уместно сплел одно с другим -

    Летите в мельничьи колеса,
    Где лунно плещется форель -

а в примечаниях просто ошибка.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Хелена » 28 авг 2017, 06:42

Про голос - может, что-то в таком смысле:

Вокальная мелодия романсов настолько певуча, что влияет и на сопровождение. Но иногда Глинка использует кантилену в сопоставлении с речитативным складом («Я помню чудное мгновенье», средняя часть). Говоря о мелодии голоса нельзя не упомянуть вокальную образованность Глинки: «Посвященный во все таинства итальянского пения и германской гармонии, композитор глубоко проник в характер русской мелодии!» (В.Одоевский).

Не голос, а мелодия голоса?
Но тут уж я точно не знаток. Или наоборот - не ne znatok.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38792
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Поэты о композиторах

Сообщение volopo » 28 авг 2017, 08:26

ne znatok писал(а):
...В стихотворении описываются музыкальные концерты, устраиваемые, начиная с 1830-х годов, в специально построенном павильоне Павловского парка -- Павловском вокзале (ныне не сохранившемся).

Стоит уточнить, что здание было специально построено именно как железнодорожная станция первой в России железной дороги.
Однако для привлечения пассажиров там устраивались и всевозможные развлечения. Развлекательные парки тогда назывались воксалами - по названию Vauxhall Gardens в Лондоне. Так и появилось русское слово "вокзал".
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 7486
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Поэты о композиторах

Сообщение fililog » 28 авг 2017, 11:24

ne znatok, спасибо! И за комментарии про "Форель".

Концерт Штрауса в здании Павловского музыкального вокзала показан в фильме "Прощание с Петербургом" (с 1:16:24).
Вот здесь нарезка из кадров о поезде, но там не видно вокзала... :)

Поговаривают, что будут восстанавливать здание, но пока... инвесторов нет. (История и фото вокзала.)

Изображение
В двух словах — в чем девяностые года. — Буфы дамских рукавов и музыка в Павловске; шары дамских буфов и все прочее вращаются вокруг стеклянного Павловского вокзала, и дирижер Галкин — в центре мира. В середине девяностых годов в Павловск, как в некий Элизий, стремился весь Петербург. Свистки паровозов и железнодорожные звонки мешались с патриотической какофонией увертюры двенадцатого года, и особенный запах стоял в огромном вокзале, где царили Чайковский и Рубинштейн. Сыроватый воздух заплесневших парков, запах гниющих парников и оранжерейных роз и навстречу ему — тяжелые испарения буфета, едкая сигара, вокзальная гарь и косметика многотысячной толпы.
Мандельштам. Музыка в Павловске

и только бедный Глинка стоит понуро со своим "голосом".

Ну почему "понуро"? Первая ассоциация — хоровое училище им. Глинки. Может, это имелось в виду? (бывшая Императорская придворная певческая капелла, в числе педагогов был и Глинка)

Успех оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» принес ее автору известность. Опера понравилась семейству императора Николая Павловича, и тот неожиданно для композитора сделал ему довольно лестное предложение. Встретив Михаила Ивановича за кулисами Большого театра во время представления его оперы в декабре 1836 года, царь предложил ему: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следовательно, стоят, чтобы ты занялся ими». М.И. Глинку назначили в Придворную капеллу, но не руководителем, поскольку его звание титулярного советника не соответствовало столь высокой сановной должности.


Хотя, наверное, все же это лишь ассоциация.

А "голос Глинки" — звучание его произведений в этом зале.

Изображение
Последний раз редактировалось fililog 28 авг 2017, 11:36, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8200
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Хелена » 28 авг 2017, 11:36

Или Глинка считался общепризнанной величиной в области произведений для вокала - голоса?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 38792
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 28 авг 2017, 21:30

Да нет, с голосом всё окей, все верно, и для голоса много писал, и сам неплохо пел, всё при нем. Просто, в отличие от мигрени, гудков паровоза и татарщины, "голос" кажется слишком общим определением. Р. же не написал "пианизм Шопена", "полифония Баха", "песенность Шубертa ", "оперный стиль Бородина".
Именно это я имела в виду.

Думаю, элементарно не придумал, что бы такое сказать.
Не пришло в голову никаких интересных мыслей по поводу Михал Иванычa. )
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 35805
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Пред.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3