... Идалия Полетика до конца жизни испытывала какую-то необъяснимую ненависть к Пушкину. Престарелая Полетика через 51 год после смерти Пушкина, проживая вместе с братом в Одессе, по словам П.Н. Бартенева, намерена была плюнуть на памятник Пушкина, воздвигаемый в Одессе в 1881 году.
http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/duelpush.shtml
maggie писал(а):Как-то за разговорами и стихами все позабыли об отвергнутой интриганке Полетике...![]()
maggie (наша современница, наследница Леони-Шарлотты де Дантес-Гончаровой)
Петербургская стерва Полетика
Не владела сама пистолетиком.
На великого ПАС
За в любви ей отказ
Натравила француза-ерЕтика.
adada писал(а):(Как обычно, цитирую в удобном для распознавания источников формате .)
Helena писал(а):...новая заморочка?
adada писал(а):Если стихотворение рождается в ней же экспромтом, его надо оформить единообразно, вот и всё.
Марго (автор-современница)
Жил на свете Дантес — он же Жора.
Нет особы нужней для укора:
Он поэта убил,
Дочь в психушке сгноил,
В общем — кладезь людского позора!
'Бэлла Слесарченко' (поэт-виртуал, унисекс)
(племянник):
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Убил поэта негодяй?
Ведь Пушкин был еще не старым.
Ему бы жить!
(дядя):
- Ай-яй-яй-яй!
Убили негра! Замочили суки!
Пал оклеветан он судьбой.
Убийц в крови по локоть руки.
А Пушкин - с гордой головой!
Убит! К чему теперь вздыхаем?
Судьбы исполнен приговор.
На растерзанье вертухаям
Отдал поэта прокурор.
Теперь, боюсь, он не услышит,
Как по нему скорбит толпа.
С венцом в груди он взвился выше
Александрийского столпа.
Но будут схватки боевые!
Мы память Пушкина спасем!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.Примечание.
Бородин - великий русский
композитор, сочинявший оперы.
"Неподалеку от материнской находится могила дочери ЛеонииШарлотты Дантес. Первая красавица, умница, дома она прошла весь курс Эколь Политекник ("Высшей политехнической школы"), что женщине в те времена было сделать довольно трудно. Во французской семье, во французской обстановке она изучила русский язык, больше всего, как пишут, "до крайности разума", полюбила стихи дядюшки Пушкина, вместо распятия повесила у себя в комнате его портрет и в запале дерзко высказала отцу свое мнение по поводу поединка на Черной речке, бросив ему в лицо: "Убийца!".
На два года в доме барона затаилось тяжелое молчание.
А после — точно кто-то отобрал ее здоровье. Она угасала на глазах. Закончила жизнь в доме умалишенных. Запер, по-видимому, туда ее сам отец, написав в истории болезни: "эротомания под влиянием произведений дядюшки Пушкина…".
Дантес, говорят, часто приходил сюда, на ее могилу, клал маргаритки и долго молчал."
Игорь Емельянов ('Чин')
пиво в кружках рядом Пушкин
вместе с ним дружок Дантес
держит Пушкина на мушке
Пушкин ест деликатес
говорю Дантесу прямо
“слушай парень это ж “Яма”
вот креветки
прямо с ветки
шашлыки от Фудзиямы”
он кричит и что ни слово
“Гончарова Гончарова”
Пушкин пьет седьмую кружку
вспоминает про старушку
“помню няня говорила
раньше пиво было в жилу
а теперь одна вода
и бывает не всегда”
а Дантес вокруг елозит
видно ерш его разводит
он визжит “какого хрена
няня баба Геккерена”
лезет драться бьет бокалы
это зря кругом фискалы
и Дантеса два сержанта
волокут под аксельбанты
Пушкин хмур ему я “плюнь ты
сё картофельные бунты”
Пушкин мне “да что мне злиться
взял Натаху не девицей
а Дантес хоть парень грубый
но ей мил” мычит сквозь зубы
“а я пятый иль двадцатый
одна мука что женатый
как приду домой под мухой
так она мне оплеуху”
я “вот шлюха” он “не шлюха
просто я не в ее духе”
я икнул а Пушкин залпом
опрокинул свой бокал
улыбнулся как-то жалко
сел на лошадь ускакал
я подумал “из-за дуры
гибнет цвет литературы
русский подлинный талант”
тут меня забрал сержант
(журнал «Новая Юность», 2000, №1)
Булат Окуджава
РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОЗЛЕ ДОМА, ГДЕ ЖИЛ ТИЦИАН ТАБИДЗЕ
Берегите нас, поэтов. Берегите нас.
