Поэты о композиторах

Делимся впечатлениями о прочитанном

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Тигра » 07 июл 2017, 08:55

Тигра писал(а):Джаз у раннего Бродского. Всё стихотворение слишком длинное, помещу тут первую примерно треть:

От окраины к центру

Вот я вновь посетил
эту местность любви, полуостров заводов,
парадиз мастерских и аркадию фабрик,
рай речных пароходов,
я опять прошептал:
вот я снова в младенческих ларах.
Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок.

Предо мною река
распласталась под каменно-угольным дымом,
за спиною трамвай
прогремел на мосту невредимом,
и кирпичных оград
просветлела внезапно угрюмость.
Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.

Джаз предместий приветствует нас,
слышишь трубы предместий,
золотой диксиленд
в черных кепках прекрасный, прелестный,
не душа и не плоть --
чья-то тень над родным патефоном,
словно платье твое вдруг подброшено вверх саксофоном.

В ярко-красном кашне
и в плаще в подворотнях, в парадных
ты стоишь на виду
на мосту возле лет безвозвратных,
прижимая к лицу недопитый стакан лимонада,
и ревет позади дорогая труба комбината.

Добрый день. Ну и встреча у нас.
До чего ты бесплотна:
рядом новый закат
гонит вдаль огневые полотна.
До чего ты бедна. Столько лет,
а промчались напрасно.
Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

(...)
(1962)


Целиком тут: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=7412

По-моему, потрясающее. Автору 22 года.
Это стихотворение конгениально читает Юрский.

Перечитала ту свою давнюю реплику.
Беру почти всё назад.

Стихотворение гораздо сильнее, чем я понимала тогда.
А Юрский читает... Плоховато читает. Ко всему прочему, местами путает слова. И выпустил пять или шесть строф.

Я теперь читаю его лучше, чем Юрский. И не потому что громче.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50955
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 27 авг 2017, 23:11

    МУЗЫКА В ПАВЛОВСКЕ
    (девятисотые годы)

    Оранжерейная ли роза
    В окне кареты и лакей,
    Или одышка паровоза
    Над влажным гравием аллей,

    Густое, свежее пыланье
    Дубов и окон на закат,
    Или игла воспоминанья,
    Пруды и стылый листопад?

    Не знаю... Шипром и сиренью
    По сердцу холод пробежал,
    И я вхожу воскресшей тенью
    В старинный Павловский вокзал.

    Вновь гимназист, смущен и кроток,
    Иду смущенно по рядам
    Средь генеральш, актрис, кокоток
    И институтских классных дам.

    У входа фраки и мундиры,
    Билеты рвут кондуктора,
    Волочат саблю кирасиры,
    Вербеной веют веера.

    Духов доносится дыханье,
    Летит позвякиванье шпор,
    И музыка по расписанью
    Ведет негромкий разговор.

    Как передышка от парадов,
    Как заглушенный вальсом страх,
    Тупое скрещиванье взглядов
    И рядом с Бахом — Оффенбах.

    Лицеем занят левый сектор,
    Правей гусары, «свет», а там
    Средь бальных платьев мой директор,
    Меланхоличен, сух и прям.

    Он на поклон роняет веки
    И, на шнурке качнув лорнет,
    Следит за облаком на треке
    Под романтический септет.

    Аплодисменты. Разговора
    Неспешный гул. Сдвиганье мест.
    И вновь три такта дирижера,
    Насторожившийся оркестр.

    Все ждут. Запела окарина,
    Гудят смычки. Удар упал,
    И в медном грохоте лавина
    Со сводов рушится на зал.

    В дожде, в сверкающей лазури,
    В мельканье дьявольском локтей,
    В прорывах грома, в свисте бури
    Весь блеск, весь ужас этих дней!

    О флейты Шуберта! С откоса
    Сквозь трубы и виолончель
    Летите в мельничьи колеса,
    Где лунно плещется форель,

    Взрывайте, веселы и живы,
    Мир зла, обмана и измен,
    Стучите, как речитативы
    Под кастаньетами Кармен!

    В надрывном голосе фагота
    И в струнном бешенстве смычков
    Предчувствие водоворота,
    Размыва, оползня веков.

    И нет плотины, нет спасенья
    От музыки. Останови,
    Когда ты можешь, наводненье
    И грохот гибели в крови!

    Уже летают паутинки,
    И осень века вплетена
    В мигрень Шопена, голос Глинки,
    В татарщину Бородина.

    Уже летит по ветру роза,
    И ниже клонятся весы,
    А дымный отклик паровоза
    Вступает в Баховы басы.

Всеволод Рождественский
1929
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36391
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 27 авг 2017, 23:32

Вот интересно - для всех он нашел что-то характерное, какое-то определение, сравнение, метафору - для Шуберта, Бизе, Шопена, Бородина, Баха... и только бедный Глинка стоит понуро со своим "голосом". )
=================================================
На одном сайте нашла примечания к тексту:

...В стихотворении описываются музыкальные концерты, устраиваемые, начиная с 1830-х годов, в специально построенном павильоне Павловского парка -- Павловском вокзале (ныне не сохранившемся).

Кирасиры -- род войск тяжёлой кавалерии.
Мой директор -- И. Ф. Анненский.
Трек -- площадка и дорожки для спортивных игр, рядом с ж.-д. станцией Павловск-2 и зданием музыкального павильона.
Септет -- музыкальное произведение для семи исполнителей.
Окарина -- флейта.
Мельничьи колёса, форель -- намёк на вокальный цикл Ф. Шуберта (1797-1828) "Прекрасная мельничиха" (1823).
Татарщина Бородина -- имеется в виду опера "Князь Игорь".

Насколько я помню, форель в Прекрасной мельничихе не упоминается. Зато есть отдельная песня Форель и квинтет с
таким же названием. Рождественский логично и уместно сплел одно с другим -

    Летите в мельничьи колеса,
    Где лунно плещется форель -

а в примечаниях просто ошибка.
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36391
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Хелена » 28 авг 2017, 06:42

Про голос - может, что-то в таком смысле:

Вокальная мелодия романсов настолько певуча, что влияет и на сопровождение. Но иногда Глинка использует кантилену в сопоставлении с речитативным складом («Я помню чудное мгновенье», средняя часть). Говоря о мелодии голоса нельзя не упомянуть вокальную образованность Глинки: «Посвященный во все таинства итальянского пения и германской гармонии, композитор глубоко проник в характер русской мелодии!» (В.Одоевский).

Не голос, а мелодия голоса?
Но тут уж я точно не знаток. Или наоборот - не ne znatok.
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39668
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Поэты о композиторах

Сообщение volopo » 28 авг 2017, 08:26

ne znatok писал(а):
...В стихотворении описываются музыкальные концерты, устраиваемые, начиная с 1830-х годов, в специально построенном павильоне Павловского парка -- Павловском вокзале (ныне не сохранившемся).

Стоит уточнить, что здание было специально построено именно как железнодорожная станция первой в России железной дороги.
Однако для привлечения пассажиров там устраивались и всевозможные развлечения. Развлекательные парки тогда назывались воксалами - по названию Vauxhall Gardens в Лондоне. Так и появилось русское слово "вокзал".
Аватар пользователя
volopo
 
Сообщений: 7655
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 22:07
Откуда: Москва и Подмосковье

Re: Поэты о композиторах

Сообщение fililog » 28 авг 2017, 11:24

ne znatok, спасибо! И за комментарии про "Форель".

Концерт Штрауса в здании Павловского музыкального вокзала показан в фильме "Прощание с Петербургом" (с 1:16:24).
Вот здесь нарезка из кадров о поезде, но там не видно вокзала... :)

Поговаривают, что будут восстанавливать здание, но пока... инвесторов нет. (История и фото вокзала.)