Остаются век, полвека, год, неделя, час,
три минуты, две минуты, вовсе ничего...
Берегите нас. И чтобы все — за одного.
Берегите нас с грехами, с радостью и без.
Где-то, юный и прекрасный, ходит наш Дантес.
Он минувшие проклятья не успел забыть,
но велит ему призванье пулю в ствол забить.
Где-то плачет наш Мартынов, поминает кровь.
Он уже убил однажды, он не хочет вновь.
Но судьба его такая, и свинец отлит,
и двадцатое столетье так ему велит.
Берегите нас, поэтов, от дурацких рук,
от поспешных приговоров, от слепых подруг.
Берегите нас, покуда можно уберечь.
Только так не берегите, чтоб костьми нам лечь.
Только так не берегите, как борзых - псари!
Только так не берегите, как псарей - цари!
Будут вам стихи и песни, и еще не раз...
Только вы нас берегите. Берегите нас.
Дмитрий Кедрин
ЗИМНЕЕ
Экой снег какой глубокий!
Лошадь дышит горячо.
Светит месяц одинокий
Через левое плечо.
Пруд окован крепкой бронью,
И уходят от воды
Вправо - крестики вороньи,
Влево - заячьи следы.
Гнется кустик на опушке,
Блещут звезды, мерзнет лес,
Тут снимал перчатки Пушкин
И крутил усы Дантес.
Раздается на полянке
Волчьих свадеб дальний вой.
Мы летим в ковровых санках
По дороге столбовой.
Ускакали с черноокой
И - одни... Чего ж еще?
Светит месяц одинокий
Через левое плечо.
Неужели на гулянку
С колокольцем под дугой
Понесется в тех же санках
Завтра кто-нибудь другой?
И усы ладонью тронет,
И увидит у воды
Те же крестики вороньи,
Те же заячьи следы?
На березах грачьи гнезда
Да сорочьи терема?..
Те же волки, те же звезды,
Та же русская зима!
На погост он мельком глянет,
Где ограды да кресты.
Мельком глянет, нас помянет:
Жили-были я да ты!..
И прижмется к черноокой,
И задышит горячо.
Глянет месяц одинокий
Через левое плечо.
Давид Самойлов
Свободный стих
В третьем тысячелетье
Автор повести
О позднем Предхиросимье
Позволит себе для спрессовки сюжета
Небольшие сдвиги во времени —
Лет на сто или на двести.
В его повести
Пушкин
Поедет во дворец
В серебристом автомобиле
С крепостным шофёром Савельичем.
За креслом Петра Великого
Будет стоять
Седой арап Ганнибал —
Негатив постаревшего Пушкина.
Царь
Примет поэта, чтобы дать направление
Образу бунтовщика Пугачёва.
Он предложит Пушкину
Виски с содовой,
И тот не откажется,
Несмотря на покашливание
Старого эфиопа.
— Что ж это ты, мин херц? —
Скажет царь,
Пяля рыжий зрачок
И подёргивая левой щекой.
— Вот моё последнее творение,
Государь, —
И Пушкин протянет Петру
Стихи, начинающиеся словами
“На берегу пустынных волн…”
Царь пробежит начало
И скажет:
— Пишешь недурно,
Ведёшь себя дурно, —
И, снова прицелив в поэта рыжий зрачок,
Добавит: — Ужо тебе!..
Он отпустит Пушкина жестом,
И тот, курчавясь, выскочит из кабинета
И легко пролетит
По паркетам смежного зала,
Чуть кивнувши Дантесу,
Дежурному офицеру.
— Шаркуны, ваше величество, —
Гортанно произнесёт эфиоп
Вслед белокурому внуку
И вдруг улыбнётся,
Показывая крепкие зубы
Цвета слоновой кости.
Читатели третьего тысячелетия
Откроют повесть
С тем же отрешённым вниманием,
С каким мы
Рассматриваем евангельские сюжеты
Мастеров Возрождения,
Где за плечами гладковолосых мадонн
В итальянских окнах
Открываются тосканские рощи,
А святой Иосиф
Придерживает стареющей рукой
Вечереющие складки флорентинского плаща.
adada писал(а):Чтобы "эротоманка", влюбленная в поэзию, да не писала сама стихов...
Не случайно, не напрасно, —
поучает Филарет, —
дар нечаянный, опасный
получаешь ты, поэт.
Не случайно глазки косы
у бесстрастной Натали,
не напрасно под откосом
ты валяешься в пыли,
внемлешь арфе серафима
и ублюдкам MTV
в ужасе несокрушимом,
в счастии неутолимом,
в неслучайной сей любви.
ЧЕРНАЯ РЕЧКА
Быть не могло такое зло,
На рождество, в святой сочельник.
Весь город снегом занесло,
Был день гнусней, чем понедельник;
С утра затеялась метель,
Уютно возле теплой печки,
А Он поехал на дуэль,
Стреляться там,
На «Черной речке».
Дуэль была с пяти шагов,
И пистолет не дал осечки,
На радость всех его врагов
В тот черный день на «Черной речке».
Стволы надежны у «Лепажа»,
Отлично дело знал француз,
Не мог помочь Всевышний даже,
В живот попал «свинцовый груз».
Везли в Дантесовой карете,
Сбежались на совет врачи.
Толпа собралась на рассвете
И тихо зябли «стукачи».
О, как же ты жестока Русь!
К сынам Отечества великим,
Верха одерживает гнусь,
Под гербом мрачным и двуликим.
Есть памятник Нерукотворный
Не заросла к нему тропа.
И Он вознесся непокорный
Высоко, над крестом столпа.
И много лет уже промчалось
То побеждает Бог, то Бес.
Увы, традиция осталась
Где есть Поэт, есть свой Дантес !!
Марк Шифрин
1987 г.
ЧЁРНАЯ РЕЧКА
Все прошло, пролетело, пропало.
Отзвонила дурная молва.
На снега Черной речки упала
Запрокинутая голова.
Смерть явилась и медлит до срока,
Будто мертвой водою поит.
А Россия широко и строго
На посту по-солдатски стоит.
В ледяной петербургской пустыне,
На ветру, на юру площадей
В карауле почетном застыли
Изваянья понурых людей -
Мужики, офицеры, студенты,
Стихотворцы, торговцы, князья:
Свечи, факелы, черные ленты,
Говор, давка, пробиться нельзя.
Над Невой, и над Невским, и дальше,
За грядой колоннад и аркад,
Ни смятенья, ни страха, ни фальши -
Только алого солнца закат.
Погоди! Он еще окровавит
Императорский штаб и дворец,
Отпеванье по-своему справит
И хоругви расплавит в багрец.
Но хоругви и свечи померкли,
Скрылось солнце за краем земли.
В ту же ночь на Конюшенной церкви
Неприкаянный прах увезли.
Длинный ящик прикручен к полозьям,
И оплакан метелью навзрыд,
И опущен, и стукнулся оземь,
И в земле святогорской зарыт.
В страшном городе, в горнице тесной,
В ту же ночь или, может, не в ту
Встал гвардеец-гусар неизвестный
И допрашивает темноту.
Взыскан смолоду гневом монаршим,
Он как демон над веком парит
И с почившим, как с демоном старшим,
Как звезда со звездой, говорит.
Впереди ни пощады, ни льготы,
Только бури одной благодать.
И четыре отсчитаны года.
До - бессмертья - рукою подать.