Изображение
В двух словах — в чем девяностые года. — Буфы дамских рукавов и музыка в Павловске; шары дамских буфов и все прочее вращаются вокруг стеклянного Павловского вокзала, и дирижер Галкин — в центре мира. В середине девяностых годов в Павловск, как в некий Элизий, стремился весь Петербург. Свистки паровозов и железнодорожные звонки мешались с патриотической какофонией увертюры двенадцатого года, и особенный запах стоял в огромном вокзале, где царили Чайковский и Рубинштейн. Сыроватый воздух заплесневших парков, запах гниющих парников и оранжерейных роз и навстречу ему — тяжелые испарения буфета, едкая сигара, вокзальная гарь и косметика многотысячной толпы.
Мандельштам. Музыка в Павловске

и только бедный Глинка стоит понуро со своим "голосом".

Ну почему "понуро"? Первая ассоциация — хоровое училище им. Глинки. Может, это имелось в виду? (бывшая Императорская придворная певческая капелла, в числе педагогов был и Глинка)

Успех оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» принес ее автору известность. Опера понравилась семейству императора Николая Павловича, и тот неожиданно для композитора сделал ему довольно лестное предложение. Встретив Михаила Ивановича за кулисами Большого театра во время представления его оперы в декабре 1836 года, царь предложил ему: «Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следовательно, стоят, чтобы ты занялся ими». М.И. Глинку назначили в Придворную капеллу, но не руководителем, поскольку его звание титулярного советника не соответствовало столь высокой сановной должности.


Хотя, наверное, все же это лишь ассоциация.

А "голос Глинки" — звучание его произведений в этом зале.

Изображение
Последний раз редактировалось fililog 28 авг 2017, 11:36, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8510
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Хелена » 28 авг 2017, 11:36

Или Глинка считался общепризнанной величиной в области произведений для вокала - голоса?
Аватар пользователя
Хелена
 
Сообщений: 39668
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:46
Откуда: Россия

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 28 авг 2017, 21:30

Да нет, с голосом всё окей, все верно, и для голоса много писал, и сам неплохо пел, всё при нем. Просто, в отличие от мигрени, гудков паровоза и татарщины, "голос" кажется слишком общим определением. Р. же не написал "пианизм Шопена", "полифония Баха", "песенность Шубертa ", "оперный стиль Бородина".
Именно это я имела в виду.

Думаю, элементарно не придумал, что бы такое сказать.
Не пришло в голову никаких интересных мыслей по поводу Михал Иванычa. )
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36391
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 17 ноя 2017, 09:30

Прочитала одно интервью в Часкоре и вспомнила свой давний-предавний пост из любимой ветки:
ne znatok писал(а):Между поэтами и композиторами практически нет ничего общего. Но поэты об этом и знать не хотят, а если знают, то стараются сразу забыть. Поэтому выдумывают направо и налево.

Из чего только сделаны мальчики... тьфу... Ведь из кого берутся поэты? Из хулиганов и шалопаев, фантазеров и мечтателей; из любителей читать запоем, интересующихся... чем только не интересующихся! античной историей, древними языками, бабочками, шахматами, рисованием, музыкой; часто имеющими прекрасное всестoроннее образование.

А откуда берутся композиторы? Они берутся из тех мальчиков, которых запирали в сарае и били палкой по рукам, которых заставляли играть на инструменте часами напролет [ [Бетховен], которых истязали колоссальными физическими и моральными нагрузками, заставляя их давать публичные концерты [Моцарт] которые по многу изнурительных часов подряд стояли в хоре (церковном, да и любом другом), не имея возможности присеть [каждый второй, Пуччини, например]; которые занимались на фортепиано столько, что переигрывали себе руки, повредив кисти на всю оставшуюся жизнь [Шуман]...

Это совсем другие люди, сделанные из другого теста.

А в Часкоре интервью с неизвестным мне современным российским композитором, и там многие вещи перекликаются с тем, что я пыталась выразить своим постом. Плюс у композитора хорошее чувство самоиронии.

МЕДЛЕННО И В ОСНОВНОМ ПЕЧАЛьНО

Почему музыканты учатся так долго, чему они так долго учатся и как это связано с природой музыки. Композитор Борис Филановский рассказывает, чем его ремесло отличается от ремесла писателя или художника.

Мой учитель в Петербургской консерватории выдающийся музыковед Екатерина Ручьевская любила рассказывать, как один знакомый физик спросил ее, может ли она научить его читать партитуры. (Чтение оркестровых партитур — ну, таких, где много строчек сразу, — это специальный консерваторский предмет.) Могу, отвечала Екатерина Александровна, курс обучения 19 лет.

И всякий раз я чувствовал гордость и превосходство. Вот, мол, какие мы тут образованные. Наверное, даже образованней, чем тот полуапокрифический физик. В смысле, музыкальная школа — десять лет, музучилище — четыре года и консерватория — пять лет.

Допустим даже, что тут есть чем гордиться. Да, я умею читать партитуры и мысленно представлять записанные в них звучания — а равно, надеюсь, и такие, которые еще не записаны ни в каких партитурах...

<...>

Но все равно: чему так долго учиться? Что стоит за этими физическими умениями? Почему лишь немногие писатели заканчивали Лит-, допустим, -институт, а лишь немногие композиторы не получили полного профильного образования? Чем слово — как образ мысли, как строительный материал — доступнее звука? И если бы только слово. С художественным образованием тоже все проще, чем с музыкальным...

<...>

Ну или так, совсем вульгарно. Не обладая нужными навыками, можно «сразу», с нуля, нарисовать что-то на холсте или написать словами на бумаге. И что-то, скорее всего, получится — плохо, но получится.

С музыкой не получится даже этого. Ее материя заключает в себе нечто такое, что не позволяет прямого творческого действия без предварительной подготовки.

Конечно, можно схватить технические средства и произвести звуковой контент. Засэмплировать на сэмплере, надиджеить на вертушке, наиграть на синтезаторе и т. д. — нынешние возможности безграничны. Однако в каждом медиуме заключена некая звуковая история, и она неизбежно вылезает наружу при его использовании. В этом контексте чем проще и технологичнее сделана музыка, тем больше, условно говоря, чужих пресетов она в себе содержит. Другими словами, предварительная подготовка (см. выше) встроена в медиум.

Вышло ироничнее, чем хотелось: на самом деле я далек от мысли, что практики из предыдущего абзаца — более низкого сорта, чем чистая композиция, которая, мол, приближается к «творению из ничего».

Напротив, я хочу десакрализовать свое занятие, воспетое в многочисленных трудах писателей, художников и др. о примате музыки над их собственными искусствами.

Позвольте быть честным. Мне как среднему композитору весьма лестны эти заочные хвалы в том числе от великих представителей несмежных специальностей. Однако я не могу не понимать, что преклонение идет в основном перед высочайшим профессиональным цензом: в музыке он выше, чем в любом другом искусстве (возможно, кроме балета и архитектуры).

Ценз этот есть не что иное как развитый внутренний слух. Именно на его культивацию уходят 19 лет обучения (обычно, кстати, меньше). В своей основе внутренний слух — совсем простая вещь. Это умение сопоставлять два и более звука и делать это в самых неудобных временных рамках — от симультанности до неограниченного промежутка.

Естественно, это невозможно без специального устройства памяти. Память как таковая — это способность реагировать на известные раздражители; музыка есть сложнейшая, разветвленная, многоуровневая — и в то же время лишь отчасти физиологически обусловленная — система раздражителей; ergo, музыкальная память возникает чрезвычайно медленно, как привыкание к этой системе.

Но еще медленнее возникает способность активно ее использовать — то есть генерировать значащие комбинации раздражителей. Для этого личная память должна уходить очень глубоко в подсознание, доставая до того дна, где лежат общие для музыканта и его аудитории стереотипы восприятия.

<...>
Вот, вам, собственно, и условные 19 лет.

Музыканты — это очень медленные, очень сложные и очень зарегулированные животные.

Им тяжело в учении и еще тяжелее в бою. Поэтому восхищайтесь ими, не скупитесь. «Как это, сочинять прямо из головы? Не могу себе представить!».

http://www.chaskor.ru/article/medlenno_ ... alno_39864
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36391
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Тигра » 17 ноя 2017, 09:50

Это очень, очень интересно.
И, похоже, верно.