Павел Антокольский
1959
На 210-летие А.С. Пушкина
В тот день воды этой реки неподвижно застыли.
Вдоль берега молча слонялся угрюмый Харон.
Трескучий морозец, скрип снега и лошади в мыле.
В крылатке сквозь серое утро является Он.
Французское слово «дуэль» - приговор для поэта.
Французский противник. Французский в руке пистолет.
Цепочка шагов на снегу грязно-белого цвета,
Как строчка без рифмы. Как мера непрожитых лет.
Кого обвинить за слепое, бездумное, злое?
За тихий укор вместо громкого окрика «стой!»
За небо, что звезды оскалило над головою.
За землю, что станет могилой сырой и пустой.
И вряд ли уже пожалеть он успеет о доле,
Что выпала пиковой дамою из рукава
В ладони врагу. И поэтому – белое поле,
И черная речка, и желтая пресса. Молва
Еще разнесет по углам, подворотням и залам
Всю правду, украсив ее до подобия лжи.
Но солнце поэзии русской светить перестало
И только Харон у причала его сторожит.
Он не был неправым, бумагу ночами марая
Он не был неправым, спуская французский курок.
И трусом он не был, перчатку французу бросая,
Давая другим благородства последний урок.
«Le page» сухо грянет и стая ворон закружится.
Рассветную серость окрасит кровавой росой
Поэт. Его сердцу недолго отпущено биться.
И эта река станет черной его полосой.
Лишь годы спустя время раны затянет рубцами.
В историю русский уйдет, а француз – в пустоту.
Стихи же уйдут поколеньям потомков гонцами,
А Черная речка запомнит его правоту.
Дмитрий Галактионов
современный автор
maggie писал(а):...Шифрина, но, по-моему, его "Чёрной речки" ещё на ветке нет.
Владимир Щербединский (современный поэтодраматург)
Посвящение ярым патриотам.
Смотрю, Андрей Дементьев бедного Дантеса
в стихах лукавых снова «горестно» клеймил.
Видать, пиит себе хотел добавить веса,
играя струнами душ русских, пуще беса
невежд и ярых патриотов тонко злил.
Опять глаголил, христианского прощенья
не заслужил, мол, этот подлый басурман,
пусть род его из поколенья в поколенье
гнетёт груз тяжкий злодеянья, преступленья,
проклятья нации, презрев, что Пушкин сам
простил того, как подобает православным.
Наш Александр Сергеич все же понимал,
что оба – жертвы в светском игрище «забавном»,
бедняги псы на ринге в цирке балаганном,
но демон зависти, гордыни драться гнал.
Чего греха таить, он был большим повесой,
любил и-и... пакостил и-и... списочек писал,
всерьёз ли, в шутку ли – под времени завесой –
гадать лишь можно, и красавчику Дантесу
он в этом смысле сто очков вперёд бы дал!
Когда же сам наткнулся сердцем оголённым
на розы ревности разящие шипы,
вмиг стал безумцем оглушённым, ослеплённым,
несчастным мавром, жаждой мести опьянённым.
Заложник «чести!» и обычаев толпы
не мог смирить себя никак, свой норов дикий.
А ведь Дантес ему роднёй стал. Свояком!
Сестру Натальи взял, утих чтоб наш великий,
без денег, старше на шесть лет! Свет многоликий,
поди, его счёл жалким трусом, дураком.
Француз унизился так, ниже просто нету!
Всё было мало Саше, кровь желал пустить,
пробить красавцу карьеристу эполеты,
чтоб стыла кровь от страха в венах всего света!..
Весь высший свет готов был вызвать и убить.
Стрелял как бог он по мишеням, но в дуэли
спокойным нужно, хладнокровным важно быть,
а он пошёл, гонимый злобой, без шинели,
бездумно, грудью, не прикрывшись!.. Если б ели
могли от пули роковой его закрыть...
Нет. Не закрыли ели. Чуда не свершилось.
А Жорж ручонкой нежной грудку защитил,
хоть юным был, ан всё ж не глуп, как многим мнилось,
он жизнь ценил, он жаждал выжить!.. Получилось:
рука спасла. И не казнили. До-олго жил
потом на родине достойно, в высшем ранге,
сената членом став, и четверых растил.