интервью с неизвестным мне современным российским композитором

Я сперва прочла "с ненавистным мне". Очень удивилась и перечитала.
Аватар пользователя
Тигра
 
Сообщений: 50955
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 20:15
Откуда: США; до того — Москва

Re: Поэты о композиторах

Сообщение ne znatok » 17 ноя 2017, 10:45

Тигра писал(а):Я сперва прочла "с ненавистным мне". Очень удивилась и перечитала.

Нет, у меня не бывает ненавистных композиторов. )
Аватар пользователя
ne znatok
 
Сообщений: 36391
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 18:46

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Loriel » 17 ноя 2017, 15:48

Очень авангардным композитором оказался. Очень. https://www.youtube.com/watch?v=dkSLJD69H9Y
Но люди, конечно, невероятно "любезны". Ну, создал человек то, что тебе не нравится, но он же никого не убил, за что такие грубости? "Это издевательство над нашими чувствами. Неестественная дрянь. Я отторгаю этот мусор на лицо его создателя. Ибо рвота здесь единственно адекватное побуждение". Как так можно?
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 3783
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Loriel » 17 ноя 2017, 16:18

Вот тут получше будет. Нет, я не поклонник этого композитора, но всё-таки получше.
https://www.youtube.com/watch?v=kFQ0VdjdO4g
(Или это не его произведение? Проверила, его. На сайте его написано.)
Еще. Что нашла."Шмоцарт". https://www.youtube.com/watch?v=KQfddnhFBCE
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 3783
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Поэты о композиторах

Сообщение fililog » 17 ноя 2017, 16:49

Loriel писал(а):Очень авангардным композитором оказался. Очень. https://www.youtube.com/watch?v=dkSLJD69H9Y

Сам композитор об этом своем произведении — Seemphony: создано для конкурса ютюб, называется от англ. to seem "казаться", далее про то, что состоит из трех частей, которые, в зависимости от названия, могут быть по-разному восприняты (исполняться могут в разном порядке, но названия частей не менять). Интересен мне был сам его подход к этому. Слушала честно первые две минуты, потом поняла: не мое.
Аватар пользователя
fililog
 
Сообщений: 8510
Зарегистрирован:
25 окт 2013, 10:31
Откуда: Москва

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Loriel » 17 ноя 2017, 16:56

А вот я нашла еще оригинальное. Дмитрий Курляндский. Riot of Spring
https://www.youtube.com/watch?v=ZIFmzP-b9Pw
Может, если соотнести с названием, "покатит"?:)
_________________
Название, думаю, отсылка к Стравинскому, но оно здесь отдельно имеет значение.
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 3783
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Re: Поэты о композиторах

Сообщение maggie » 17 ноя 2017, 17:00

"авангардистский изо-оффтоп")))

Loriel писал(а):Ну, создал человек то, что тебе не нравится, но он же никого не убил, за что такие грубости? "Это издевательство над нашими чувствами. Неестественная дрянь. Я отторгаю этот мусор на лицо его создателя. Ибо рвота здесь единственно адекватное побуждение". Как так можно?

Loriel, мы это на ветке Бранкузи обсуждаем применительно к изобразительному в основном искусству.
Там можно за авангардизм и кирпичом с какой-нибудь инсталляции получить. lol
Die Gedanken sind frei!
Аватар пользователя
maggie
 
Сообщений: 20464
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 17:56
Откуда: Германия

Re: Поэты о композиторах

Сообщение Loriel » 17 ноя 2017, 17:24

Без авангарда плохо:)
Мне произведение Курляндского напомнило один фильм (он случайно оказывается на гомосексуальную тематику, но это здесь неважно). Расскажу подробно, как всё было:) Правда, я могла что-то подзабыть, но суть такая. По-моему, фильм длится минут сорок. По пустынно-барханной местности идут два парня. Молча идут, идут, идут, идут, идут, идут, идут, идут, идут... идут. Останавливаются, ложатся на землю, потом, вроде, следует какой-то поцелуй. Молча полежали, затем встают и обратно идут, идут, идут, идут, идут... идут. Конец фильма:)
Аватар пользователя
Loriel
 
Сообщений: 3783
Зарегистрирован:
28 дек 2009, 19:43

Пред.

Вернуться в Литературный уголок

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4