Его жена в письме писала: «Муж мой – ангел!».
В любом из нас сокрыт сам-враг: и бес и ангел.
И перед смертью в Саше ангел победил.
ANNA писал(а):По версии французов, Наталья Николаевна влюбилась, но не изменяла мужу. Но влюбилась. И сказала об этом Пушкину. Дальше понятно, Пушкин был, естественно, оскорблён.
Не побивайте камнями. Другая версия тоже имеет право на существование. А сколько тогда было лет жене Пушкина. Разве это так уж невозможно?
Истра писал(а):
Все это до конца недоказуемо, кануло в Лету... Так что оставим себе красивую поэтическую всеми признанную историю.
Николай Туровертов, "боян казачества", 1899 (ст. Старочеркасская)-1972 (Париж)
НИКАКОГО ПРОЩЕНЬЯ НАМ НЕТ...
Задыхаясь, бежали к опушке.
Кто-то крикнул: устал, не могу.
Опоздали мы. Раненный Пушкин
Неподвижно лежал на снегу.
Слишком поздно опять прибежали -
Никакого прощенья нам нет.
Опоздали, опять опоздали
У Дантеса отнять пистолет.
Снова также стояла карета,
Снова был ни к чему наш рассказ,
И с кровавого снега поэта
Поднимал побледневший Данзас.
А потом эти сутки мученья,
На рассвете несдержанный стон,
Ужасающий крик обреченья
И жены летаргический сон.
Отлетела душа, улетала,
Разрешила последний вопрос,
Выносили друзья его тело
На родной петербургский мороз.
И при выносе мы на колени
Становилися прямо в сугроб.
И Тургенев, один лишь Тургенев
Проводил самый близкий нам гроб...
И не десять, не двадцать, не тридцать
Может быть, уже тысячу раз,
Снился мне и ещё будет снится
Этот чей-то неточный рассказ.
Журнал "Станица" (Париж), №22, апрель 1937 года.
Георгий Фрумкер ("Литературная газета" -- Кливленд, штат Огайо)
Пушкин
А мы? Что ж мы? Наш горький выбор -
Жить дальше вопреки всему.
До боли зубы сжав, не выдав
Всей мстительной любви к нему.
(Яков Рабинер)
Да, мстительна любовь поэта.
У каждого свои грехи:
Дантес стрелял из пистолета.
Рабинер написал стихи.
Игорь Кудрявцев (ростовский поэт)
Дуэль
Еще молчит в руке мятежной
Неутоленный пистолет.
Но на земле России снежной
Дантес уже оставил след.
И что с того, что мир прекрасен, -
Окрасив кровью русский снег,
У русской речки рухнет наземь
Не просто тело - целый век…
Раздался выстрел на опушке,
Заставив вздрогнуть черный лес…
Лишь на мгновенье умер Пушкин,
И лишь мгновенье жил Дантес.
ANNA писал(а):Я тут совершенно случайно наткнулась на статью из "Московского комсомольца" (в библиотетеке покойной мамы нашла). Если нужно, найду номер и год.
Так вот. У потомков Дантеса другая версия. Пушкин же не был прям уж хорошим/идеальным мужем. Наталья Николаевна была почти всегда была беременна (понятно, насколько это тяжело), Пушкин достаточно жестоко высмеивал поэические опыты своей жены (может и совсем неудачные, но ей было очень обидно).
По версии французов, Наталья Николаевна влюбилась, но не изменяла мужу. Но влюбилась. И сказала об этом Пушкину. Дальше понятно, Пушкин был, естественно, оскорблён.
Не побивайте камнями. Другая версия тоже имеет право на существование. А сколько тогда было лет жене Пушкина. Разве это так уж невозможно?
Марго писал(а):До чего ж все-таки Веллер многословен. И неостроумен.
Марго писал(а):До чего ж все-таки Веллер многословен. И неостроумен.
Инга Пидевич (медик и литератор, Москва-Шверин)
Пушкин до и после дуэли
Вот всё решилось наконец!
С души как будто сняли камень.
Так называемый, отец
Для вызова недосягаем.
Но «сын» его – подлец и трус
Не смог от боя отвертеться.
На этот раз подставит хлюст
Под дуло пистолета - сердце.
Скорей бы, только бы скорей!
Дом сплетни пачкают, порочат!
Они клубком шипящих змей
Опутывают дни и ночи.
Нет измышлениям конца,
И чтобы не терять лица
Все силы надобны. А музы
Сбегают от такой обузы.
Не пишется. И мудрено
Стихов тончайших полотно
Сплести под злобное шипенье.
Исчерпано его терпенье.
Он должен защитить свой мир.
Дантес получит сувенир!
Что будет дальше? Будет суд
В поместье надолго сошлют.
Жена противиться отъезду
Уже не сможет. Света бездну
Покинет наконец она.
И будут рощи, тишина…
Работать сможет он спокойно,
Семейство будет жить достойно.
Долги не будут впредь рости.
Вот что он видит впереди.
А если вдруг убьют его?
Что ж, если так судьбе угодно,
Тут ухищрения бесплодны.
Как с тем Олегом и конём…
Не нужно думать бы о нём.
Ведь нет предчувствия плохого
В душе. Уж утро, полседьмого.
Решиться всё должно до ночи.
Решит он всё без проволочек!
Он будет умирать, превозмогая боли;
Советовать жене, чтоб сплетни потушить,
В поместье тихо жить два года, три – не боле.
Потом в достойный брак ей надлежит вступить.
Он будет уверять: она не виновата;
О детях будет он тревожиться своих
И о деньгах друзей, им без расписок взятых;
И об ошибках и грехах скорбеть былых.
Жалеть о строчках, что уже не написать.
Прощаться и прощать, всех и за всё прощать.
("Мой окоём" – СПб.: Алетейя, 2009 г.)
Ліна Костенко
ВІЯЛО МАДАМ ПОЛЕТИКИ
Ідалія Полетика,
прославилася бабонька,
цькувала собі генія, знічев'я, просто так.
Тепер в музеях Пушкіна
зі стін очима кліпає,
за віяло ховається, коли екскурсовод
ні-ні та й скаже: - Ось вона,
та сама світська дамочка,
котра цькувала генія. Нікчемна, а й вона
отрути жменьку вкинула, де наклепи варилися,
і є в його загибелі також її вина.
Куди ж тепер їй дітися?
Безсмертя річ безвихідна.
Всі погляди спиняються на ній, на ній, на ній!
А що, мадам Полетико?
Позиція невигідна.
Тепер сиди у рамочці, прилюдно червоній.
Він щедрий, незлопам'ятний,
він виві тебе з ницості.
Без нього, без убитого, ну ким би ти була?
А так усі розплутують по вузлику, по ниточці,
вже років сто розплутують усе, що ти плела.
В Дантеса були крильця - сріблясті еполетики.
Він пурхав, ти звивалася - як жевжик і змія.
Воно, звичайно, бувши
дружиною Полетики,
годилось би залишити достойніше ім'я.
Ідалія, вродливиця, і очі з поволокою,
дитя розпусти графської, рождене без вінця.
Як ви цькували генія!
Безжалісно, толокою.
Чого ж тепер ти віялом прикрила півлиця?
Ідалія, сучасниця,
ну, як тобі сичалося?
Звідкіль взялося віяло, бо наче ж не було.
Чи ти ото прикрилася, щоб совість не пручалася,
щоб люди не побачили роздвоєне жало?
А треба ж було думати,
царі, Дантеси, Дубельти,
Ідалія Полетика, і всі на одну масть!
То небезпечно - генія цькувати.
Він у безсмерті страшно вам воздасть.
Евгений Семичев, поэт русской идеи
Пушкин Дантеса простил,
И завещал секунданту,
Чтоб за него он не мстил
Фрачному фряжскому франту.
Так и сказал: “Отпусти
Злую промашку французу!
Тяжко мне в небо нести
Черную эту обузу...”
Гений злодею не мстил.
Гордо Дантес удалился.
Пушкина он не простил.
Ажно умом повредился.
Пушкин сияет с небес
Солнышком ясным средь мрака,
А в преисподней Дантес
Скалится, словно собака.
Кирилл Комаров, питерский бард
Мой друг актёр Гоша Шадрин
До того, как нарвался на нож,
Служил в областном театре,
Где все его звали "Жорж".
Кроме этого, Гоша
Любил и писал стихи.
Актером он был хорошим,
Поэтом он был плохим.
Мой друг актёр Гоша Шадрин
Частенько сидел без рубля.
В своём областном театре
Он был на вторых ролях.
А тут институтский кореш
Нашел ему подмолот:
"Сняться в кино не хочешь?" —
Спросил он Гошу. И вот
Гоша читает пьесу,
То есть, сценарий. Ну что ж,
Он будет играть Дантеса,
Которого звали Жорж.
Костюмы, бумаги, пробы,
Кофе, ха-ха, хи-хи...
В общем, сплошная проза,
А Гоша писал стихи.
Дубль один! Из пачки
Режиссер достаёт "Казбек",
Дантес жмёт на собачку,
Пушкин падает в снег...
Ещё раз! Идёт работа,
Нервничает режиссер.
Ему не нравится что-то,
Может быть, даже всё.
"Попробуем снять от леса...
Медленно... как во сне...
Теперь крупно — лицо Дантеса..." —
И Пушкин падает в снег.
Всё началось с дуэли
И закончилось тоже ей.
Пули своё отпели,
Настало время ножей.
А Гоше не нравился Пушкин.
Вернее, игравший его.
Кому-то стихи — игрушки,
Кому-то — пуля в живот.
А актёр, игравший поэта,
Был циник, пошляк и жлоб.
Гошу бесило это.
Сжигало. И вот сожгло.
Горечь обиды давней
Горела, видать, до сих пор.
О Наталии Николавне
Зашел у них разговор.
И актёр, игравший поэта,
Знаток человеческих душ,
Сказал: "Анекдот все это.
Жена, любовник и муж..."
Он говорил. А Гоша
Молчал и слушал. Кивал.
Актером он был хорошим.
Он слушал и все молчал.
А в висках нарастал шум крови,
В ушах колокольный звон...
Потом следствие установит,
Что первым ударил он.
А тот схватился за ножик.
Хотел попугать. И Жорж —
Гошу все звали Жоржем —
Сам налетел на нож…
Это трудно назвать дуэлью,
Но всё-таки, всё-таки вдруг
Время на самом деле
Замыкается в круг?
Ведь небу совсем не важно,
Нож или пистолет —
Такие разные персонажи,
Такой похожий сюжет.
Но где б ни случилось это,
Какой бы не вился век,
Небо узнает поэта
По крови, пролитой на снег.
По крови пролитой...
Александр Иванов (1936-1996)
Я к вам пишу
Во сне я вижу:
приезжает Пушкин.
Ко мне.
На светло-сером «Москвиче».
(Майя Борисова)
«Я к вам пишу…» –
так начала письмо я,
Тем переплюнув многих поэтесс.
А дальше – от себя.
Писала стоя.
И надписала:
«Пушкину А. С.»
И дождалась!
У моего подъезда
Остановились как-то «Жигули».
Суров как месть,
неотвратим как бездна,
Выходит Пушкин вместе с Натали.
Кудряв как бог,
стремительный,
Жену оставив «Жигули» стеречь,
Он снял цилиндр,
небрежно смял перчатки
И, морщась,
произнес такую речь:
– Сударыня, пардон,
я знаю женщин
И воздаю им должное, ценя,
Но прибыл вас просить,
дабы в дальнейшем
Вы не рассчитывали на меня… –
Стояла я
и теребила локон,
Несчастней всех несчастных поэтесс,
И вижу вдруг,
что едет мимо окон
И делает мне ручкою
Дантес.
Вернуться в Литературный уголок
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8